Как облажаться при работе над ценностным предложением

Вы потратили последние грошики на логотип от Артемия Лебедева, сами рисуете сердечки на открытках клиентам, публично поклялись мамой, что ваш продукт это просто царь-пушка, а его всё равно не покупают. WTF?! Давайте разбираться. В конце ждёт бонус — шаблон для работы над ценностным предложением.

Как облажаться при работе над ценностным предложением

Ошибочка раз: «Я классный, потому что классный»

Зачастую бизнес железобетонно уверен, что сделать офигенный/современный/модный/стильный продукт — это уже прийти к успеху, забывая про ту-самую-горошину, которая будет впиваться в зад и не давать крепко спать — ценность своего продукта.

Прежде чем тратить деньги на разработку приложения на Flutter и рисовать с дизайнером креативный макет упаковочной коробки, вам самим нужно чётко понять, кто ваш клиент, в какой ситуации вы ему нужны, какую проблему закроете и какое добро причините

Например, вы продаёте воздушные шары. А они для детей, чтобы играли и не отсвечивали, или для взрослых, чтобы улететь подальше от проблем? Сперва разберитесь сами, чтобы потом донести это до клиентов.

Ошибочка два: «Понятно, что ничего непонятно»

Если вы чёткие красавчики, всё по полочкам для себя разложили и уверены, что теперь это понятно всем, то вы ошибаетесь.

Ваш продукт сам себя продавать не будет — вы должны уметь объяснять его ценность и пользу, иначе клиент додумает их сам. А когда его ожидание и реальность не совпадут (а они не совпадут), скажет, что ваш продукт, пардон, говно

Никто не будет гадать, почему ваша «революционная швабра» стоит в шесть раз дороже швабры из соседнего магазина, если на вопрос «в чём прикол» вы ответите, что «она делает уборку приятной». Клиент, скорее, решит, что приятнее просто не убираться.

Формула ценностного предложения

Теперь разберёмся с формулой, как создать такое ценностное предложение, чтобы клиенты выстроились в очередь.

  • Портрет клиента

Чтобы создать сильное ценностное предложение, важно понимать, кто ваш клиент такой, чем живёт и дышит. Это не абстрактный «менеджер среднего звена с головой и двумя ногами».

Если вы пытаетесь быть «полезным для всех», вы становитесь нужными ровно никому

Разобраться помогут эти вопросы:
— чем живёт ваш клиент?
— какие у него обязанности и проблемы?
— как он принимает решения
— что его вдохновляет или, наоборот, настораживает

Как облажаться при работе над ценностным предложением

На выходе вам нужен конкретный человек с реальными проблемами. Пусть это будет, скажем, Жора — владелец кофейни, который каждое утро молится, чтобы его касса не тупила так, как Венцеслав из Дома-2

  • Ситуация

Чтобы понять реальную ситуацию клиента, подумайте, почему она вызывает у него стресс, потерю денег или времени.

Жора обнаруживает, что его кофейня теряет клиентов. Почему? Потому что процесс оплаты длится столько, что можно бегло изучить основы квантовой физики

  • Проблема

Если ситуация описывает, что происходит, то проблема отвечает на вопрос: почему это плохо?

Проблема не в том, что у Жоры нет суперсовременной системы оплаты с искусственным интеллектом.

Проблема в том, что клиенты не хотят ждать, пока он реанимирует кассу, и уходят в соседнее кафе, где наливают кофе, хоть и среднего рода, но быстро.

Как облажаться при работе над ценностным предложением
  • Решение

Теперь, когда вы понимаете, что не так, покажите, как вы это исправите.

Как облажаться при работе над ценностным предложением
  • Ценность

Это то, что получает клиент на выходе, и конкретика здесь важнее всего. «Повышение эффективности» — это не выгода. А вот «обслуживать на 30% больше клиентов и увеличить дневную выручку на 20 тысяч рублей» — звучит как то, ради чего Жора подпишет договор.

Ценность должна быть измеримой и привязанной к реальной проблеме клиента

Проверка ценностного предложения

Как убедиться, что с вашим ценностным предложением всё в порядке? Тут поможет алгоритм проверки ценностного предложения.

1. Формулируем гипотезу

Сначала определяем, кому и что мы будем продавать. Продукт чаще всего рождается из опыта: либо вы сами столкнулись с проблемой (и вы часть целевой аудитории), либо взаимодействовали с теми, у которых есть эта боль. В любом случае, стартовая гипотеза формируется на основе этого.

Если вы совсем ничего не знаете про рынок — без паники, берите эксперта этого рынка и вытягивайте у него информацию: у кого что болит, и что болит сильнее всего. Не бойтесь задавать глупые вопросы: хуже будет, если вы предложите яхты тем, кто мечтает о велосипеде-тандеме

2. Топаем к клиентам

Берем нашу гипотезу и отправляемся с ней на проблемные интервью (о них, если захотите, расскажу подробнее), чтобы задать открытые вопросы: как дела у них по жизни и в бизнесе, что болит, что бесит?

Совет: слушайте не только ушами, но и мозгом. Искушение услышать то, что хочется, очень и очень велико, но от этого продажи расти не будут

3. Уточняем гипотезу

После серии интервью становится ясно, кому наш продукт действительно нужен, а кто вообще не в теме. Сужаем сегмент, корректируем предложение.

4. Проверяем на узком сегменте

С новым, уточненным ценностным предложением снова идем к клиентам. На этот раз — к тем, у кого точно есть проблема, которую мы хотим решить.

Если клиент в восторге, но покупать не готов — что-то пошло не так. Проверяйте, может, это просто ваш сосед из вежливости кивает

5. Финальный тест: продаем

Вот он, момент истины: предлагаем продукт реальным клиентам и смотрим на их реакцию. Если продажи идут, значит, мы попали в точку. Если нет — анализируем, где промахнулись, и возвращаемся к корректировке предложения.

6. Полируем и запускаем

Когда гипотеза подтверждена, финальное ценностное предложение отправляется на лендинги, в рекламу, рассылки и скрипты продаж.

Тут вы можете себя похвалить, но полностью булки расслаблять не стоит: как только почувствуете, что продажи буксуют, возвращайтесь к интервью, тестам и гипотезам

Шаблон для гипотезы ценностного предложения

Как и обещала вначале, делюсь своим шаблоном для работы над гипотезой — смело копируйте себе и не забывайте благодарственный лайк 🔥

Ценностное предложение — это не список достоинств вашего продукта. Оно про клиента, его проблемы и то, как вы можете сделать его жизнь лучше.

Изучайте вашего клиента, докапывайтесь до его боли, предлагайте реальное решение и показывайте наглядно или в цифрах, какую ценность он получит — и будет ему счастье, а вам куча денег)))

Если остались вопросы — пишите комменты и подписывайтесь на мой канал в ТГ, а я пока сбегаю к Жорику за кофейком)

2
1
4 комментария

Да, никогда этого не понимал, но многие предприниматели почему-то думают, что их продукт сам себя продаст. Ну и исход их известен в таком случае, да и примеров полно каждый год.

1

О да! Есть расхожее мнение, что хороший продукт сам себя продаст. Но нюанс в том, что магия случится, если клиенты 1) как-то о нём узнают и 2) поймут суть. Проще говоря, волшебной палочкой тоже должен кто-то взмахнуть :)

Отличная статья с конкретными примерами, спасибо!

Очень рада! Надеюсь, получится использовать на практике :)