Электромобильная революция в Пакистане начинается с рикши
К 2040 году 90% продаваемых в стране транспортных средств должны быть электрическими. Что может затормозить переход — рассказало Rest of World.
В конце 2024 года пакистанское правительство обнародовало цели по «электрификации» транспорта. К 2030 году электрическими должны быть 30% продаваемых четырёхколёсных автомобилей и 50% двух- и трёхколесных средств. К 2040 году показатель должен вырасти до 90% во всех категориях.
Импорт электромобилей марок Audi, BMW и Hyundai налажен. В 2026 году в стране также должно заработать предприятие китайской BYD. Ускориться решили и местные производители, но выделяется среди них пока что только одна компания — Sazgar, крупнейший в стране изготовитель рикш.
Sazgar основали в 1991 году. Сначала она выпускала бытовую технику и колёсные диски. В 2005-м занялась бензиновыми рикшами, а к 2020 году — четырёхколёсными машинами. Уже в 2022-м вместе с Great Wall Motor из Китая выпустила первый в Пакистане гибрид местной сборки под китайской маркой Haval.
По итогам финансового 2024 года Sazgar получила свыше 7,94 млрд рупий прибыли — на 700% больше год к году. Рост обеспечили в том числе гибриды, пишет Rest of World.
Что до рикш, то с середины 2010-х Sazgar контролирует 30% местного рынка и с 2024 года выпускает в том числе электрические модели — именно она первая в стране получила лицензию на их производство, хотя прототип изготовила ещё в 2016-м.
В месяц Sazgar выпускает до 2500 рикш. 30 из них — «электро». Всего в Пакистане на сентябрь 2024 года насчитывали 2600 четырёхколёсных электромобилей и 45 тысяч трёхколесных — 0,06% и 0,16% от общего количества транспортных средств соответственно.
С учётом амбициозных целей правительства этого мало. Но подвижки есть: в феврале 2025 года власти выдали лицензии на производство электрического транспорта 57 компаниям. 55 разрешений касались выпуска двухколёсных и трёхколёсных моделей.
В отрасли указывают на логичный симбиоз: рикши — привычный для местных транспорт, а за электромобилями — будущее. Помимо этого, положительный опыт есть у «соседей». Бангладеш отменил запрет на использование электрорикш. В Индии же каждое второе трёхколёсное средство электрическое, а продажи тех, кто их выпускает, превышают объёмы продаж четырёхколёсных электромобилей, отмечает Rest of World.
Для электрических рикш Sazgar использует литий-железо-фосфатные аккумуляторы из Китая, где также закупает двигатели, контроллеры и зарядные устройства, производя остальные детали самостоятельно. Запас хода — свыше 100 км. На зарядку требуется меньше пяти часов.
Ход у такой рикши более плавный, говорят покупатели. Тратиться на бензин не надо. Выхлопа нет, что хорошо и водителей, и для природы. Но модель Sazgar стоит $3600 — вдвое больше бензиновой (317 тысяч рублей по курсу ЦБ на 23 февраля 2025 года). Среднестатистическому водителю рикши такая покупка не по карману — даже с учётом льгот.
Получается, «богатые» могут купить подешевле в том числе дорогие электромобили, а «массам» недоступны даже рикши. Из-за этого продажи всё ещё «низкие», сетуют в Sazgar.
По словам опрошенных Rest of World автоэкспертов, у Sazgar есть всё, чтобы «возглавить электромобильную революцию» в Пакистане: это и инфраструктура, и ресурсы. Сама компания готова нарастить выпуск и увеличить ради этого количество рабочих смен.
Вот только в конечном счёте развитие рынка будет зависеть прежде всего от политики, которую выберет правительство. В декабре 2024 года одна провинция страны объявила о планах распространить на электрорикши беспроцентные кредиты. Это уже прогресс, но чтобы масштабировать распространение электрического транспорта, меры нужно вводить на федеральном уровне — с привлечением частного сектора.