Почему петухи разоряют фермеров
В 2023 году мы с мужем решили построить маленькую ферму и продавать мясо и яйца. Земля у нас была, а опыта в фермерстве не было. За два года в этом деле, мы поняли, что на ферме сложно заработать, в статье расскажем почему.
Еще в статье о том, как потеряли 600к за лето, почему не спускаем глаз с куриц и почему петухи — это невыгодно.
ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана для блога МойСклад на основе интервью с владельцем фермы “Переполох” — Кристиной Соколовой.
Как мы начали бизнес
Мы с мужем глубоко не сельские жители и живем в Екатеринбурге, а ферма находится в 30 километрах от города. Назвали ферму «Переполох». Продаем в основном мясо птицы и яйца.
Начали с земли и 3 миллионов рублей накоплениями. Всё выровняли, поставили забор, курятники, забойный цех, домик для жилья. Самый простой курятник на 200 кур обошелся в 500 тысяч рублей. Итого: четыре домика по 18 квадратов каждый. Классические фото до и после:
Почему фермерам сложно выращивать птицу на мясо
На мясо обычно покупают и продают бройлеров. Бройлеры — это очень нежная птица, требует особого ухода. Она хорошо растет, но чувствительна к погоде и подвержена болезням.
Высокий процент смертности бройлеров
Цыплят-бройлеров покупаем по 100 рублей за штуку:
Чтоб птица набрала 2,5–3 кг, должно пройти 45 дней после вылупления. За это время можно потерять большой процент от общей численности купленного поголовья. Есть даже такой термин — «падеж птицы», то есть сколько птиц умерло за период.
Летом 2024 года мы теряли до 20 птиц в день из-за жары. Тогда из 670 птиц осталось 70 штук. Потеряли 90% от всей птицы это - 600 тысяч рублей. Сейчас уровень падежа держим в пределах 20% - это нормальный показатель для фермерского хозяйства без антибиотиков.
Большие затраты на содержание
Бройлер — это птица, которая должна всегда есть и не должна двигаться. Поэтому главные затраты в это время — кормодни. В среднем, каждая курица «съедает» от 14 рублей в день.
Мы используем только сертифицированный комбикорм, хотя это дороже, чем самодельные смеси, но гарантирует безопасность мяса.
Иногда фермеры экономят и кормят птицу просроченными продуктами из магазинов. Мы принципиально этого не делаем. Птица, которую кормили некачественным продуктом, вполне может быть инфицирована.
Высокие требования к условиям содержания
Бережем птицу от болезней. Вначале пробовали периодически подкладывать молодых цыплят к курицам для постоянного потока продукции, но столкнулись с тем, что принесли от бройлеров заразу и курицы стали чихать. Теперь после каждого цикла в 45 дней делаем полную санитарную обработку помещения.
В курятнике строго контролируем температуру и влажность через специальную систему. Смотрим в приложении на телефоне:
Короче глаз с куриц не спускаем. Без этого никак потому, что погода на Урале непредсказуемая.
Окупаемость мяса птицы
Основные затраты на кур — это корм. Есть еще незначительные постоянные расходы, которые не учитывали в таблице.
Тренд на желтую курицу
Наша фишка — желтые бройлеры на зерновом откорме. Берем специальную породу птицы с природным желтым оттенком мяса и докармливаем зерном по определенной пропорции.
Эта птица получается жирнее обычных бройлеров. Некоторые покупатели специально заказывают такую курицу, для них желтый цвет — показатель качества. Спрос на желтую курицу стабильный, но это больше маркетинговый ход, чем реальное преимущество.
Почему лучше купить несушку, чем вырастить
Яичное направление приносит доход в разы меньше, чем мясное. Ещё и нюансов много. Пробовали покупать яйцо и выращивать из него несушку, но отказались — очень сложно и долго.
Только суперпрофессионал может после вылупления сказать где петух, а где курица, которая потом станет несушкой. Шансы 50Х50 — как повезет. Петухов вообще невыгодно выращивать. Он не жиреет. За 4 месяца набирает веса 1,5 килограмма (курица может набрать до 3 кг), а ест очень много и постоянно. Я знаю, что некоторые фермеры петухов бесплатно раздают или замораживают на корм собакам.
Мы решили закупать несушек, а не яйца. Несушки стоят 500—600 рублей, а их возраст 3,5 месяца. Через неделю курицы адаптируются и начинают нестись.
Кормим строго по графику — два раза в день. Это важно: если давать корм постоянно, птица жиреет и перестает нестись. Следим за режимом дня и ночи. Одну несушку содержим полтора года.
Окупаемость яиц
Сейчас у нас 200 несушек. За 2024 продано 2500 десятков яиц на сумму 375 000 рублей. Заработано около 75 000 рублей.
Пытаемся поменять цвет яйца
Отдельно развиваем производство белого яйца для магазинов. В головах покупателей сложился стереотип, что большое белое яйцо — знак качества. Есть курицы, которые несут белые яйца по 60 грамм, это — первый сорт или 1С. Но, непросто найти породу, которая стабильно несет белое яйцо отборного сорта от 60 до 110 граммов. Мы пока не нашли.
С коричневым яйцом все проще. Несушки спокойно дают яйцо весом до 110 граммов. Для этого не нужно добавлять в корм дополнительных минералов. Кремовое яйцо бывает даже с двумя желтками, и это норма. Природой заложено так, что курице «проще» давать коричневое яйцо.
Как работаем с клиентами
Основной канал привлечения — группа ВКонтакте, где проводим розыгрыши и публикуем новости. Дополнительно работаем в 30 районных чатах WhatsApp с комиссией за заказы. Накануне доставки отправляем WhatsApp-рассылку со списком продукции.
Для точности расчетов перенесли все процессы из Excel в МойСклад. В системе мы отслеживаем остатки и планируем объем следующих заказов. Вечером смотрим заказы и рассчитываем, сколько нужно подготовить сырья. Начали с базового: ведение контрагентов, заказы клиентов, сборка заказов и учет прихода-расхода.
Недавно запустили онлайн заказ или интерактивный прайс-лист на МойСклад. Отправляем единую и постоянную ссылку с информацией о продуктах, которые в наличии и новинках. С помощью МойСклад напоминаем о себе нашим постоянным клиентам.
После того как заказ собрали, меняем статус на «собран», и клиенту автоматически уходит сообщение с информацией по заказу и со ссылкой на оплату. Это очень сэкономило время.
Доставка
Сейчас у нас 1500 постоянных клиентов. Чтобы доставка была дешевле и проходила проще, разделили город на зоны по удаленности от фермы и количеству клиентов. Доставку организуем по графику. В отдаленные районы ездим раз в две недели, в остальные — каждую неделю. Наши клиенты уже привыкли к фиксированным дням доставки.
С помощью такого разделения доставляем от 10 до 35 заказов в день. Всю продукцию развозим на специальном рефрижераторе — переоборудованной «Ладе» с холодильной установкой за 1,5 миллиона. Раньше использовали обычную машину, но для мяса это небезопасно, особенно летом.
Кто работает на ферме
На самой ферме работают трое, включая мужа. А всего в команде семь человек. Два оператора обрабатывают заказы, менеджер по развитию отвечает за рассылки и поиск новых каналов продаж, SMM-специалист ведет соцсети. Я сама управляю бизнесом. Я работала в управлении на крупном предприятии, и мне знакома система.
Хотим нанять курьера, но пока роль курьера выполняет муж. Иногда я помогаю. Яндекс и Купер стоят дорого. Выходит, что я, как директор на предприятии в городе зарабатываю столько же, сколько курьер.
Экономика бизнеса
Основная статья расходов — корма. На втором месте — зарплаты. Сами себе зарплату пока не платим — есть другие источники дохода. На рекламу тратим от 10 тысяч рублей в месяц, плюс комиссии в районных чатах. Коммунальные платежи небольшие.
Пока ферма — это только расходы. Всю прибыль реинвестируем в развитие. В прошлом году купили рефрижератор за полтора миллиона рублей для безопасной перевозки продукции. Сейчас строим холодильный склад.
Средний оборот 700к в месяц. За 2024 год был 7,5 млн рублей.
Расходы в месяц такие:
Или зарабатывать на фермерстве можно?
Мы поняли, что чтобы получать реальный доход, нужно выйти в B2B. Фермерам сложно это сделать поодиночке. Нужно добиваться масштабности. Например, убойный пункт стоит 12 миллионов рублей, а один фермер сможет использовать его максимум на 10%. А если десять фермеров скинутся по миллиону, то выгодно всем.
В июле 2023 года создали кооператив птицеводов. Это первый кооператив в нашей отрасли, который планирует работать полностью легально. Вместе можно делить расходы на ветеринаров и зоотехников, строить общие объекты.
В будущем кооператив сможет производить больше продукции и выходить на крупных заказчиков. Например, поставлять тонну индейки в неделю — для одного фермера это нереально, а вместе справимся.
Я знаю много фермеров, которые ведут свое дело, но с ними очень тяжело договариваться. Они не всегда исполняют обещания, неграмотны в ведении бизнеса. С некоторыми очень трудно даже в плане общения. Поэтому, члены кооператива отбираются жестко — нужны единомышленники. Если участник не соблюдает требования или не вкладывается финансово, он выходит из кооператива.
Фермерский бизнес непредсказуем — птица без антибиотиков может погибнуть от жары или от инфекций, которых сейчас множество. Главное в фермерстве — любить свое дело. Да, это не тот бизнес, где можно управлять удаленно с Бали и получать пассивный доход на карту. Но я верю, что можно сделать его прибыльным.