Какого бизнес-ассистента мне нанять? За 50к или за 200к?

Зачастую эта должность вызывает у нас ассоциации с заказом билетов на самолет, доставке продуктов и ведение расписания. А на самом деле все намного сложнее.

Для меня есть два вида бизнес-ассистентов.

  • Линейные сотрудники — им нужно четко ставить задачу, разжевывать, корректировать, тегать, напоминать. Делают все сразу: от ведения социальных сетей, до заказа продуктов и выбора банка.
  • Топ-менеджеры — мини-операционные директора. Люди, которые выстраивают бизнес-процессы в компании, освобождают руководителя от операционки, ведут сами планерки, сами проверяют качество выполнения задач команды, внедряют срм-системы, сквозную аналитику, юнит-экономику.

Это принципиально два разных портрета сотрудника. Но почему-то большинство кадровых агентств и эйчаров упорно нанимают первый тип, когда нужен второй. И особенно меня поражает, когда онлайн-школа, которая с нуля научила соискателя быть ассистентом, то есть не имея практики, продает его как второй типа ассистента.

На разных этапах бизнеса нужен свой тип. Иногда нужно сразу два в параллель.

______________________________________________________________________

Рассмотрим 2 разных стартапа.

  • IT-продукт, группа юнитов.

Компания на рынке 5 лет, бизнес-процессы не описаны, собственник ведет две команды лично (20 человек), замыкает на себе все процессы от привлечения клиентов до руководства производством. Продукт готов, но нужно систематизировать работу внутри, и тогда можно увеличивать кол-во клиентов. Выручка 50-70млн в год.

Принимается решение, что для масштабирования ему нужно выходить из процессов и нанимать операционного директора. Но вот тут появляются трудности:

  • скилловый операционный директор стоит слишком много и оклад большой, позволить не можем еще
  • скилловый операционный директор уже выстраивал с нуля много раз процессы и для него это уже может быть неинтересно, шаг назад
  • опытный директор уже не работает в режиме стартапа нон-стоп, когда кругом хаос и все меняется каждый день

В этом случае есть два портрета соискателя: операционный директор, который еще готов строить руками процессы, который еще может снова начинать с нуля и ему это нравится и который не стоит космических денег.

Либо

Бизнес-ассистент генерального директора, который ранее занимался ровно таким же функционалом. Также пришел в прошлую компанию на этапе бурного роста, сам перестраивал процесс, внедрял инструменты, систематизировал все, до чего смог дотянуться и освободил собственника от рутины, позволив ему развивать компанию.

  • он еще гибкий и адаптивный
  • стоит нормальных подъемных денег для стартапа
  • готов слышать и слушать, умеет собирать команду и делать это быстро
  • высокая самоорганизованность и ответственность
  • хочет расти вместе с компанией и становиться сильнее и больше зарабатывать

Подобрать такого бизнес-ассистента не просто и самому, без опыта, невозможно, потому что нужно знать как оценивать, на что смотреть, как проверять и где искать.

___________________________________________________________________

Рассмотрим второй пример

  • В2С/ В2В продукт, стартап, 5 лет на рынке, до 20 сотрудников. Основная точка привлечения клиентов — личный бренд и сарафанка владельца, точка масштабирования — увеличение лидогенерации через личный бренд.

И тогда мы вспоминаем Рузвельта: „Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть.“

В таком случае собственник принимает решение — нанять бизнес-ассистента, который будет вести соц.сети, приезжать и записывать его на видео, монтировать и писать контент, мониторить рынок и конкурентов, организовывать выступления на мероприятиях, отслеживать маркетологов-подрядчиков по контекстной рекламе, собирать отчеты с отдела продаж (потому что всегда есть еще задачи в стартапе).

Из плюсов:

  • сотрудник попадает в бюджет компании
  • имеет опыт работы с такими задачами, многофункциональный
  • имеет гибкое мышление, быстро адаптируется
  • хочет расти и брать более сложные задачи

Из минусов:

  • он исполнитель. Не сможет задать вектор развития личного бренда, потому что не имеет квалификации. И задачи ему должен ставить собственник, а он тоже не профи в этом.
  • сложный портрет специалиста, так как слишком широкий функционал. Значит, мы будем выбирать что нам важнее — навыки в смм, самоорганизация, ответственность, самостоятельность, опыт работы в пиаре, опыт работы с сильным маркетологом ранее, уровень зарплаты.
  • скорее всего, это бывший смм-специалист, который переходит в ассистирование. Но они совмещают проекты, пропадают с радаров, у них нет навыков тайм-менеджмента, они делегируют свою работу фрилансерам еще дешевле и страдает качество. Единицы организованные, но найти тяжело.

Здесь нужно четко понимать, что такой ассистент это временный этап. Пока не появится хотя бы первичная упаковка соц.сетей и не пойдут первые лиды оттуда. И задачи ставит сам собственник, потому что это простой исполнитель. Его надо контролировать. Если бы он был другого склада, то и стоил бы дороже.

____________________________________________________________________

Как облегчить работу с таким ассистентом? Как себе помочь? Как научить не самого структурного человека структуре?

  • Прописать все ключевые задачи в оффере и плане работы на 1 месяц
  • Декомпозировать задачи максимально подробно
  • Первую неделю работы писать план и требовать факт по задачам, далее передать планирование уже ассистенту

«Но если я буду все планировать за него, зачем он мне тогда нужен?» - скажите вы. Вам нужны руки, которые всю рутину заберут на себя. И да, руки нужно учить думать головой.

Самый простой способ — давайте пространство для творчества и анализа, но задавайте четкие рамки качества результата.

Пример постановки ТЗ:

Проанализируй 5-х мои конкурентов и предоставь выводы — какой контент у них заходит лучше всего и почему. Также после анализа сделай контент-план для меня на 2 недели.

Критерии результата:

  • выборка 5-ти конкурентов в моей нише, по каналам в ТГ, VC, ЮТ, Тенчат, оффлайн-ивенты.
  • в таблицу внести такие показатели: самые охватные посты и цифры, месяц публикации, ссылку на публикацию. Описать воронку продажи и куда ведет, на какой лид-магнит, какой средний чек
  • пройти воронку продаж конкурента и написать свое заключение, что происходит далее, кто связался, какая цена, как взаимодействую, какие материалы направляют, как догревают.
  • ответ предоставить в таблицу, с форматированием (удобно читать), выделить главное жирным шрифтом, доступ редактора для меня

Вы также можете скачать полноценное краткое руководство по найму, в котором будет понятно, а как же нанять правильно не ошибиться. Сделать это можно в тг-канале

2
4 комментария