Хейт, истерика и прочая суета: как бороться за репутацию компании в соцсетях
Любой комментарий, который поднимает пост в ленте соцсетей — это благо. Но что делать, если комментаторы задают неудобные вопросы или откровенно нападают на компанию? Разбираемся в посте.
Я — Алена Бирюкова руководитель направления «Прогрев» в агентстве Completo. Преподаватель РАНХиГС, а еще спикер Контур. Школы, автор статей, кейсов, эксперт в автоматизации маркетинга. Есть серьезный опыт сотрудничества с малым бизнесом. Более 6 лет занимаюсь разработкой и внедрением комплексных маркетинговых решений для среднего и крупного бизнеса.
Как фанера над Парижем — не наш случай
Один из россйских заводов производит фанеру. Штука нужная, используется как предприятиями, так и частными лицами. Предприятие большое, потребляет много древесины.
У завода есть сообщество во ВКонтакте. Главная цель SMM — рассказать о компании, создать положительный имидж у жителей региона, привлечь новых сотрудников на предприятие. Ну и вообще сформировать хорошее впечатление.
На практике ведущим группы часто приходится сталкиваться с доморощенными экологами, которые за вырубленными деревьями не видят целого леса пользы, который приносит завод. Хейтеры — иначе их не назвать — горазды на то, чтобы развести истерику в комментариях. Если ответить неправильно, обсуждение сразу же перехлестывает рамки сообщества и выливается в городские паблики и ТГ-каналы, поэтому SMM-менеджеры ходят по очень тонкому льду.
Важно, что менеджеры сообщества выбрали тактику работы на опережение. Не дожидаясь очередных неправомерных нападок, они находят поводы опубликовать репортажи о той пользе, которую завод приносит региону, рассказывают о спецпроектах и фестивалях, в которых предприятие принимает участие как спонсор, на которые приходят сотрудники. Например, предприятие организует высадку леса, обустраивает тропы здоровья, оборудует места отдыха удобными скамейками.
Специалисты предприятия проводят экологические беседы со школьниками. Такие встречи преследуют две цели:
- информировать подрастающее поколение об экологических инициативах компании;
- сформировать правильный образ предприятия у взрослых через их детей.
В частности, темами подобных бесед становились:
- инициативы по более полному использованию сырья;
- инвестиции в модернизацию систем очистки воды и воздуха на предприятии;
- систематические сборы макулатуры и уборка мусора сотрудниками компании.
В качестве примера подобной активности мы приведем социальные сети СИБУРа.
Коллеги проводят экоуроки в школах региона, сделали для этого проекта отдельный сайт, опубликовали материалы, на основании которых любой учитель географии может провести урок для 5-11 классов, чем педагоги с удовольствием пользуются.
Компания Сибур также проводит много мероприятий с экотематикой и участвует в благотворительности. Это позволяет нефтехимическому производству нивелировать неверное мнение о компании, которая на самом деле бережно относится к окружающей среде, флоре и фауне.
Из этого поста ясно, что СИБУР спонсирует заповедник в Архангельской области, помогает организовывать экскурсии экологической направленности на его базе.
В своем сообществе завод ведет постоянную кампанию по привлечению кадров, применяя для этого все те технологии, о которых я рассказывала в предыдущих постах:
- информирует о преимуществах работы на предприятии;
- публикует материалы корпоративных мероприятий;
- ведет репортажи из столовой предприятия о том, чем кормят сотрудников и собирает обратную связь от них;
- рассказывает о системе плюшек, принятых в компании.
Чтобы показать товар лицом, привлечь к себе работников определенных специальностей, записывают видео, в которых сотрудники на этих позициях честно рассказывают о своей работе. Таким образом компания снимает массу вопросов кандидатов, увеличивает свою привлекательность для них, прокачивает HR-бренд.
СИБУР делает очень многое для продвижения своего HR-бренда. Участвует в различных рейтингах работодателей и не стесняется рассказывать о своих призовых местах в этих конкурсах.
SMM-менеджеры компании поддерживают открытый имидж, ведут коммуникацию очень доброжелательно, не оставляют без ответа ни один вопрос подписчиков и гостей сообщества.
Что с хейтерами? Их любят, им вежливо отвечают, в общем, гасят волну негатива спокойной и искренней коммуникацией.
А что наш клиент? Его соцсети прокачаны не хуже, и я этим проектом по праву горжусь.
Донорство как демонстрация социальной ответственности бизнеса
100 сотрудников предприятия ХимПром из Новочебоксарска сдали кровь в День донора. О чем это говорит? О том, что на заводе работают самые обычные люди, готовые прийти на помощь всем и каждому.
Такой пост здорово помогает против негативно настроенных «экоактивистов».
Что интересно, подобные публикации делают и компании, все негативное воздействие которых на окружающую среду ограничивается потреблением электроэнергии — ИТ-предприятия. Компания ArtSorte выступила инициатором целого движения «IT-донор».
Айтишники подошли к делу со свойственными им фишками — регистрацию в программе организовали через бота в ТГ, сделали лендинг проекта.
Это прекрасная имиджевая история, которая здорово поднимает HR-бренд компаний, присоединившихся к проекту, ставших его спонсорами.
Дети — будущие сотрудники
Мы уже упоминали об экологическом просвещении школьников. Еще один завод из Центральной России пошел дальше.
Предприятие построили в тридцатых годах и оно изначально было градообразующим. Примерно с этих же лет в школах и училищах города специалисты завода проводили для детей дополнительные занятия — знакомили с работой цехов, а в выпускных классах готовили ребят к поступлению в специализированные вузы. Таким образом сохранялась и до сих пор сохраняется преемственность поколений, предприятие почти не испытывает дефицита кадров.
Хороший почин уже в постсоветское время подхватили инициативные люди. Выпускники одного из вузов создали благотворительный фонд, который поддерживает технически одаренных детей, помогает им освоить нужные для города и предприятия профессии. Естественно, эти дети сами вернутся в родной город после окончания вузов, будут сами двигать промышленность и науку.
Помимо адресной поддержки, фонд основал обучающий центр, где одаренные дети бесплатно изучают профильные предметы. Филиалы центра функционируют на базе школ.
Будущие инженеры, техники, рабочие с детства знакомы с работой химического предприятия по экскурсиям, которые организуют специалисты завода.
Приведем в пример HR-паблики предприятий примерно того же профиля.
Коллеги-сммщики Ступинского химического завода сделали комбо: совместили рассказ о профессии с экскурсией на предприятие. Отличный инфоповод для поста в HR-паблике!
Так что же с хейтерами, «экоактивистами» и прочими суетологами, которые хотели бы хайпануть на теме экологии или любых других воздействиях предприятий? Я, как эксперт в SMM дам три простых совета:
- обезоруживать публикациями о социальной ответственности предприятия;
- не вступать в дискуссии и не переходить на личности;
- не пытаться переубедить.
Пусть вместо миллиона «отмазок» будут публикации, доказывающие пользу предприятий.
Подписывайтесь на мой аккаунт на VC, чтобы не пропустить новый пост — мне еще есть, что сказать по теме пиара HR-сообществ.
Надеюсь, мой гайд по лучшим HR-сообществам Рунета все уже скачали. Поэтому заинтересованным в SMM-продвижении HR-бренда предлагаю не откладывать это в долгий ящик. Заполняйте форму, и я с вами свяжусь.