Нетворкинг для интроверта: как продавать на 1 млн в месяц через чатики, а не с помощью походов по ивентам
Бизнес-гуру рекомендуют искать клиентов на мероприятиях — например, на конференциях, форумах и деловых завтраках. Считается, что если ярко выступить, люди узнают о вашей экспертности и придут за услугами. Но что делать интровертам? Рассказываю, как основатель агентства «Рупор» Михаил Сенсеев нашел изящное решение этой задачи.
Привет! Меня зовут Наталия Фёдорова, я руковожу клубом для основателей digital-агентств Galera Club вместе с Антоном Власовым. В нем обмениваются опытом, ищут полезные знакомства и посещают крутые мероприятия. А еще у нас более 50 чатов — там можно задать вопрос, получить консультацию или найти клиента.
Сегодня рассказываю про Михаила Сенсеева — основателя агентства «Рупор», которое занимается разработкой и технической поддержкой сложных сайтов. Михаил присоединился к нам весной 2022 года и сразу подключился к чатам: отвечал на вопросы и делился опытом. Сейчас клиенты из чатов приносят Михаилу около 1 млн в месяц. В статье он рассказывает, как это получилось.
Запустил агентство, открыл два офиса и чуть не потерял всё
Я занимаюсь разработкой сайтов со школы. Мое первое детище всё еще работает, его легко найти на просторах интернета. Когда будете смотреть, помните, что сайт писал школьник в начале двухтысячных.
После школы делал сайты для госструктур, организовывал ивенты и городские праздники. Одно время даже пытался вырастить стартап, но бизнес так и не взлетел. Поэтому я ушел в SEO-студию к своему товарищу: сначала починил отдел разработки, а потом стал управляющим.
Однажды товарищ решил, что устал, и закрыл студию. У меня не вышло посидеть без дела: не умею просто лениться и не думать о работе. Почти одновременно позвонили четверо старых знакомых. Одному срочно был нужен сайт, другим — консультация по разработке.
«Столько клиентов — это уже серьезно, вполне тянет на собственную компанию», — подумал я. Так и появился Рупор. Мы разрабатывали сайты, делали дизайн и SEO, настраивали рекламу — получилось агентство полного цикла. Потом я один раз моргнул и обнаружил, что у меня уже два офиса в центре Питера и куча сотрудников. Развивались усиленными темпами, пока не пришел коронавирус.
Во время пандемии я убрал лишние услуги, а в штате оставил только разработчиков. Они не очень контактные ребята и лучше всего работают из дома. Так что офисы стали нам больше не нужны.
Удаленка не мешала выполнять крупные заказы и отлично себя чувствовать — мы работали с западными компаниями. В феврале 2022 года это нас и подкосило.
Тогда у нас отпали все международные проекты. Осталась горстка постоянных заказчиков из России на абонентской плате. Мы просто поддерживали их сайты в рабочем состоянии, чеки были совсем небольшими. Агентство работало, но примерно на 10% — как зомби, в котором еще сохранилось что-то живое.
Я был в растерянности. Теперь нужно искать новых клиентов и бустить агентство. Начал с самого очевидного — пошел заводить профессиональные связи на конференциях и digital-движухах. Ни одно событие не пропускал. Как не в себя знакомился на кофебрейках, участвовал в обсуждениях, толкал спичи на круглых столах.
В какой-то момент я просто выдохся. На светскую жизнь уходила уйма времени, а выхлопа от нее было немного — агентство все еще оставалось на грани закрытия. Стал искать другие инструменты, чтобы привести в Рупор новые проекты.
Нашел способ заводить полезные знакомства не выходя из дома
Весной 2022 меня догнала реклама Галеры. Я решил вступить в клуб: хотелось пообщаться с директорами и собственниками digital-агентств. Узнать, как они себя чувствуют после февральских событий.
Мне понравилось, что в клубе есть форматы общения и для экстравертов, и интровертов. Я устал от публичности и массовых сборищ, поэтому меня не привлекли спортивные тусовки и вечера настолок. А вот многочисленные чаты попали в самое сердечко. В Галере больше 50 бесед — можно подключиться ко всем или выбрать для себя пару-тройку самых интересных.
Я сразу присоединился к общению о разработке и добавился в общий чат. Решил максимально проявляться в этих беседах и помогать всем участникам. При этом не нужно вставать с офисного кресла или выходить на улицу — мне по душе такой вариант.
В чатах Галеры комфортно даже махровому интроверту. Поэтому я с радостью туда захожу: подробно отвечаю на вопросы и отсыпаю полезности из личной практики. Никогда не выдавливаю из себя сообщения, только чтобы что-то сказать. Если пищу, то хочу искренне помочь собеседнику.
Нашел несколько крутых форматов работы с чатами
Я зашел в чаты не для того, чтобы заработать — даже мысли такой не было. Мне всегда нравилось переписываться с людьми и рассказывать, что знаю сам. Поэтому по утрам я не ставлю себе план на количество сообщений. Просто погружаюсь в беседу и все происходит само собой.
Вот что я делаю в чатах сейчас:
✅ Отвечаю на вопросы. Обычно я просто слежу за обсуждениями. Когда есть что сказать, даю развернутый ответ — например, я знаю, как управлять разработкой в SEO-агентстве, и без проблем поделюсь этим. Вдогонку могу еще накидать полезных ссылок.
Не пытаюсь отвечать без разбора на все вопросы, лишь бы засветиться. Есть моя экспертная тема — разработка сложных веб-проектов, от которых открещиваются почти все агентства. О ней я могу рассказывать долго и много. Резиденты Галеры быстро это поняли: например, если нужна консультация по созданию сайта-агрегатора, сразу идут ко мне в личку.
Мне хватило пару месяцев, чтобы заработать в чатах репутацию эксперта. Даже кураторы отправляют людей ко мне. Например, когда речь заходит про партнерки, говорят: «Миша лучше знает, сходите к нему».
✅ Снимаю уроки. Однажды рассказал в чате про Time and Materials — почасовой оплате для отдела разработки. Когда продаешь процесс, назвать фиксированную цену сложно — можно продешевить и уйти в минус. Тогда лучше брать деньги по часам. Сколько времени работали над проектом, на столько счет и выставили.
После проникновенного спича кураторы предложили снять урок для Младшей Галеры — это песочница для молодых агентств с небольшим оборотом. Чтобы они быстрее росли, ребята сделали им обучалку. Лекции по финансам, тайм-менеджменту, продажам читают резиденты Основной Галеры.
Для меня вебинар стал мощным пинком под зад. Без запроса я бы никогда видео не снял: на ровном месте мне сложно придумать, о чем рассказывать. Наверное, тем мне и нравятся чаты Галеры: в них общение всегда начинается с вопросов.
✅ Модерирую круглые столы. Первая встреча собралась стихийно — никто мероприятие не планировал и к нему не готовился. В чате я и еще несколько ребят-разработчиков обсуждали, кто как оценивает задачи. Комьюнити-менеджер увидела, что завязалась интересная дискуссия, и предложила сделать онлайн-встречу. На ней мы по очереди рассказали о своем опыте и задавали вопросы коллегам. Запись до сих пор хранится в архивах Галеры.
Через несколько месяцев собрали круглый стол по сайтам-агрегаторам. Он опять случайно вырос из дискуссии в чате. Тут я уже был модератором: задавал вопросы и вел обсуждение. Запись часто пересматривают, а потом приходят ко мне уточнить технические нюансы.
Если в чатах каждый день читают ваши полезные советы, вашу аватарку быстро запомнят. С таким бэкграундом даже интроверту легко влиться в любой офлайн-движ. Не придется мучительно придумывать, как завязать беседу с незнакомыми людьми. Они вас узнают и сами подойдут знакомиться.
На дне рождения Галеры мне не дали тихо отсидеться в уголке. Стоило ребятам меня увидеть, они расплывались в улыбке и с фразой «Да это же Миша из чата!» шли жать мне руку.
Благодаря нетворкингу получил новых клиентов и на 100% загрузил агентство
Первые клиенты из Галеры пришли ко мне примерно через шесть месяцев после вступления. К тому моменту меня хорошо знали в чатах, а с некоторыми резидентами я даже ходил на личные созвоны. Поэтому если у них появлялись клиенты по моему профилю, они со спокойной душой отправляли их ко мне.
У меня не было цели зарабатывать на клубе. Поэтому не сразу заметил, что он начал генерировать лиды. Обратил внимание только, когда объем проектов от резидентов вырос и не планировал снижаться.
Сейчас агентство загружено заказами на 100%. Лиды из Галеры генерируют около 60% выручки агентства. В апреле 2024-го получили от партнеров из клуба 1 млн рублей.
Зарядился знаниями и понял, кто мой клиент
Мне нравится, что в клубе ребята легко делятся знаниями. Они набили по сотне шишек пока растили бизнес — опыта хватит не на одну энциклопедию. На любой вопрос в чате обязательно найдется гуру, который поможет разобраться. Например, недавно мне понадобился SEO-шник — резиденты дали мне лучшую в мире консультацию, как его найти. Короче, нетворкинг в чатиках заработал как надо.
До Галеры я не мог понять, кто мой клиент. Работал с теми, кто приходил. Поэтому агентство слегка шатало из стороны в сторону: могли одновременно пилить несколько простых одностраничников и интернет-магазин на 15 тысяч позиций. Мои разрабы метались от одной задачи к другой.
Недавно я наконец определил нишу Рупора. Мы стали делать не просто сайты, а сразу пошли в сложные проекты: агрегаторы, интернет-магазины, корпоративные порталы. Берем задачи, от которых другие отказываются.
Раньше я переживал, что буду меньше зарабатывать, если начну выбирать проекты — половина клиентов просто отвалится. На самом деле их стало даже больше. Люди теперь знают, с какой задачей ко мне идти.
О моей любви к сложным проектам знают ребята в чатах Галеры. Резиденты сразу отправляют ко мне, если к ним приходит клиент с задачей разработать сайт на нескольких языках с тремя эквайрингами и интегрированный с четырьмя системами, одна из которых самописная. При этом ресурс может ежедневно обрабатывать по 1500 заказов и не падать.
Я прикладываю меньше усилий, чтобы найти клиента. Получаю проекты благодаря партнеркам — люди рекомендуют меня, потому что я когда-то помог или решил их проблемы. Не надо тратить время на холодные звонки, ходить по конференциям и профессиональным ивентам.
Оказалось, если у тебя хорошо работает партнерская сеть, можно работать без важных запчастей: например, без специалистов в штате, CRM-систем, страниц в социальных сетях или кейсов на сайте. Раньше я думал, что это серьезные препятствия для роста, но на самом деле без них компания спокойно может расти и развиваться.
Сейчас у меня в штате 15 человек. Мы работаем на удаленке. Многих сотрудников я вообще никогда не видел вживую. Ребята — интроверты, так что лишнее общение им в тягость. Мы, как артель бородатых гномов в горах, молча и сосредоточенно пилим сложные сайты. Но иногда всё-таки созваниваемся — например, когда сказать быстрее, чем написать.
Советы: как заниматься нетворкингом, если офлайн-мероприятия не для вас
- Займите свою нишу. Четкое позиционирование поможет людям вас запомнить. Сразу понятно, когда к вам обращаться — например, за сложной веб-разработкой, которую не тянут другие агентства. Когда придет клиент с этим запросом, с большой вероятностью его отправят к вам.
- Сформируйте узнаваемость в чатах. Не стоит отвечать абсолютно на все вопросы в беседе. Лучше выбирать только те, в которых вы профи. Собеседники быстро поймут, в чем вы эксперт. Начнут узнавать по аватарке и приходить в личку за советом.
- Старайтесь быть полезным. Если у вас попросили совета или помощи, дайте максимум пользы. В голове собеседника отложится — вы открытый человек, с которым приятно иметь дело. Когда будет запрос на вашу услугу, вас вспомнят и передадут клиента.
- Сводите людей. Наверняка у вас есть классные знакомые или подрядчики, которых не стыдно порекомендовать. Не стесняйтесь делиться контактами нужного человека — так и строится партнерка.
Если у вас есть вопросы о разработке или поддержке сложных сайтов, пишите в Телеграм.
Клуб «Галера» — сообщество руководителей и владельцев digital-агентств, в котором и интроверты, и экстраверты смогут найти формат нетворкинга по душе.
Для экстравертов есть Random Coffee, мастермайнды «Совет Директоров», а еще конференции и неформальные встречи в уютных ресторанчиках или за настольными играми.
Для интровертов у нас около 50 чатов — они разделены по разным темам. Можно выбрать маркетинг, разработку или таргетированную рекламу, а можно подключиться к болталке и общаться обо всём на свете.
А вам чаты помогают зарабатывать? Делитесь в комментариях — узнаем, много ли тех, кому чаты приносят больше 1 миллиона рублей в месяц, или Миша единственный в своем роде👇