Могут ли работники местной администрации штрафовать предпринимателей?
Регулярно провожу встречи с представителями бизнеса в нашем городе в рамках деятельности общественной организации по развитию предпринимательской среды. Участники этих встреч - предприниматели, я же участвую как практикующий юрист, специализирующийся на защите бизнеса. Поэтому более актуальные мои ответы на запросы предпринимателей по защите их прав вы можете читать на канале Юридического Центра "Гильфанов и Партнеры".
На одной из таких встреч был поднят вопрос о правовых основаниях, процедурах и причинах наложения административных штрафов на предпринимателей работниками администрации муниципального образования. Был обсужден кейс, когда предпринимателю пришлось заплатить 100 000 рублей штрафа за полгода из-за контрольной деятельности местной администрации. Эти непредвиденные расходы вызывают недовольство, поскольку подобные ситуации могут возникать и со стороны других контролирующих органов с аналогичными полномочиями. Этот кейс вдохновил меня предоставить бизнесу информацию о муниципальном контроле со стороны местного самоуправления, с учетом процессуального права. Основной упор делается на соблюдение правил благоустройства, нарушения которых чаще всего приводят к наложению штрафов на предпринимателей.
Сотрудники администрации (отдел муниципального контроля), ответственные за выявление нарушений у предпринимателей и других граждан, осуществляют контроль в рамках муниципального образования. Их деятельность регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ и Положениями об организации муниципального контроля в сфере благоустройства N-ского муниципального образования. Правила контроля утверждаются местными органами власти.
Рекомендуется изучить правила благоустройства места осуществления предпринимательской деятельности на официальном сайте администрации. Они содержат требования к торговым объектам, их содержанию и местоположению. Невыполнение этих требований чаще всего влечет штрафные санкции. А когда можно не соблюдать правила при размещении нестационарных торговых объектов написал в этой статье "Нарушил правила - сохранил бизнес. Когда это возможно?"
Для ясности и в соответствии с законом: контрольный орган относится к лицам, осуществляющим проверку, в то время как контролируемые лица подвергаются проверке. Основная цель муниципального контроля, предусмотренная в Федеральном законе № 248, заключается в достижении общественно значимых результатов, связанных с снижением риска ущерба охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований. Следовательно, цели муниципального контроля имеют абстрактный характер, что обусловливает установление законодателем таких же абстрактных и субъективных категорий риска (высокий, средний, низкий). Эти абстракции влияют на выбор профилактических и контрольных мер, их содержание и интенсивность проверок. Каждый объект контроля (например, предприниматели) ежегодно классифицируется контрольным органом по одной из категорий риска. Другими словами, если ваш бизнес отнесен к высокому риску, то инспекторы муниципального контроля будут проверять вас чаще, чем ваши соседи-конкуренты. Перечни объектов в сфере благоустройства с указанием их категорий риска должны публиковаться на официальном сайте администрации муниципалитета. Кроме того, если ваш объект не включен в категории риска, то он автоматически считается принадлежащим к низкому риску.
Таким образом, не существует нейтральной категории. Во время проведения муниципального контроля инспектор контрольного органа обладает определенными правами и обязанностями, которые зависят от формы и вида контрольных мероприятий. Среди обязанностей следует выделить запрет на проявление неуважения к богослужениям, религиозным обрядам и церемониям, а также нарушение внутренних правил религиозных организаций. Кроме того, инспектор не вправе требовать у контролируемых лиц документы и информацию, отсутствие которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации или которые находятся в распоряжении государственных или муниципальных органов.
Муниципальный контроль осуществляется в двух видах: профилактические мероприятия и контрольные мероприятия (плановые и внеплановые).
Начнём с профилактических мероприятий. Программа профилактических мероприятий ежегодно утверждается и публикуется для информирования. Контрольный орган может проводить профилактические мероприятия не предусмотренные программой. Виды профилактических мероприятий: 1) информирование; 2) обобщение правоприменительной практики; 3) меры стимулирования добросовестности; 4) объявление предостережения; 5) консультирование; 6) самообследование; 7) профилактический визит. Что интересно, профилактические мероприятия, предусматривающие взаимодействие с контролируемым лицом возможны только с согласия последнего. По итогам профилактических мероприятий штрафы не налагаются, так как основная цель — это разъяснения о недопустимости правонарушений и т.д. Если в ходе профилактических мероприятий выявлено нарушение, то контрольный орган выписывает предписание. На этом, всё.
Теперь о контрольных мероприятиях. В рамках осуществления муниципального контроля могут проводиться следующие плановые контрольные мероприятия: 1) инспекционный визит; 2) рейдовый осмотр; 3) документарная проверка; 4) выездная проверка. Также могут проводиться следующие внеплановые контрольные мероприятия: 1) инспекционный визит; 2) рейдовый осмотр; 3) документарная проверка; 4) выездная проверка; 5) наблюдение за соблюдением обязательных требований; 6) выездное обследование. Плановые контрольные мероприятия в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан проводятся на основании ежегодных планов проведения плановых контрольных мероприятий. Информация о контрольных мероприятиях размещается в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий. Без включения в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий ни одно контрольное мероприятие не проводится, за исключением контрольных мероприятий, осуществляемых без взаимодействия с контролируемыми лицами. Размещение соответствующей информации в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий – одна из обязанностей муниципального инспектора, установленная пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона № 248–ФЗ.
Частью 1 статьи 65 Федерального закона № 248–ФЗ установлено, что контрольные мероприятия, за исключением контрольных мероприятий без взаимодействия, могут проводиться на плановой и внеплановой основе только путем совершения инспектором и лицами, привлекаемыми к проведению контрольного мероприятия, следующих контрольных действий: 1) осмотр; 2) досмотр; 3) опрос; 4) получение письменных объяснений; 5) истребование документов; 6) отбор проб (образцов); 7) инструментальное обследование; 8) испытание; 9) экспертиза; 10) эксперимент. В положении о муниципальном контроле прописываются конкретные контрольные действия, которые могут быть совершены в рамках контрольных мероприятий.
Плановые контрольные мероприятия муниципальный инспектор должен проводить исключительно при применении системы управления рисками и в соответствии с планом проведения контрольных мероприятий на очередной календарный год, формируемым контрольным органом и подлежащим согласованию с органами прокуратуры. Внеплановые контрольные мероприятия муниципального контроля с взаимодействием с контролируемым лицом проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 – 5 части 1 статьи 57 Федерального закона № 248–ФЗ. Если в муниципальном образовании система управления рисками при осуществлении муниципального контроля не применяется, все внеплановые контрольные мероприятия муниципальный инспектор может проводить только после согласования с органами прокуратуры. Если же система управления рисками применяется, то в целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного мероприятия муниципальный инспектор использует индикаторы риска нарушения обязательных требований. Кроме того, при применении системы управления рисками внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры. Контрольные мероприятия без взаимодействия проводятся на основании задания главы местной администрации или иного уполномоченного на выдачу такого задания должностного лица контрольного органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного органа, в том числе в случаях, установленных Федеральным законом № 248–ФЗ (см. часть 2 статьи 57 Федерального закона № 248–ФЗ). Системное толкование положений абзаца первого части 1 и части 2 статьи 57 Федерального закона № 248–ФЗ позволяет сделать вывод о том, что в части 2 статьи 57 Федерального закона № 248–ФЗ применительно к «планам работы контрольного органа» имеется в виду не план проведения контрольных мероприятий на очередной календарный год, подлежащий согласованию с органами прокуратуры, а иной план, например, план текущей работы контрольного органа.
Поэтому основания для проведения контрольных мероприятий, как плановых так и внеплановых, у контрольного органа должны быть надлежаще оформленными и соответствовали нормам регулирующего законодательство. Это важно, и стоит об этом знать.