«Дизайнеры должны стать бизнесменами»: как устроен дизайн-аутсорсинг

Почему компании аутсорсят услуги дизайна, что дизайн даёт бизнесу, где клиенты ищут подрядчика по дизайну, как выбирают, что от него ждут, с какими проблемами сталкиваются и что хотели бы улучшить.

«Дизайнеры должны стать бизнесменами»: как устроен дизайн-аутсорсинг

Мы в maryco решили пообщаться с компаниями, которые привлекают студии дизайна. И разобраться — что они ждут от подрядчика и как нам самим стать лучше.

Среди компаний были МТС Банк, Достависта, Фоксфорд, DiDi, Datana, Movavi, Travelpayouts.

Внутри компаний мы опрашивали людей, для которых работа с подрядчиком по дизайну — одна из зон ответственности. Это бренд-менеджеры, менеджеры по маркетинговым коммуникациям, директора отделов маркетинга и отделов продаж, продакт-оунеры, бренд-дизайнер.

Половина экспертов заполнила подробную анкету, с остальными мы провели интервью.

Опрос показал общую картину на рынке и какие есть трудности и проблемы. И мы захотели этим поделиться, чтобы компании знали, на что обращать внимание при выборе подрядчика. А студии дизайна и дизайнеры искали точки роста.

Ценность и цена хорошего дизайна

Эксперты в свободной форме отвечали на вопрос о роли дизайна для бизнеса.

«Дизайнеры должны стать бизнесменами»: как устроен дизайн-аутсорсинг

Отдельно стоит выделить комментарии о UX дизайне:

«Дизайнеры должны стать бизнесменами»: как устроен дизайн-аутсорсинг

Такое отношение к роли дизайна объясняет и контент по дизайну, который читают респонденты. Это кейсы, истории ребрендинга, ситуации до/после, где есть результаты в цифрах — как дизайн повлиял на ключевые аналитические метрики. Или как удалось визуально упаковать те или иные функциональные решения.

Нам было интересно узнать отношение компаний к стоимости дизайна.

«Дизайнеры должны стать бизнесменами»: как устроен дизайн-аутсорсинг

Самое интересное — как эксперты объясняли ответ «да». Некоторые ответили, что стоит дорого дизайн игр и UI/UX. Другие сказали, что высокая цена оправдана, если подрядчик доказывает свою экспертность. То есть если в стоимость входят не только исполнение, но и развернутое интервью на старте, исследование бизнеса клиента и его целевой аудитории, а потом и тестирование.

Для некоторых компаний работа со студиями дизайна, особенного первого эшелона, — это возможность получить дополнительный брендовый и имиджевый профит.

Иван Чирков

Бренд-дизайнер «Достависты» отметила, что на российском рынке часто встречается недоверие к стоимости дизайна, непонимание, на что идут деньги.

Заказчик должен понимать, из чего состоит высокий ценник. Дизайн стоит денег, потому что это умственная работа, если речь не о простом копировании картинок. И очень важно взаимное понимание, что идея стоит денег.

Дарья Кошкина

Преимущества дизайн-аутсорсинга

Среди опрошенных компаний были те, где есть инхаус дизайнеры, и те, где их нет. В обоих случаях компании работают со внешними подрядчиками.

«Дизайнеры должны стать бизнесменами»: как устроен дизайн-аутсорсинг

Экономия трудовых ресурсов. Когда у компании нет штатных дизайнеров или экспертизы по конкретному направлению, ей не обязательно обучать свою команду. Особенно, если проект не долгосрочный или когда задачи разовые. Также внешняя команда решает проблему с недостаточной загрузкой или перегрузом штатного персонала.

Экономия денежных ресурсов. Инхаус команда — это издержки на ФОТ, налоги. И затраты на компьютеры с нужными техническими характеристиками и лицензионным ПО. А внешней команде компания платит только за проделанную работу.

Наработанная экспертиза и свежий взгляд у внешней студии. Студии дизайна сотрудничают с компаниями разных профилей, поэтому у них шире компетенции, они лучше понимают тренды и рынок в целом.

Как правило, ребрендинг и смену айдентики компании доверяют внешним студиям дизайна. Для этого особенно нужен взгляд со стороны.

Эффективность основной деятельности. Когда работы по дизайну выполняет внешний подрядчик, компания не отвлекается от стратегических задач и развития продукта.

Результат от бизнес процессов без управления ими. Если инхаус команду дизайнеров нужно контролировать, то во внешней студии дизайна арт-директор управляет креативной командой и выстраивает все процессы.

Возможность реализовать масштабный проект с комплексом услуг.

Когда проект большой, штатный дизайнер не может вытянуть всё. А в хорошей студии есть профессионалы разной направленности, которые сделают и иллюстрации, и веб-дизайн.

Ольга Костяная

Какие услуги и почему компании не отдают на аутсорсинг

Компании привлекают студии дизайна по разным направлениям от презентаций до интерфейсов. Это зависит от задачи. Интереснее — какие услуги по дизайну и почему некоторые компании не отдают внешним подрядчикам. При этом в других компаниях эти же услуги могут спокойно отдавать на аутсорсинг.

  • UI/UX.

Мы не отдаем внешним подрядчикам UX/UX интерфейса мобильного приложения, потому что это лучше решать в тесной связке с продуктом внутри команды.

Евгения Табакова
  • Продукт и фирменный стиль.

Разработку продукта и фирменного стиля обязательно должен контролировать инхаус дизайнер, а внешнюю студию можно взять на поддержку.

Елизавета Рудых

В сложных продуктах людям извне трудно что-то создавать, они не погружены в контекст.

Спикер предпочел остаться анонимным

Получается, одна из проблем — опасение, что подрядчик не сможет достаточно погрузиться в продукт.

Подрядчик-консультант или подрядчик-исполнитель

Студии дизайна могут по-разному работать с клиентом. Как консультант: такая студия вовлекается в бизнес клиента и сопровождает его от разработки идеи до реализации. Как исполнитель: компания приходит с готовой идеей, и её нужно четко исполнить. В этом случае студия предлагает лучшее техническое решение.

Наш опрос показал, что клиенты привлекают подрядчика в разных ролях — фактически 50/50.

«Дизайнеры должны стать бизнесменами»: как устроен дизайн-аутсорсинг

Большая часть респондентов отвечает за маркетинговую стратегию, рекламные кампании, за развитие бренда и вывод новых продуктов. Они комплексно смотрят на проблему: изучают маркетинговые показатели, целевую аудиторию, выбирают каналы продвижения. И они ожидают, что подрядчик будет видеть интересы компании также, в масштабе, а не точечно исполнять задачу.

Поэтому участники опроса подчеркнули, что студиям дизайна важно развивать экспертность и смотреть на проблему комплексно: проводить исследование маркетинговых данных, погружаться в бизнес клиента, понимать цели, помогать правильно сформулировать задачу и искать лучшее решение.

Студии должны стараться получить как можно больше вводных данных, просить аналитику, погружаться в особенности ЦА, продукта и бизнеса.

Иван Чирков

Главное, чтобы внешняя команда была заинтересована в продукте, погружалась в его особенности и работала на развитие.

Алиса Морозова

Студиям следует быть более гибкими, не перекладывать на клиента ответственность за неудовлетворительный результат. И вместе с клиентом двигаться к работающему продукту.

Часто бывает, что дизайнеры довольно болезненно воспринимают обратную связь, даже если она конструктивная. Например, дизайн красивый, удобный и в тренде, и вначале казалось, что он будет решать бизнес-задачу. А метрики это не подтверждают, и нужны изменения. Дизайнеры в данном случае должны быть бизнесменами и делать не просто красиво, а так, чтобы дизайн решал реальные задачи бизнеса и клиентов.

Сергей Комаров

Мы задали дополнительный вопрос «Идеальный подрядчик...». И предложили выбрать: сделает, как просит клиент, или предложит альтернативные решения. Эксперты сошлись во мнении.

Идеальный подрядчик предложит альтернативные решения и объяснит, почему они лучше.

Но это не означает, что дизайнер обязан всегда предлагать другие решения. Он должен проанализировать, насколько идея заказчика эффективна для достижения конкретной цели.

Если идея у заказчика хорошая, то нужно с уважением к ней относиться. Но если есть сомнения и студия понимает, что можно сделать эффективнее, то нужно предлагать другие решения.

Дарья Кошкина

Главные боли клиентов

«Дизайнеры должны стать бизнесменами»: как устроен дизайн-аутсорсинг

Опрос показал самые болевые точки. И это все та же проблема — студии не погружаются в бизнес и задачи компании. Неглубоко брифингуют, не «дожимают» вопросами, чтобы полностью разобраться. Отсюда результат, который не соответствует ожиданиям клиента. Выход — уделить особое внимание брифингу.

На старте очень важна синергия между всеми участниками проекта. Практика показала, что лучше потратить больше времени и провести несколько брифингов. Так мы понимаем, что точно дали всю информацию, а студия точно правильно нас поняла.

Иван Чирков

Ещё одна проблемная ситуация: подрядчик теряет мотивацию, когда нужно вносить правки.

Когда мы даём конструктивную обратную связь и просим что-то переделать, подрядчик теряет инициативу и мотивацию, резко превращается из эксперта в исполнителя. И видно, что новый вариант сделан без души.

Анна Мелькова

А теперь главные боли студий дизайна

Трудности возникают не только со стороны подрядчика. Мы спросили у экспертов, какие проблемы есть со стороны их компаний. На своем опыте мы знаем, что всё это действительно так.

«Дизайнеры должны стать бизнесменами»: как устроен дизайн-аутсорсинг

Скорее всего, эти проблемы неизбежны. Главное для студии дизайна — понимать, почему так происходит. И договариваться об условиях, когда есть возможность.

Многоуровневое согласование зачастую вызвано тем, что студии общаются не с конечным лицом, принимающим решение, а с промежуточным. Из-за этого возникает эффект сломанного телефона. Контакт с ЛПР важен, чтобы правильно построить взаимодействие и подготовить коммерческое предложение.

Мой совет студиям: старайтесь выходить на последнее лицо, принимающее решение. Так можно понять его ожидания и напрямую донести, что принесет дизайн, к каким показателям приведёт.

Ольга Костяная

Когда заказчик долго обсуждает и утверждает макеты, возникают и другие проблемы. Первая из них — сильный разрыв между этапами работы. Вторая — команда дизайнеров простаивает. Если при этом заказчик платит по факту сделанной работы, то студия будет перенаправлять дизайнеров на другие проекты, чтобы не терять время и прибыль. Это хуже, чем если бы они были полностью погружены в один проект.

На таких переключениях проигрывают все. Дизайнеры постоянно меняют контекст задач. Менеджеры со стороны студии должны всё время сводить прерывистую занятость. А клиенты могут столкнуться с тем, что дизайнеры, которые были погружены в проект, переключились на другой и их надо ждать или привлекать новых.

Алиса Морозова

Решение проблемы есть.

Студия может договориться, чтобы заказчик забронировал команду под проект. То есть оплатил ресурс команды. Студия и заказчик совместно определяют объём полезной работы, которую сможет сделать команда за это время. И это мотивирует клиента не затягивать согласование внутри компании.


Благодаря такому подходу студия может более гибко управлять скоупом задач по конкретному проекту. И не тратить много времени на согласование таймшитов по мелким задачам и доработкам.

Алиса Морозова

Где компании ищут подрядчика по дизайну

«Дизайнеры должны стать бизнесменами»: как устроен дизайн-аутсорсинг

Каналы, о которых мы не слышали раньше

Сlutch.co — англоязычная рейтинговая платформа с отзывами о компаниях. Поиск подрядчика в области ИТ, веб-дизайна, маркетинга.

Ads of the World — креативное рекламное сообщество. Здесь можно искать примеры креатива по стране, индустрии и направлениям дизайна.

Выяснилось, что рекомендации — самый распространенный канал поиска. Это подтвердили и ответы на вопрос, откуда пришел лучший подрядчик.

«Дизайнеры должны стать бизнесменами»: как устроен дизайн-аутсорсинг

Рекомендации хорошо работают в обе стороны. Клиент изначально обращается с большим доверием. И для подрядчика рекомендации — канал наиболее теплых лидов. Поэтому студиям стоит уделять внимание NPS — индексу готовности рекомендовать. Получать обратную связь о качестве услуг, разрабатывать программы лояльности.

Некоторые респонденты отдельно выделяли Behance и Dribbble и советовали студиям развивать там свои профили.

На зарубежном рынке клиенты часто приходят к студиям с крутыми аккаунтами на Behance и Dribbble. Они готовы к высоким рейтам, когда видят, что студия показывает свою экспертность на профильных площадках и медиа.


Наш клиент из Лондона однажды нашёл студию дизайна из Украины именно на Dribbble. Он сказал, что выбрал их потому, что у них был аккаунт высокого уровня.

Дмитрий Ким

По каким критериям компании выбирают подрядчика

«Дизайнеры должны стать бизнесменами»: как устроен дизайн-аутсорсинг

Мы думали, что особое значение клиенты придают рейтингам, но большинство сказали, что рейтинги — хорошее дополнение, но не главный критерий.

И релевантные кейсы не всегда определяют выбор. Мы получили несколько похожих комментариев:

Даже если у студии нет релевантных кейсов, важно, чтобы в общении она показала свои компетенции и ресурсы, достаточные для выполнения задачи.

К тому же иногда студии не публикуют проекты по условиям NDA.

Респонденты предпочитают, чтобы студия предложила прозрачный процесс работы. Рассказала, сколько человек будет работать над проектом, работают они удаленно или в штате, возьмут проект в работу сразу или нет. А ещё, чтобы подготовила точное техническое задание, рассчитывала сроки и стоимость, прописывала количество макетов/дизайн-концепций, итераций чистового материала.

Формальности: длительность сотрудничества, тип договора, форматы оплаты

Ниже диаграммы, которые показывают, какие форматы оплаты и договоров встречаются чаще всего.

«Дизайнеры должны стать бизнесменами»: как устроен дизайн-аутсорсинг
«Дизайнеры должны стать бизнесменами»: как устроен дизайн-аутсорсинг
«Дизайнеры должны стать бизнесменами»: как устроен дизайн-аутсорсинг

Как компании оценивают рынок дизайн-аутсорсинга и что советуют командам по дизайну

Мы получали положительные отзывы о дизайн-аутсорсинге в целом: рынок развит, закрывает все потребности, можно найти профессионалов за разные деньги, есть как хорошие исполнители, так и креативные дизайнеры.

Но хотим выделить несколько критических ответов и рекомендаций.

  • Нехватка экспертизы в регионах.

Эта проблема разносторонняя. С одной стороны, региональные студии недостаточно развиваются и продвигают себя, чтобы компании выбирали их для развития на локальном рынке.

Легко найти студии в Москве или Петербурге, но не хватает экспертизы из других городов. Если бы я могла аутсорсить знающего подрядчика из города, где мы выходим на рынок, я могла бы создавать более подходящую для местной аудитории коммуникацию.

Евгения Табакова

Другая ситуация. Региональные студии создают дизайн только для местного рынка, и иногда их сложно привлекать на крупные проекты, особенно международные. Они не понимают иностранную целевую аудиторию.

Студиям нужно учиться понимать англоязычную целевую аудиторию, чтобы развиваться и получать интересные заказы. И помогать российским компаниям и стартапам выходить на международный рынок.

Анна Мелькова
  • Студиям стоит развивать менеджмент проектов.

У менеджера проектов ключевая роль. Он должен «спамить» клиента вопросами, направлять, чтобы вместе проговорить цели, задачу и будущие критерии приёмки работы. Так на выходе получится ожидаемый результат. И не будет многочисленных правок, переноса сроков и прочих неприятностей.

Студии редко выводят клиента напрямую на дизайнера. И это правильно, потому что все острые углы должен сглаживать менеджер проекта. Он должен четко слушать, что говорит клиент, обсуждать это с дизайнером и вместе с ним искать решение.

Ольга Костяная
  • Студиям дизайна лучше позиционировать себя как исполнителя и бизнес-партнёра.

Рейты будут выше, когда вы начнёте позиционировать себя не только как студия дизайна, но и как консалтинговое агентство.

Дмитрий Ким
  • Студии дизайна должны иметь проверенных партнёров по веб-разработке. Как самой студии, так и клиенту будет спокойнее, если сверстанные макеты интерфейса будут разрабатывать надежные подрядчики, с которыми уже налажено взаимодействие. Но студия должна убедиться, что действительно доверяет веб-разработчикам, которых советует. Потому что любые рекомендации напрямую влияют на репутацию того, кто их дает.
  • Дизайнеры должны интересоваться другими областями.

Интересы помимо дизайна это важно. Пусть это будет философия или инженерия. Ведь дизайн — смежная область. И если зацикливаться только на нём, то суть дизайна теряется — какие задачи, зачем и как решать.

Дарья Кошкина

Выводы

  1. Значение дизайна для бизнеса. Помогает продавать дороже, повышает показатели продуктовых метрик и конверсию, делает бренд узнаваемым в разных каналах коммуникации, делает пользование продуктом понятным и интуитивным, влияет на выбор потребителя/пользователя.

  2. Отношение к стоимости дизайна разное. Цена зависит от задачи и от уровня экспертности студии. Высокая стоимость должна быть оправдана тем, что подрядчик исследует вводные данные, погружается в цели и задачи, советует, какое решение будет лучше. Но для компании работа с дорогостоящей студией — это ещё и имиджевый профит.
  3. Преимущества дизайн-аутсорсинга. Когда нет возможности или необходимости создавать и содержать инхаус команду. Чтобы не отвлекаться от основной деятельности на управление командой дизайнеров. Когда нужна наработанная внешняя экспертиза с широким пониманием трендов.
  4. Ребрендинг и смену айдентики, как правило, отдают внешним подрядчикам, потому что важен взгляд со стороны.
  5. Некоторые компании не отдают на аутсорсинг UI/UX и продуктовый дизайн. Причина — нужно тесно работать с продуктом, и компании опасаются, что внешний подрядчик не сможет погрузиться в контекст.
  6. В зависимости от задачи компании привлекают подрядчика по дизайну как исполнителя или как эксперта. Но все ожидают, что при необходимости студия сможет выступить как консультант и бизнес-партнёр. И для студии правильно так себя позиционировать, чтобы рассчитывать на более высокие рейты.
  7. Рекомендации — главный канал поиска подрядчика. Затем идут Behance, группы на Facebook, запрос в интернете и Dribbble. И никто не выбрал такие каналы, как LinkedIn и экспертные статьи.

  8. Главные критерии отбора подрядчика: ценник, релевантные кейсы, общий уровень работ (портфолио) и качество общения на этапе пресейла.

  9. Главные боли компаний. Подрядчик недостаточно погружается в бизнес и задачу на старте. Из-за этого результат не соответствует ожиданиям. Другая проблема — превышение сроков.
  10. Для подрядчиков главная проблема — многоуровневое согласование внутри компаний. Чаще всего это связано с тем, что студии общаются не с конечным ЛПР, а с промежуточными лицами.
  11. Формальные моменты. Сотрудничество с подрядчиком по дизайну длится вплоть до нескольких лет, но никогда не больше пяти. Большинство компаний предпочитают фиксированную оплату за фактически выполненный объём работы и предоплату до 50%.
  12. Общие точки роста для студий. Первым делом прокачивать понимание, зачем бизнесу дизайн: клиент приходит с определенной прагматической задачей, а не просто за красивой картинкой. Поэтому важно проводить качественный брифинг (и даже несколько) в начале, точно формулировать с заказчиком задачу и критерии приёмки результата. Изначально выстраивать прозрачный процесс работы, расписывать этапы и сроки по ним.
  13. Есть нехватка экспертизы в регионах. Компании хотят работать с региональными студиями, чтобы выходить на местные рынки. Но зачастую они просто не находят их. Поэтому региональным студиям нужно лучше развивать свое позиционирование, нарабатывать портфолио, чтобы их замечали и привлекали на проекты. И учиться понимать англоязычную целевую аудиторию, чтобы получать международные проекты и или помогать российским компаниям выходить на международный рынок.

А в конце предлагаем подборку профильных каналов и групп, на которые подписаны участники опроса. Здесь маркетологи, бренд-менеджеры, продакт-менеджеры и менеджеры по продажам найдут профильный контент, возможно, новые связи. А ещё смогут разместить запрос на выполнение задачи.

30
25 комментариев