Как устроены экомагазины
Рассказывают их представители.
«Полезный магазин»
Магазин открыли Валерия Коростелёва и Леонид Синицын, основатели некоммерческой негосударственной ассоциации в сфере экологии и защиты окружающей среды «РазДельный Сбор» и проекта по сбору вещей для переработки, повторного использования и помощи нуждающимся «Собиратор».
«Полезный магазин» — это подборка товаров, которые помогают сократить потребление одноразового пластика и перейти на осознанный образ жизни без потери комфорта.
Все наши позиции сделаны из прочных и качественных материалов. Это ключевой фактор при выборе ассортимента: экотовары просто обязаны служить как можно дольше, чтобы на планете было меньше мусора. Мы проверяем сертификацию, сперва тестируем каждый товар, а потом принимаем решение. Мы давно занимаемся этой темой, так что гринвошинг видим за версту.
Мы выбираем ответственных производителей, которые сами заботятся об окружающей среде и социально незащищённых группах населения: поддерживают экологические и волонтёрские организации, работают над тем, чтобы производственные процессы становились более экологичными и экослед меньше.
А ещё наша гордость — товары собственного производства. Мы делаем ручки с фирменными надписями из зубных щёток, одноразовых контейнеров из-под линз, пластиковых стаканчиков. Ещё зажимы для пакетов из синих крышек от 19-литровых бутылок, лавочки из пакетов. Мы организовали производство, найдя партнёров — предприятий по переработке. Сложность в том, что мы экспериментируем, товары получаются не с первого раза: так как мы пионеры в этом деле, тратится много времени на подборку технологий.
Когда запускался магазин, у нас уже была немаленькая аудитория, поэтому сложностей особо не было — это лояльная аудитория «Собиратора» и «РазДельного Сбора». Кроме этого, у наших руководителей уже был подобный опыт. Единственная трудность — не ошибиться с производителем товара, нам приходится быть аккуратными.
С момента запуска магазина спрос, конечно, растёт, потому что растёт осознанность населения. И аудитории проекта «Собиратор» и движения «РазДельный Сбор» тоже растут. В общем, интерес людей к более осознанному потреблению увеличивается каждый день. Мы делаем всё для этого.
Магазин себя окупает и приносит ещё прибыль «Собиратору» — покупая наши товары, люди ему донатят.
Особенно высоким спросом пользуются диспоузеры (измельчители под раковину), косметика без упаковки и продукты для уборки на розлив, экомешочки, многоразовые стаканчики для кофе.
Urban Fauna Zero Waste Store
основательница Urban Fauna Zero Waste Store, создательница культурно-образовательного пространства «Букводом»
Мы специализируемся на импортных товарах для экологичного образа жизни — аксессуарах и девайсах, заменяющих одноразовые предметы быта. Изначально мы стали этим заниматься, потому что был интерес к данной тематике. Наш проект занимается экологическим образованием с 2012 года. Поэтому открытие подобного магазина было запланировано давно, еще когда не было здания, где мы сейчас находимся. Это просто был вопрос времени и вложений.
До сих пор не разочаровались в этой идее, потому что это красивый и этичный бизнес, который приносит удовольствие. И для меня это вопрос гармонии с собой. Я бы не смогла заниматься чем-то, что вызывает у меня внутренние противоречия и отторжение.
Динамика спроса, учитывая ситуацию в стране, очень даже неплохо держится на том же уровне. Особенным спросом сейчас почему-то пользуются товары для интимной жизни.
Магазин себя окупает и приносит мне стабильный доход. Мы регулярно пополняем запасы продукции, привозим новые бренды, не привлекая сторонние инвестиции, не проводя краудфандинг. У нас есть стабильная обеспеченная аудитория, для которой важно качество товара, надежные экологические сертификаты. Тем, что продается у нас в магазине, мы пользуемся и сами.
Да, к нам не приходят 30 человек за день, но приходят два-три, которые делают кассу. С многими клиентами мы поддерживаем дружеские отношения, знакомимся ближе, дружим в Instagram — они первые узнают о новинках, поступлениях, делают заказы с индивидуальной консультацией.
Когда запускали магазин, сложностей не было. Нашей единственной сложностью (и до сих пор) была локация, но тем не менее, и офлайн, и онлайн (мы доставляем по Москве и по России) приносит примерно одинаково. Из-за локации и количества места в пространстве у нас не пошла бакалея на развес, поэтому мы оставили эту привилегию конкурентам. Мы находимся не в центре города, здесь нет целевого трафика, сюда не поедут закупаться бакалеей — из-за веса.
Надо доехать до Сокольников, дойти пешком до центра парка, и хотя это всего лишь 7 минут от метро, почему-то некоторых пугает именно расстояние, хотя по парку идти намного приятнее, чем вдоль Садового кольца.
А основная аудитория парка — не подготовленная к теме, настроена больше на эмоциональные спонтанные покупки. Мы работаем и со своей нишевой аудиторией, и с людьми, которые совсем не знакомы с темой zero waste.
Переезжать или расширяться не планируем, нас устраивает «Букводом» как место силы, это уникальный городской проект, где можно отлично провести целый день, и здорово, что у гостей есть возможность не просто за покупками прийти, но и душевно провести время, поесть, отдохнуть, поработать, погулять в парке, на лекцию сходить.
Другая сложность — постоянно растущий курс евро и доллара. Мы специализируемся на уникальных товарах из Европы и США с экологическими сертификатами. Мы не берем в магазин ноунейм-товары, а поддерживаем устойчивые бренды, которые отвечают за качество, имеют высокую культуру производства.
Сотрудничаем, в основном, с Германией и США, но есть и другие страны. Регулярно отсматриваем ассортимент зарубежных zero waste магазинов, запрашиваем презентации, сертификаты.
У нас также есть и собственное производство — мы отшиваем текстильные аксессуары под брендом O!ZERO. Отбираем органические ткани у поставщика и шьем на фабрике шопперы, фруктовки, косметические многоразовые диски, чехлы, тюрбаны, игрушки, маски для сна.
По качеству это все не уступает европейским аналогам, нам важны и ровные швы, и износостойкость. В дальнейшем, возможно, товары этого бренда появятся и в других магазинах, мы очень ими гордимся, именно потому что получилось сделать их на уровне.