Как юридически защитить стартап на всех этапах развития

Как юридически защитить стартап на всех этапах развития

Добрый день! Меня зовут Леонид, я — IT и digital-юрист с международным опытом. Более 5 лет помогаю стартапам и технологическим компаниям выстраивать юридическую стратегию: от регистрации бизнеса и оформления документов до защиты интеллектуальной собственности.

Завел блог на VC, чтобы рассказывать бизнесу, как защищать свои права и правильно оформлять документы. Буду делиться случаями из практики. В этой статье опишу ключевые этапы, которые проходят стартапы при своем развитии. Есть типичные ошибки — от обработки данных на старте и копирования чужих оферт до отсутствия документов на интеллектуальную собственность. Расскажу, как обойти эти риски, и отвечу на ваши вопросы.

Ошибки, которые делают многие стартапы на старте

Мало кто из предпринимателей, особенно на старте, представляет, сколько важных моментов можно упустить при запуске нового проекта и работе с интеллектуальной собственностью. Новые проекты часто делаются на минимальные ресурсы. Инвестировать в «идею» тяжело.

Неудивительно, что далеко не все сразу думают об юридической составляющей. Она не попадает в список приоритетов. Компании запускают сайты, чтобы поскорее рассказывать о себе и продавать продукты/услуги клиентам. Масштабность штрафов, в которые могут вылиться нарушения, им не ясна. Так что я решил рассказывать о типичных ошибках почаще, чтобы вы не столкнулись с ними на опыте.

Часто анализирую недоработки при создании сайта, оформлении документов на него и сборе персональных данных. Последние аудиты пугают результатами: большинство проверенных сайтов стартапов имело нарушения на сумму от 500000 рублей. Это крупные риски для начинающего бизнеса. Чаще всего отсутствовала правильно составленная оферта, и была неправильно оформлена политика сбора конфиденциальных данных.

В стартапах нередко копируют чужие документы, чтобы ускорить работу с продуктом, а в итоге ставят его существование под угрозу. И наоборот, некоторые нужные документы отсутствуют. В частности, правоустанавливающие документы на объекты интеллектуальной собственности (ИОС).

Сейчас я рассмотрю 3 популярных риска в оформлении данных и дам советы, что нужно делать в том или ином случае.

Риск 1. Неправильное или неактуальное оформление оферты на сайт

Грамотная оферта закрывает кучу рисков и предотвращает конфликтные ситуации: помогает урегулировать порядок возврата, установить претензионный порядок, защитить честь и репутацию бизнеса.

За отсутствие оферты b2c-проектам грозит штраф от 10000 до 30000 рублей. Содержание оферты важно, а некоторые пункты могут стать основанием для нового штрафа (условия, ущемляющие права потребителей).

За последний год я пересмотрел сотни оферт и отметил неочевидную слабость большинства из них — она касается оказания услуг. Данный аспект является важным для тех, кто получает 100% предоплату. Чаще всего в офертах условия оказания услуг прописаны плохо и недостаточно детально.

Гражданский кодекс РФ исходит из того, что должны быть оплачены лишь те услуги, которые были оказаны. В суде объем оказания услуг часто является камнем преткновения. Необходимо указывать, в какой момент была оказана та или иная услуга (если речь о комплексе услуг).

Пример (Edtech-проект)

Обучение из 10 уроков стоит 100000 рублей. Если в оферте прописать, что момент оказания услуги — это завершение урока, то при отказе клиента от обучения на 7 уроке вам нужно вернуть 30000 рублей (за 3 урока).

Такая формулировка избавит от того, чтобы доказывать, а сколько услуг оказано. Если же нет верной формулировки, скорее всего, моментом оказания услуг будет считаться окончание обучения. Придется вернуть уже не 30000, а 100000. Разница ощутимая(.

Многие проекты бездумно копируют друг у друга оферту, даже если она в таком виде не нужна. Почему это большая проблема:

  • Каждый проект индивидуален.

Все проекты по-разному технически собраны, где-то предусмотрена обратная связь, где-то разный объем предоставляемых прав.

  • Собственники проекта не знают свою оферту.

Они не обдумывают, как происходит возврат, какие штрафы/санкции предусмотрены их офертой, на каком основании они могут прервать доступ к продукту. Печально, потому что оферта пишется для защиты проекта.

  • Копируемые оферты часто написаны сложно и некачественно.

Выглядит это так будто у авторов цель сделать оферту максимально непонятной, громоздкой, нечитаемой. Оферта — это, конечно, юридический документ, но он необязательно должен быть на канцелярском языке. Чем короче и понятнее оферта, тем лучше.

Оферта — правила вашей игры, от её содержания зависит множество аспектов жизни проекта. Это и прием платежей, и разрешение конфликтов с клиентом, и правила возврата, и объем прав, которые передаются на результат.

Безусловно, оферту можно поменять всегда, но что лучше: сделать понятные правила игры, эффективно работающие на проект, или взять чужой документ на 30 страниц и ожидать разбирательств?

Кейсы из моей практики

Оферта онлайн-школы

Онлайн-школа скопировала у другой под копирку текст оферты. При этом одна из них работала на своей платформе, а мой клиент — на платформе GetCourse. Нам пришлось полностью переделать оферту.

Ранее было указано, что определенные письма приходят на почту, хотя они поступали на GetCourse. Также переделали работу с чатом. В скопированной оферте было указано, что при нарушении правил чата (мат, пересылка сообщений) с человеком расторгается договор, и обучение прекращается.

Мы убрали этот пункт, а добавили, что предприниматель может отказаться предоставлять услуги по чату. При этом ему можно не отказываться от договора.

Ранее бизнес скопировал пункты о том, что возврат невозможен. Тоже переработали эту часть. Внесли условия о том, что считается оказанием услуг. Сделали разбивку: каждый урок или модуль — отдельная услуга. Когда ученик ознакомился с модулем, считается, что услуга оказана.

Если кто-то под конец хотел получить полный возврат средств, оферта позволяла не компенсировать всю стоимость, а исходить из количества неизученного. Уменьшилось количество и объем возвратов. Всё это на законных основаниях.

Оферта e-commerce магазина

Каждый предприниматель ставит перед собой цель — прибыль. Иногда цель может толкать предпринимателя на внесение разных условий для удержания потребителя и минимизации возврата.

Чтоб установить баланс, законодатель ввёл норму о недопустимых условиях договора. Такими условиями считаются те, что ущемляют права потребителя, установленные по закону.

Иногда предприниматели вносят множество таких условий, на моей практике я встречаю около 5-7 условий в одной оферте сразу:

1. Необоснованный отказ в возврате денежных средств.

2. Установление подсудности спора

3. Навязывание дополнительных услуг

4. Условия о штрафах/неустойках

5. Право предпринимателя на односторонний отказ от договора (не предусмотренный законом).

За каждое такое условие предусмотрен штраф от 10000 до 20000 рублей.

Что было сделано в конкретном случае:

Оферта была переработана с учетом интересов предпринимателя. Пришлось отказаться от установления подсудности, штрафов и одностороннего отказа. Мы переработали систему возвратов: по новой редакции получилось сделать процедуру дольше, что позволяло предпринимателю распределять финансовые потоки.

Акцентировали внимание потребителей на расходы, связанные с доставкой товаров, что хоть и немного, но позволило снизить процент возвратов. Дополнительные услуги разделили на: необходимые (без которых невозможно использование) и вспомогательные.

Риск 2. Неправильное оформление обработки данных

Правильное оформление обработки данных предполагает четкую политику конфиденциальности, наличие оснований для такой обработки и соблюдение актуальных норм. Грамотная работа с данными не только помогает защитить пользователей, но и укрепляет доверие и обеспечивает устойчивость бизнеса.

Что нужно иметь в виду?

За отсутствие на сайте политики конфиденциальности предусмотрен штраф: для ИП от 10 000 до 20 000 рублей, для юридических лиц от 30000 до 60000 рублей. С данным документом не всё так просто, поэтому немного погрузимся в содержание и оформление.

При сборе данных через форму нельзя автоматически проставлять согласие за пользователя. Такая уловка может обойтись вам в сумму от 30000 до 150000 рублей.

Цели обработки персональных данных должны совпадать с фактическим использованием. А за нарушение предусмотрен штраф от 60000 до 100000 рублей.

Изображение с сайта https://policy.privacy-check.ru/
Изображение с сайта https://policy.privacy-check.ru/

С мая 2025 года штрафы за неправильное оформление обработки данных значительно возрастут, и малый бизнес может серьезно не рассчитать бюджет.

Держите примеры:

Обработка персональных данных без согласия, отсутствие политики конфиденциальности на сайте, тайные сбор cookies – потенциальные штрафы на сотни тысяч рублей. Помните об этом.

Если не хочется заморачиваться с составлением политики конфиденциальности и уведомлением Роскомнадзора, есть выход — можно собирать на вашем сайте только номер телефона. Поскольку номер телефона — цифры, по которым нельзя установить личность человека, и персональными данными он базово не является.

Однако, если учитывать разъяснения Минцифры, то номер телефона является персональными данными в отдельных ситуациях. Разберем на примерах:

  • человек оставил анкету только с номером телефона — не персональные данные;
  • человек оставил анкету с ФИО и номером телефона — а это уже персональные данные, телефон можно соотнести с личностью человека.

Данный способ данных, возможно, не является эффективным, но зато не обязывает вас выполнять требования ФЗ «О персональных данных».

Кейс из моей практики

Недавно закончил проверку сайта у клиента по нескольким блокам:

  • содержание сайта
  • содержание оферты
  • содержание политики конфиденциальности.

При проведении проверки выявил 14 рисков, которые могут повлечь штрафы на 900000 рублей. Большинство из них связано с политикой обработки персональных данных и формами сбора данных.

Как юридически защитить стартап на всех этапах развития

Риск 3. Отсутствие документов на объекты интеллектуальной собственности (ИОС) или их неверное составление

Для стартапов защита интеллектуальной собственности — не юридическая формальность, а элемент развития бизнеса. Без надлежащей защиты разработки и уникальные технологии могут стать объектом копирования и недобросовестного использования.

Грамотное оформление правоустанавливающих документов позволяет повысить коммерческую ценность интеллектуальной собственности и избежать разбирательств. Это также критично при привлечении инвестиций и выходе на международные рынки.

Помните, что любой код или ПО — объекты интеллектуальной собственности. У создателя возникает ряд прав, имущественных и неимущественных, на объекты. Разработчики, по сути, являются авторами.

Если не получить согласие на передачу присущих им прав, то использование результатов труда разработчиков становится незаконным. Перечисление денег не является фактом получения прав. Нужен зафиксированный акт воли автора — договор, акт и т.д. Это понимают далеко не все собственники бизнеса.

Представим, что отношения с разработчиком никак не оформлены. Между собственником проекта и разработчиком возникает конфликт, и разработчик блокирует доступ к написанному коду.

Как юридически защитить стартап на всех этапах развития

Что делать?

Как ни странно — договориться. Досудебный порядок решения конфликта может быть дешевле и 100% быстрее суда. Если стороны не могут решить конфликт, остается идти в суд. Важно понимать:

  • Собственнику придется доказать, что отношения предусматривали полную передачу прав. Это может следовать из переписки, факта, что разработка велась за счет ресурсов собственника. Звучит просто, но на деле убедить суд может быть очень тяжело.
  • Важно доказать факт оплаты. Когда оплата происходит денежными средствами, подготовить чеки несложно. Другое дело — криптовалюта. Данный способ расчетов стал популярнее, особенно, со специалистами за границей. Тут придется попотеть, чтоб доказать принадлежность кошелька и средств разработчику.

Отсутствие базовых документов может привести к потере времени и ресурсов.

Кейс из моей практики о важности актов

Вводные:

ИП занимается разработкой приложений и сервисов (ПО). ООО заказало такой сервис. ИП хорошо знает ООО, и сначала сотрудничество строится на дружеских началах. Тем не менее договор был заключён. Спустя время, у ООО не хватает денег на финансирование. ООО не предоставляет данные для продолжения разработки, отказывается подключать платёжные модули.

Разработка встаёт, сроки просрочены. ООО решает обвинить ИП в непредоставлении ПО. Выясняется, что ИП не сдавал акты по этапам работ.

Решение:

  • Я предусмотрел в договоре перенос сроков при просрочке предоставления материалов и право отказаться выполнять работы до предоставления информации.
  • Мы установили, что ПО передаётся с помощью выгрузки на сервер.

С помощью скриншотов собрали доказательства того, что заказчик просрочил сроки и не имел претензий к выгруженному ПО. Это трудоёмкий процесс, он занял около двух недель. Хотя можно было заранее подготовить акт на страничку и фиксировать каждый этап.

Отсутствие акта затрудняет доказывание передачи работ или результата услуг. В данном кейсе акты сэкономили бы ИП много часов и нервных клеток.

***

Возможно, стартапу на начальном этапе не нужен юрист или DPO (data protection), но стандартная консультация на раннем этапе сбережет уйму денег и времени. Если сомневаетесь, что документы, касающиеся сайта или объектов интеллектуальной собственности, заполнены правильно, не откладывайте свое обращение к специалистам.

С удовольствием проконсультирую вас по моему профилю. Если есть вопросы или нужны шаблоны документов, пишите в комментариях.

И, конечно, буду рад подпискам здесь или в моем телеграм-канале:

8
4 комментария