Троянский конь — незаметно рушим отношения с клиентами агрессивным маркетингом.

Помните ли вы ту милую коняшку, которую греки троянцам от всей души подарили? Мол, вот вам подарок — перемирие, все дела, давай дружить… По итогу коняшка навела шороху, и многим было плохо.

Вот агрессивный маркетинг — это плюс-минус тот самый конь. Звонки по холодным базам, спам и другие нехорошие вещи — то, что мы, предприниматели, маркетологи и digital-специалисты, творим каждый день, думая, что это наше спасение и такой же канал как и другие.

Троянский конь — незаметно рушим отношения с клиентами агрессивным маркетингом.

Рассматриваем коня в фас и профиль

Чтобы смело перейти к понятию агрессивного маркетинга, давайте освежим в памяти, что вообще такое маркетинг:

Маркетинг — вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

И еще один маленький ликбез (уж простите, раз я погрузилась в основы маркетинга, дайте повредничать и поумничать)...

Обмен — основное понятие маркетинга как научной дисциплины. Для совершения добровольного обмена необходимо соблюдение пяти условий. Важны для нас из пяти в данном случае только два, а именно:

Каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны.


Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желании иметь дело с другой стороной.

 И тут я шуршу страничками Филипа Котлера “Основы маркетинга”
И тут я шуршу страничками Филипа Котлера “Основы маркетинга”

Ну, назревает вопрос: соблюдаются ли эти два правила при работе с агрессивным маркетингом? Или все-таки жестим…

Примеры из жизни

Пример №1

Это написал мне близкий человек после поста, в котором я рассказывала про ребят, перехватывающих у конкурентов заявки, когда между потенциальным клиентом и исполнителем идет диалог.

Вспомнилась история из ремонта. По-моему, это было с потолками. Мы особо не искали фирму, потому что нам соседи дали 2-4 контакта, и решили, что и так шквал звонков от всяких ремонтиков, мебельщиков, электриков, дверников и т. д.
Если и по потолкам делать аналитику, то с ума сойдем уже с телефоном. В общем, по потолкам почти со всеми созвонились. Все личные номера специалистов, но была одна фирма…Я не смогла до них дозвониться, зашла к ним на сайт и заказала обратный звонок. Созвонились, назначили день визита, и тут представляешь, что? Мне обрушивается шквал звонков от разных потолочных фирм.

Я не понимаю, в чем дело. Спрашиваю мужа, может, он где-то оставлял мой номер? Он говорит, что нет, вообще этим не занимался.Ну, я, короче, беру трубку, когда кто-то дозванивается, и говорю: «Ну, вообще, да, потолки интересуют, но я вам заявку не оставляла». Менеджер называет название фирмы, а я отвечаю: «Я вас даже не изучала — ни отзывы, ни работы, ничего». То есть в моем списке их не было.
Менеджер говорит: «Может, вы где-то оставляли заявку?» Я отвечаю: «Только на одном сайте», — называю фирму. А он такой: «Нет, мы эту фирму вообще не знаем».
Я спрашиваю: «Как так? Тогда откуда у вас мой номер?» И он прямым текстом говорит про слив базы: что они «подтянули» мой номер откуда-то, и он оказался у них в системе.

Другие мне втирали дичь про какую-то общую базу, но при упоминании названий компаний, с которыми я уже поговорила, все открещивались и говорили, что слышат эти названия впервые.

Щас мы сделаем вам потолки... И дверь починим...
Щас мы сделаем вам потолки... И дверь починим...

Пример №2

Как я говорила ранее, искала подрядчиков на работу с холодной базой. (Да, да, возмущайтесь, но я работаю с этим каналом с головой, а не так, как описано ниже.)

Я сделала выборку компаний, направила им заявки, уже все со всеми обсудила. Выбрала фаворитов на диалог, и проходит буквально пару дней. Начинаются снова активные звонки с предложениями.

Я уже начала отказывать, прекрасно понимая, в чем дело. Но, видимо, напоследок остались те недотепы, которые не умеют работать с теплыми и горячими заявками, да и вообще оказывают услуги третьесортно, и в итоге пасутся на чужих заявках.

Во-первых, не знаю, кто им подсказал начинать скрипт с тупой первой фразы: «Вы оставляли заявку на работу в колл-центре?» Вот это дааа…

Во-вторых, перезвонила мне дама солидных лет, задала тот самый вопрос выше. Я уж из вежливости говорю: «Нет, хочу заказать прозвон», — и тут она, не знаю, стоя или сидя на стульчике, начинает зачитывать мне (стишок) скрипт. Блин, если бы сделать скорость х10, получился бы неплохой рэп. Читала она четко. Там в скрипте было пару моментов, когда по логике ответить нужно было мне, но она их благополучно пропустила. Чесала будь здоров…

В-третьих, звонки от роботов. Вот ни один колл-центр, которому я отправила целенаправленно заявки, не позволил себе перезвон роботом. Из всех только один колл-центр отличился. Там укурыш был, который забыл спустя час, что мы с ним пообщались, не отправил КП и спросил, когда сможем пообщаться, потому что не смог до меня дозвониться...

Но эти ребята с перекупа базы — прям звонков 5-6 и перезвоны роботами. И это вот ваша оптимизация в маркетинге? Вы хотите, чтобы у вас клиент за 1 рубль выходил? Скупой платит дважды — не? Не слышали?

Кстати, для понимания всего бедствия ситуации вам даже не обязательно оставлять заявку на сайте. Достаточно просто на него зайти — и сервисы чекают вас по цифровому следу с привязкой номера и его последующей передачей.

Для знатоков и экспертов: есть же понимание, как РСЯ работает? Так вот, к вам пришел на сайт вообще залётный игроман мобильных игр с рекламы, которую не смог отключить в своей игруле, а ему потом поступают звонки с предложением купить пылесос, снегоуборочную машину, квартиру в Дубае и чего только не предложат. А на каждом звонке наш персонаж разъяренно кричит, что никаких заявок не оставлял. Дайте человеку просто поиграть!

Троянский конь — незаметно рушим отношения с клиентами агрессивным маркетингом.

Вернемся к условиям обмена

Через агрессивный маркетинг клиент просто берется измором. Насильно принуждается. Особенно сейчас, когда скрипты так заточены, что, кроме как бросить трубку, у тебя нет вариантов соскочить. Если раньше было достаточно сказать: «Мне не интересно», то теперь после этих слов ты получаешь сто пятьсот миллионов вопросов: «А ПОЧЕМУ???»

Могу продолжать до бесконечности :)

«В продолжение разговора направляю вам…» «Как вам предложение? Чего молчите? Сейчас я вам на почту напишу или дайте адрес — домой к вам приеду» «Да вы когда купите, блин? Я задолбался, мне план выполнить нужно!!!» «Я вам сейчас наберу, обсудим условия, вам точно нужен этот продукт, я уверен на 100%. Просто дайте карту, сейчас сам оплачу — и все ок будет»

Иногда я действительно готова купить, просто чтобы отстали…

Давайте теперь обсудим возможные причины?

Маркетинговые бюджеты.

Цель бизнеса - зарабатывать, но зарабатывать можно больше если сокращать бюджеты и выжимать из маркетинга все соки. Что делают спецы? Ищут другие варианты выполнения планов и уходят в более дешевые каналы. Только вот такая недальновидность аукнется в будущем, об этом будет ниже.

(Бедных хороших маркетологов понимаю поддерживаю, ценники растут реклама дорожает – по логике бюджеты нужно увеличивать).

Стоимость канала.

Ну давайте по цифрам. Стоимость одного номера телефона от 60 рублей. Если берем выгрузку базы целиком (парсинг), мне выгружали за 2500 рублей 6000 контактов.Да и за 500 рублей базы найти можно с тысячами контактов, вопрос качества конечно. Стоимость прозвона на фрилансе от 45 рублей за контакт (именно контакт, с 3 перезвонами если не взяли, далее идет в зачет).

Если говорим про коллентры, да там пакет берется, минимально мне предлагали 33 т.р. в среднем стоимость контакта идет от 100 до 170 рублей, это прям минимальные пакеты.

Согласитесь заманчиво? Чем платить за директ минимум 50 к + стоимость услуг директолога. Или минимум 30 к на таргет + таргетолога отдельно. С контекстом или директом еще лотерея, получится не получится. А тут с прозвонами по любому да выгорет.

Лень.

Зачем качественно прорабатывать воронки, наводить мосты с клиентами, завоевывать доверие, если их просто можно замучать, принудить купить у вас продукт или услугу не оставив выбора.

Отсутствие моральных принципов или их не понимание.

Ой, вот тут наверно тоже отдельная тема. Ну очень тонкая грань. У каждого свое всетаки. Но я например не готова работать со всякими легкими заработками. А с другой стороны спокойно работаю с другими проектами из морально сложных тематик.

Однако, могу сказать, что когда работаю с прозвонами по холодным базам, то прям скрупулезно прорабатываю каждый момент. Хороший скрипт, база не левая, а прям целевая целевая. Даже могу вручную ее прочесывать, не предмет несоответствия выгрузок или не релевантности.

Кейс: решила я на один проект прозвон сделать. Собрала базу по заданным параметрам, заточили скрипт, взяли очень классного менеджера на проработку. И что меня сильно удивило, с этой базы было просто 0% негатива. Максимум, говорили что не интересует.Причем конверсия во встречу и заинтересованность тоже оказались высокие. Решили сделать тоже самое с реактивацией базы, и там был ой-ой-ой… у некоторых было подписано “неадекват”, и был прям негатив с нее, хотя должно быть наоборот.

И чем грозит работа в таком формате дальше?

У психологов будет больше работы

Пациент:
- доктор, менеджер по телефону заставил купить меня поилку для хомяка и лежанку для собаки!
Доктор:
- и что такое? вашему хомяку не понравилась поилка, а собаке лежанка?
Пациент:
- нет! Проблема в том что у меня нет животных… Продажники рушат мою жизнь!!! Знаете как отреагировала жена? Теперь я сам сплю на этой лежанке для собак, а про поилку вообще молчу, что моя жена с ней сделала…
Шутки шутками, но кто знает. Этот прием со звонками активно набирает обороты. Сейчас стараются ограничить данную деятельность различными законодательными мерами, сервисами, ботами и прочем. Но, подрядчики становятся каждый раз изобретательней и виртуозней, работая в объемах пуще прежнего.

Как видим, звонки идут стопками. И тут либо брать отдельную симку под звонки, либо вообще отключать входящие с неизвестных номеров. Еще остаются мессенджеры, хотя там тоже есть фишки от не званных гостей.

У бизнеса будет меньше денег

Вот представьте, вы заплатили за яндекс директ, за виджеты на сайте, за менеджера первой линии в виджете, за воцап бизнес (округлим, вы инвестировали в каждый этап воронки). И по техническим причинам у вас не та скорость обработки заявок, не укладываетесь в золотое время — 15 минут с момента получения заявки.

А допустим, обрабатываете в течение 6 -12 часов. Ну как вариант, большая загрузка, недостаток менеджеров или еще что-то внештатное.

Чем это для вас грозит?

Вася Пупкин приходит и тырит вашу заявку, и начинает ее обрабатывать с вопроса:” а вы к нам работать или продукт получить?” По итогу, клиент про вас забыл, он не хочет смотреть в свой телефон потому что там куча звонков, в воцапе куча сообщений. И вот вы наконец дозвонились, как честно полученному оплаченному лиду, и за место “о как интересно” вы получаете в ответ “идите на**р”.

Что с лидом дальше, мы все понимаем, он падает в нецелевой, или итого хуже вносится в черную базу. Рекламная система денюшку получила, директолог получил, сервис с виджетом получил, менеджер получил - а вы нет).

Внимание вопрос, вы будете этот лид засчитывать в убыток? Или переложите нагрузку на стоимость продукта и маркетинг, отдел продаж?

И тут по цепочке все начинает выходить из под контроля. Через какое-то время вам на глаза попадается этот инструмент - агрессивный маркетинг, и вы начинаете с ним работать, потому что бюджеты там меньше.

Троянский конь — незаметно рушим отношения с клиентами агрессивным маркетингом.

Через n-время мы получаем абсолютно не лояльного, агрессивно настроенного потребителя. И очень дорого клиента, потому что нас, как маркетологов ни через какие боли и потребности слушать уже не готовы. Я кстати тут привожу не все виды агрессивного маркетинга, их намного больше. но представьте какой урон сейчас мы наносим на будущее.

Выводы

Хочется призвать тех, кто работает с выше рассмотренным инструментом, к предельной осторожности. С экологичным подходом, я бы даже сказала. Не надо жестить и пытаться максимально удешевить стоимость лида или клиента — в будущем за это все равно придется переплачивать.

Маркетинг существует для потребителя, а не потребитель для маркетинга.

Спасибо, что дочитали! А если не дочитали — тоже спасибо.

Приглашаю вас в мой телеграмм-канал:

Будем на связи, и до новых статей :)

26
1
21 комментарий