Почему дополненная реальность на детских площадках – плохая идея
Один из самых популярных ответов на вопрос, что ждёт детские площадки – дополненная реальность. AR и VR, которые уже помогают при производстве игрового оборудования, многие эксперты видят в будущем и непосредственной частью досуга на площадке. Но мы в Лебере категорически с этим не согласны. Почему – расскажет директор по маркетингу Игорь Шаповалов.
Сегодня технологии окружают нас повсюду, и детские площадки не остаются в стороне. Вот-вот грядут всевозможные AR-игры и виртуальные квесты, раздвигающие границы пространства двора или парка и открывающие дверь в дополненную реальность. Согласны, звучит классно и прогрессивно, но всё-таки что-то здесь не так.
Казалось бы, что может быть лучше: ребёнок бегает по площадке, направляет телефон на объекты, и они «оживают». Родители довольны, дитя вроде бы играет, а на самом деле… снова уткнулось в экран.
Главная проблема: зачем снова экран?
Давайте честно: дети и так проводят достаточно много времени с гаджетами. Они стали универсальным средством, чтобы занять ребёнка — включили мультик в машине, дали телефон в кафе, запустили игру в очереди.
Детская площадка — одно из немногих мест, где у ребёнка есть шанс по-настоящему отключиться от цифрового мира и включиться в реальный. Это пространство для движения, воображения, живого общения. Но если и здесь поджидает AR-квест или игра в приложении, какая разница, где находиться — на улице или в своей комнате с планшетом?
Движение vs зависание в телефоне
Хорошая детская площадка побуждает ребёнка двигаться: карабкаться, прыгать, балансировать, крутиться. Всё это развивает координацию, силу, ловкость и реакцию. Даже самые простые элементы тренируют мышцы и учат ребёнка управлять своим телом.
А теперь представим игру с дополненной реальностью. Скорее всего, она будет выглядеть так: ребёнок ищет точку, наводит камеру, смотрит, что появилось на экране. В лучшем случае он при этом будет ходить, глядя в телефон, а в худшем – просто стоять и нажимать на виртуальные кнопки. Никакой динамики.
Смартфон не поможет ребёнку научиться держать равновесие, правильно группироваться при падении, чувствовать своё тело в пространстве. Ведь даже когда AR-игра требует активности, например, пройтись по площадке в поисках цифрового объекта, движение здесь остаётся вторичным. Оно не требует усилий, не вовлекает физически, не создаёт нужную двигательную нагрузку.
В отличие от реальной игры, где ребёнок задействует все мышцы, здесь он лишь механически передвигается, чтобы выполнить виртуальное задание.
В итоге технология, которая должна «дополнять» игру, на самом деле её ограничивает. Вместо того чтобы развивать тело, AR-приложение привязывает ребёнка к экрану и лишает его движения.
Общение и фантазия vs одиночество и алгоритмы
Детская площадка – это место, где дети учатся взаимодействовать, договариваться, уступать, спорить, мириться и объединяться в команды. Кто-то предлагает правила, кто-то их нарушает, кто-то становится лидером, а кто-то предпочитает наблюдать – всё это важные социальные навыки, которым невозможно научиться, оставшись один на один с телефоном.
В дополненной реальности виртуальные элементы будут казаться интереснее, чем реальные дети вокруг. Нет стимула объединяться, каждый остаётся со своим экраном. Виртуальный мир замыкает ребёнка в его личном цифровом пространстве.
Но проблема не только в отсутствии общения. Под угрозой оказывается и воображение. На площадке есть простор для придумывания собственных правил и историй. Горка легко превращается в вулкан, песочница — в археологическую раскопку, а простая деревянная коряга — в борт пиратского корабля. Дети на ходу меняют роли, строят воображаемые миры, развивают креативность.
А сценарии в AR-игре уже придуманы за ребёнка. Он просто выполняет алгоритм. Вся магия ограничена мощностью приложения, нет пространства для спонтанности.
В итоге вместо живого общения и творчества остаётся лишь следование инструкциям. А ведь именно самостоятельное придумывание игры развивает мышление, воображение и инициативность — качества, которые невозможно «скачать».
Площадки должны быть интересны сами по себе
Мы в Лебере убеждены – площадка должна быть такой, чтобы ребёнку не хотелось отрываться от реальности. Если же этого эффекта нет и детям скучно – не стоит решать проблему внедрением виртуального мира. Лучше сделать сами игровые элементы более увлекательными и разнообразными.
Дети не нуждаются в экранах и пока не ждут от площадок цифровых фокусов. Они умеют создавать собственные миры, используя всё, что находится под рукой. От игрового пространства требуется лишь быть той платформой, которая подтолкнёт к креативности.
При этом не стоит забывать об интерактивных элементах, которые вовлекают детей в процесс: крутилки, механизмы, рычаги, с которыми можно взаимодействовать, только добавят интереса.
А если при проектировании площадки учитывать рельеф и естественное окружение, дети и не будут чувствовать потребности в виртуальных добавках.
Итог: технологии – да, но не здесь
Дополненная реальность хороша в музеях, полезна на уроках, пригодится в торговых центрах. Но на детской площадке ребёнок может побыть реальным ребёнком, без цифровых фильтров.
Технологии, безусловно, улучшают жизнь, но на детских площадках они должны быть инструментом, а не заменой для реальных игр и общения.
Детская площадка не нуждается в цифровизации, она должна быть местом, где происходят настоящие яркие приключения.