«Не просто разговор!»: подкасты как передовой канал коммуникации вашего бренда
Чем подкасты могут помочь вашему бизнесу в эпоху перенасыщения контентом? Каковы явные и неявные преимущества подкастов? Что выбрать: аудио- или видеоформат? Рассказываем обо всем подробно.
Сегодня мы в очередной раз вспомним, чем же полезны подкасты для бизнеса и почему в 2025 году они — один из самых эффективных рекламных каналов и типов контента.
Начало сезона PR-активностей и интеграций в медиа
Сейчас начинается новый сезон пиар-активностей для брендов. И который год мне продолжают задавать одни и те же вопросы о пользе подкастов, потребности интеграции в них, надобности создания собственного подкаста и т.д. Сегодня мы по полочкам разложим все видимые и невидимые преимущества подкастов, и выясним, как донести ценность подкастов, например, до своего CEO и команды.
За текущий месяц мне неоднократно приходилось делать offline и online презентации подкаста.
Сейчас я более плотно сотрудничаю с краснодарским кругом предпринимателей, о чем вы могли слышать в прошлом выпуске подкаста с Евгенией Гертель, где мы обсуждали франчайзинг на Кубани. Обязательно посмотрите или послушайте выпуск — там много полезного!
После нашего выпуска с Евгенией к ней пришло несколько запросов на упаковку франшиз — вот одно из наглядных преимуществ, почему необходимо идти в подкасты.
Особенности рекламного рынка в 2025 году
Последние пару лет мы страдаем от нехватки эффективных рекламных каналов, в которых можем собирать вокруг себя аудиторию, информировать ее и прогревать на определённые действия: подписки, продажи, посещения offline. Сталкиваемся с тем, что одни каналы ограничены для рекламных возможностей (Google ADS), а другие — запрещены законом для распространения коммерческих интересов (Instagram — является частью Meta, признанной экстремистской на территории РФ). А некоторые соцсети пессимизируют выдачу по разным причинам (ситуация с падением органики на YouTube, малые охваты в отечественных соцсетях).
С каждым разом достучаться до нашей ЦА все сложнее. В этом контексте растут цены на performance-каналы. Некоторые каналы атакуются фродом в связи с повышенной конкурентностью и интересами разных игроков рынка. Обязательно послушайте наш выпуск на эту тему — там много полезного!.
В описанном контексте подкасты не только не потеряли аудиторию на волне блокировок и ограничений других каналов трафика, но и обладают повышенным числом преимуществ, в сравнении с другими форматами.
Омниканальность и удобный Telegram-плеер
В текущих реалиях отечественного рынка нам остается быть омниканальными и выжимать все, что мы можем из тех соцсетей и рекламных каналов, которые остались, и в которых ДЕЙСТВИТЕЛЬНО есть аудитория. В этих каналах нам необходимо быть, развиваться, делать контент, захватывать внимание и дружить с инфлюенсерами.
Подкаст — омниканальный формат: мы попадаем в разные плееры и соцсети. Это первое преимущество подкастов.
Одновременно подкасты выходят во многих подкаст-плеерах. Наш подкаст хостится на платформе Mave. Мы один раз загружаем новые выпуски в формате MP3 или WAV в Mave, а он отправляет их во все подкаст-плееры: Apple-подкасты, Яндекс Музыка, VK Музыка, Литрес, Звук, SoundStream, Castbox, Spotify и т.д.
Это означает, что если вы интегрируетесь в подкаст, вы автоматически попадаете в кучу мест размещения. Это самостоятельные плееры, в которых проводит время аудитория, подписанная на подкасты. Всего одно размещение в подкасте становится кросс-платформенным.
Кроме подкаст-плееров, подкастеры, как и любые блогеры и инфлюенсеры, ведут соцсети. Для рекламодателей это дополнительная возможность попасть в отечественные и зарубежные соцсети, либо в Telegram-канал автора подкаста.
Telegram-плеер подкастов: слушать без установки приложений
Это преимущество подкастов, которое недавно запустил хостинг Mave.
Многие все еще задаются вопросом, где слушать подкасты. Есть аудитория, которая не слушает музыку ни в одном из популярных плееров. Чтобы достучаться до них, с недавних пор появилась новая возможность — собственный плеер от Mave в Telegram.
Это бот, через который прямо в Telegram можно слушать выпуски подкаста и подписаться на уведомления.
Об омниканальности должен грезить каждый современный отдел маркетинга, потому что донести информацию до потребителя становится все сложнее. Один рекламный канал — это всегда ограничения. Если вы хотите собрать со всех соцсетей нужную вам ЦА в большом количестве — необходимо следовать омниканальности и быть везде. Подкасты — отличный формат для этого.
Аудио- и видеоконтент
Подкасты изначально были представлены исключительно как аудиоконтент. Термин появился благодаря британскому журналисту Бену Хаммерсли, который соединил слова: broadcasting — «вещание» или «трансляция» и iPod — устройство, на которое все начали скачивать музыку в начале 2000-х.
Изначально подкастом называли аудиоразговоры. Но со временем данный формат трансформировался, и в аудиоконтенте появилось разнообразие: аудиокниги, аудиошоу, аудиоспектакли, подкасты разных жанров: разговорные, нарративные, документальные, научные и т.д..
С недавних пор подкасты перешли и в видеоформат. Современный подкаст напоминает шоу: образовательное, развлекательное, формат диалога, опроса, интервью и т.д.
Но не так важен формат, как контент подкаста: это возможность побыть со своей ЦА чуть больше, чем пару секунд. И сказать своему слушателю или зрителю: “Остановись. Сейчас мы с тобой наедине. Послушай меня, я хочу кое-что тебе сказать".
Приняв участие в подкастах, вы получаете длинные единицы контента: полуторачасовые, часовые, получасовые выпуски. Далее их можно нарезать на вертикальные короткие единицы контента для соцсетей.
Если подкаст только в аудиформате — его придется доработать, встроить визуальный ряд или зацикленную графику. Загружаем такие ролики в VK в формате VK-клипов, Нельзяграм в формате Reels или в YouTube в формате Shorts. В VK и YouTube к вертикальным роликам можно присоединить длинные горизонтальные видео, чтобы из ленты рекомендаций сразу направлять аудиторию на полноценный выпуск.
В YouTube можно загружать как видео, как и только аудиоверсии подкастов, которые попадут в YouTube Music. Это дополнительный охват: YouTube хорошо дружит с Google и попадает в его индексацию.
Вертикальные ролики можно интегрировать где угодно. Одно участие в подкасте превращается в несколько вертикальных роликов и контент для соцсетей на месяцы. Это отличный инструмент для контент-маркетинга: подогревать интерес, выделять интересные мысли и т.д.
В рамках нашего подкаста по итогу каждого выпуска мы делаем от одного до нескольких Shorts, в зависимости от количества интересных, “кликбейтных” мыслей.
SEO-индексация и репутация в поисковой сети (SERM)
SERM (Search Engine Reputation Management) — это управление репутацией в поисковиках. Поэтому нужно тщательно позаботиться о том, что о вас будет написано в поисковой выдаче. Если рядом с вашим ИП будет сказано о судебном разбирательстве — это так себе история.
Когда вы размещаетесь в подкасте, с учетом того количества платформ, где он выходит, несколько ссылок попадают по ключевым словам на первые страницы выдачи. Тем самым вы можете сформировать о себе нужную картину и дать нужные тезисы.
Вот скриншот поисковой выдачи Евгении Гертель, которая была у нас в прошлом выпуске:
Буквально за пару дней мы попали на первые страницы Яндекса в нужном нам ключе с нужными тезисами. Также можно проводить разные манипуляции при помощи статей, используя скриншоты подкастов и попадая в поисковую выдачу картинок:
А еще можно попасть в раздел видео за счет того, что подкаст выходит на YouTube, в VK, в ОК и т.д.. Весь объем размещения контента можно показать CEO и сказать ему, что пора в подкасты.
Друзья! Если хотите попасть в подкаст «Маркетинг и реальность» — пишите нам на почту pr@marketing.audio.
Аудитория
Кроме SEO-индексации и прихода новой аудитории, вокруг каждого подкаста собрана своя лояльная аудитория подписчиков — собственная аудитория подкаста. Но с точки зрения показателей подкастов ее не так просто вычислить.
Проблема в том, что аудитория подкастов разбросана повсюду: от множества подкаст-плееров до соцсетей. К тому же, у каждого подкаст-плеера своя аналитика. У некоторых подкаст-плееров она открытая, а иногда ее нужно запрашивать у самого автора подкаста.
Сейчас у хостинга Mave собирается аналитика с большинства подкаст-плееров, но не с Яндекс Музыки, VK, Литрес, Звука, Spotify…
Чтобы понять, сколько прослушиваний у подкаста, нужно взять цифры из личного кабинета Mave (если подкаст размещён именно там) и прибавить к ним данные из Яндекс Музыки, Литреса, Звука и других.
Кроме того, подкасты могут попадать в тематические подборки и категории. Например, на Литрес существуют разные категории по типам подкастов. А в рамках подкаст-плееров есть редакторские подборки и фичеринг, когда ваш подкаст может попасть на главную страницу категории.
Интегрируясь в подкасты, вы попадаете на глаза большому количеству аудитории. Наш подкаст входит в топ-5 подкастов категории «Маркетинг» за 2024-2025 года. Как только мы выпускаем новый эпизод — за пару дней попадаем в пятерку самых прослушиваемых подкастов категории «Маркетинг».
Это означает, что наша аудитория слушателей с нами регулярно, ждет новых выпусков и и поднимает нас в категории.
Так вы можете быстро оценить показатели подкаста: подписчики в соцсетях и внешние охваты дополнительно суммируются. Но если вы новичок в подкастах — придется танцевать с бубном и придумать структуру медиакита, чтобы описать для рекламодателя, чем полезен ваш подкаст.
Я отправляю рекламодателям огромное сообщение, где подробно описано, почему стоит к нам интегрироваться.
Невидимые преимущества подкаста
Три года назад я делал выпуск с обзором интересных мыслей из книги Деймона Чентолы «Законы социального заражения».
В книге упоминалась интересная стратегия: для того, чтобы захватить рынок, необходимо пойти в несколько узконаправленных комьюнити, стать в них узнаваемым и подружить комьюнити между собой. Из групп комьюнити формируется узнаваемость в определенном направлении, которая масштабируется и формирует доверие в рамках определенного рынка и ниши.
Подкасты — это узконаправленное комьюнити, которое имеет ряд неявных преимуществ:
- Аудиоформат — аудиоконтент более эмоционально воспринимается и более эффективно продвигает тезисы, минуя разные раздражители.
- Инфлюенс-маркетинг — когда мы регулярно слышим кого-то — вырабатывается доверие: донесение ценностей через инфлюенсера укрепляют доверие ЦА.
- Пиар и репутация — подкасты — место, где делятся эмоциями и обмениваются информацией.
Донесение тезисов, важных мыслей и собственного мнения (утверждение и сплетни) сильно влияет на репутацию товара, услуги и бренда. Когда необходимо пробиться через информационный шум, нам нужно быть там, где нас готовы слушать. Подкасты в данном случае — аналог публичных выступлений.
Люди приходят на офлайн-выступления осознанно — точно так же они приходят слушать конкретные подкасты. Выбор, что послушать из подкастов всегда осознан.
Будьте готовы, что к вам придут вас слушать, и это сформирует о вас определенное мнение и репутацию. Вы можете поделиться сплетнями, пошутить на какие-то темы, закинуть интересные мысли, обсудить исследования, инструменты или просто рассказать, как что-то работает в простой форме без сложных, больших текстов.
Прийти в подкаст равносильно тому, чтобы быть на одной площадке с крупными и известными спикерами, и воспринимается аудиторией так же.
В какие конкретно подкасты интегрироваться — зависит от ваших бизнес-задач: продажи, известность, SEO-индексация, посев конкретных мыслей в нише, изменение потребительского поведения. Подкасты могут работать на все эти направления!
Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу подкаста «Маркетинг и реальность», где выходит дополнительный материал по темам маркетинга, брендинга, PR и всего того, что не успевает попасть в основные выпуски подкаста.