Успешный бизнес и зрелость владельца: где взаимосвязь и почему нужно взрослеть?
Системность мышления, высокий уровень ответственности, развитый эмоциональный интеллект, постоянное обучение и развитие навыков — довольно сложный путь развития. Поэтому зрелых людей в мире не много, а предпринимателей еще меньше. Хотите проверить свой психологический “возраст”?
Есть сторонники двух подходов к бизнесу.
Для одних бизнес должен быть движухой: всё должно гореть, сверкать, дымиться, заряжать эмоциями, катать на американских горках, вести по краю, заряжать! Для других всё должно быть чётко, ясно, прогнозируемо, планово и предсказуемо. Первые в результате получают лысину и инфаркт, вторые… скуку и рутину.
Вы первые или вторые? Кто вам приходит на ум?
А вот классно было бы совместить! Чтобы и радовало, и молодило, и в то же время победы были точно высчитаны и холодно взяты без всяких провалов и поражений! Возможно ли это? Как думаете?
“По различным данным, от 70 до 90% стартапов терпят неудачу, и согласно отчету CB Insights многие из этих неудач связаны с человеческими, психологическими причинами, такими как неправильная команда (14%), разногласия в команде (8%), выгорание и потеря мотивации (5%). Failory утверждает, что на проблемы с командой приходится 18% неудач стартапов”
Эта статистика подчеркивает, что психоэмоциональное состояние основателей и внутренняя динамика команды играют чуть ли не ключевую роль. Но, к сожалению, эти факторы часто отодвигают на второй план в борьбе за “выживание” бизнеса: владельцы стараются привлечь финансирование, занимаются разработкой и апгрейдом продукта, продумывают маркетинговые кампании, создают команды… список можно продолжать бесконечно. Однако одной из самых сложных задач была и остается управление собой и своей командой.
Для психологически зрелой личности ничего невозможного нет.
Давайте определим критерии зрелой и незрелой бизнес-личности, чтобы легче было представить пример.
Знаком ли вам такой «комсомольский маркетинг»: агитировать всех принять участие в новой теме, бежать, ломая мебель, волосы назад вперед к светлому будущему, брать кредиты, «сейчас ввяжемся, а потом разберемся»? Это признак преобладания эмоций над рассудком.
Второй признак незрелой бизнес-личности - это в 99.9% случаев потерпев неудачу в этой стратегии валить всё на обстоятельства, кризисы и плохих сотрудников. Это показатель низкого уровня ответственности. Человек с низким уровнем ответственности необучаем, так как не способен управлять собой и редактировать свои действия, а потому всегда наступает на грабли. А, нет! Это грабли наступают на него!
И третий критерий – объём мышления. Зрелый человек видит картину предстоящего проекта системно, как 5Д-модель, динамически меняющуюся во времени и пространстве. Незрелый видит только первый шаг, и он кажется ему таким гениальным, что замещает любой критический анализ. В результате, столкнувшись с первыми неудачами, такой лидер скорее впадет в гнев или в депрессию, чем начнет делать развивающие выводы.
Если для юного ума его бизнес — это игрушка, на которой он качает молодецкую удаль и доказывает себе и миру, на что он способен (ай да я!), то для зрелого человека бизнес от самых корней - это социальное влияние. Более того, он строит на этом свою метастратегию.
Социальное влияние — невероятно крутая вещь для тех, кто в теме. Это то, что делает ваш бизнес непотопляемым на века: выстраивая свои отношения с социумом как бизнес-единица, вы формируете свою аудиторию, своих сторонников, лоббистов и амбассадоров.
Психологическое бизнес-дитя озабочено исключительно своими интересами и потребностями, и часто требует их удовлетворения весьма капризно от команды и партнеров, а зрелый бизнесмен регулирует эмоциональный фон всей команды, поскольку его эмоциональный интеллект является неотъемлемым инструментом реализации его метастратегии.
Яркая незрелая личность ведёт за собой толпу. Яркая зрелая личность ведет за собой команду. В чем разница между толпой и командой? Толпа с вами, пока вы делитесь своей энергией и тут же покидает вас, как только вы оступились или ошиблись, а ошибаются все.
Команда — это люди, которые с вами потому, что ваше общее дело наполняет их жизнь смыслом, и испытания, которые команда проходит с вами, для неё так же важны, как и победы, поскольку создают ткань бизнес-мудрости. И не только бизнес.
Понятно, что сильная команда никогда не примет незрелого лидера. А зрелый лидер может сделать сильной любую команду.
Зрелым человека делает умение грамотно отрефлексировать свой опыт: принять любые события своего пути как часть обучающего квеста, который ведет его к реализации его метастратегии. Именно поэтому и неудачи, и критика для него лишь возможность уточнить направление своего пути.
Для незрелого человека неудачи, критика, потеря контроля над событиями и процессами — повод для паники или гнева.
Зрелых предпринимателей знают все: у них получается. Не всё, и не с первого раза, но эти люди знают, что они делают и у них есть весомый ответ на вопрос «Зачем?».
Зрелым человека делает умение справляться с эйфорией побед и ужасом провалов. Человек, который смог преодолеть зависимость от побед и неудач в результате становится зрелым лидером.
Я писала эту статью в соавторстве с Евгением Жидковым. Мы - основатели Новой Русской Школы Психологии, орг.консультанты. Знаем все о миссии, стратегии, психологическом возрасте команды, пути и ловушках лидера, групповой синергии. Больше о метстратегическом подходе читайте на нашем телеграмм-канале.
Что думаете? Пишите в комментариях)