Как называются визуальные иллюзии? Просто скажите «тромплёй»

Trompe l’oeil — французский термин, который означает «обманчивый глаз» и обозначает художественную технику, создающую визуальные иллюзии. Используя цвет, тени и пропорции, художники и дизайнеры создают обманчивые изображения, которые выглядят настоящими, даже когда на них смотришь под углом. Хотя сама техника известна с древних времён, термин появился только в 1800-х годах. Сегодня мы наблюдаем её влияние в архитектуре, скульптуре, моде и даже в цифровых технологиях.

Корни тромплёй, уходящие в искусство Древней Греции и Рима, оставим в стороне и сразу перейдём к эпохе барокко (XVII–XVIII века), когда эта техника приобрела особую популярность. Тогда тромплёй использовали для преодоления визуальных и пространственных ограничений:стены и потолки воспринимались как холсты.

— «Вид на коридор», Самуэль Ван Хоогстратен (1662);
— «Спасаясь от критики», Пере Боррель дель Касо (1874);
— «Аллегория Божественного Провидения», Пьетро да Кортона (1596-1669).

Спустя несколько веков экспериментов тромплёй приобрёл новые формы выражения. Например, с развитием технологий появился 3D mapping — световые инсталляции, которые создаются с помощью проектора, транслирующего видео на различных зданиях и объектах. При этом форма и особенности холста не теряются за видео, а просвечивают сквозь него.

3D Mapping для фестиваля братьев Люмьер, France, 2010.
3D Mapping для фестиваля братьев Люмьер, France, 2010.
3D mapping the St. Ludmila Church для фестиваля SIGNAL, Prague, 2015.

Другой пример современных иллюзий — технология Naked-Eye 3D, популярная в наружной рекламе. Здесь используются светодиодные экраны, на которых создаются реалистичные трёхмерные изображения. Как и в барокко, для создания эффекта правдоподобия художник рассчитывает идеальную точку обзора, с которой иллюзия будет выглядеть максимально реалистично. Отличие от тромплёй в том, что Naked-Eye опираются не на архитектуру здания, а создают свою на LED-экране, то есть холстом служат не стены, а экран на них.

AIR MAX DAY, Tokyo, 2022.

Кстати, элементы тромплёй мы можем встретить даже просто выйдя из дома. Например, это фальш-фасады, которые часто используют для сокрытия строительных работ. Однако из-за нереалистичных макетов иллюзия будущего окончания ремонта или реставрации вызывает скорее недоверие. Но здесь тромплёй не виноват)

— фальш-фасад в Санкт-Петербурге, фото сделано в 2023 году;
— фальш-фасад на театре в Саратовской области.

Больше в telegram — Ponkina Reviews. Здесь вы найдёте неожиданные факты о том, что казалось уже знакомым. Каждое слово — с точностью до миллиметра, каждая деталь — неслучайна.

1 комментарий