Топ-3 проблем в QA о которых не говорят
Когда кто-то задумывается о том, как войти в IT, на ум приходит самый популярный способ — через QA. Довольно много джунов пришли в IT именно из-за любви к тестированию. Однако есть парочка проблем, о которых новичков не предупреждали ни статьи про то, что тестирование — это здорово; ни реклама курсов по тестированию; ни друзья программисты. Речь пойдёт о трёх проблемах в тестировании, о которых почему-то не говорят желающим познать замечательную профессию тестировщика. Статья будет полезна тем, кто планирует войти в профессию или сделал это недавно. Матёрые тестировщики, пожалуй, знают всё, и им будет не интересно.
Всем привет. Меня зовут Кирилл и я развиваю небольшое уютное сообщество начинающих тестировщиков (мы живём в телеграм канале @aboutqa). В тестировании я уже почти 10 лет, и, поверьте, я повидал некоторое дерьмецо.
Небольшой дисклеймер: работа тестировщика — увлекательная, креативная и динамичная работа. Но о том, как это здорово вы вполне сможете прочесть в паре десятков других статей (они ни чуточку не врут). В этой статье мы поговорим о некоторых проблемах.
И я не буду перечислять такие очевидные вещи, как "тестирование — это монотонный труд", сидячая работа или даже более низкие зарплаты QA по сравнению с разработчиками.
Нет.
Мы поговорим о проблемах другого толка.
Тестировщик — профессия второго сорта
Кликбейтный подзаголовок, правда? Тем не менее, рано или поздно каждый тестировщик сталкивается с мнением, что тестировщик — это профессия второго сорта. Вот есть разработчики — они-то что-то делают. Знают сложные языки программирования. Выстраивают в голове целые системы. Потом это всё упорно реализуют и на выходе получается результат. Осталось лишь проверить, как работает программа — самое время этим заняться тестировщику, «дабы барина от важных дум не отвлекать». Разработчик — крутой производитель, тестировщик — обслуга?
На самом деле это не так. Тестировщик приносит реальную пользу продукту. Но нужно быть морально устойчивым и подготовленным человеком, чтобы не дать дурным мыслям затуманить сознание. Да, разработчики действительно создают нечто с нуля. Это круто и здорово. Но этот факт совершенно не умаляет достоинств QA.
Разработчик — крутой производитель, тестировщик — обслуга?
На самом деле это не так.
Такого рода суждения частично подкрепляются доводами о низком пороге входа в профессию и уровнем зарплат. И действительно, чтобы начать программировать нужно как минимум выучить язык программирования. Чтобы начать тестировать, в сущности, можно не учить ничего — читаешь, что требуется от программы и проверяешь, как она работает.
Но тестирование и разработка — это взаимосвязанные процессы. Это как пилот и штурман в гонках. Может показаться, что пилот делает всю самую сложную работу — он непосредственно управляет автомобилем. Но без штурмана он не смог бы делать это эффективно и быстро.
Большой груз ответственности
Очень. Большой. Груз. Ответственности.
Во многих компаниях весь груз ответственности за качество работы ПО на продакшене возлагают на тестировщиков. И это во-первых, неправильно, во-вторых, морально тяжело, в-третьих, на самом деле довольно распространено (вот такой вот парадокс).
Конечно, на деле командой руководит менеджер, ошибки в коде вообще допускают разработчики, плохие требования пишут аналитики (если вообще их кто-нибудь пишет), но виноваты всегда остаются крайние. В прямом смысле крайние с точки зрения процесса разработки, последний эшелон — контроль качества (aka тестировщики)
Редко когда на полном серьёзе доходит до увольнения или урезания зарплаты. Но каждый случай пропуска дефекта на продакшн долго обсуждается в токсичной атмосфере нравоучения. Тут вся команда (и особенно менеджеры) становятся жертвами когнитивной ошибки послезнания, а мы, тестировщики, становимся жертвами ложных обвинений такой команды.
Короче говоря, такая ситуация сильно дизморалит и может вывести вас из рабочего режима дня на два-три. Нужно прокачивать свои навыки психики и стрессоустойчивости, чтобы противостоять такому.
Безответственное отношение к процессу тестирования со стороны других участников команды
Речь тут о том, что другие члены команды будут относиться к вашей работе по остаточному принципу. Особенно этим часто болеют менеджеры.
Мало кто понимает, что тестирование (качественное тестирование!) требует серьезной подготовки. Речь идёт об анализе (а чаще — сборе) требований, тест-дизайне, общении с командой. Однако многие считают, что «надо просто взять и проверить». Да, просто взять и проверить тоже можно. Но, вспоминаем предыдущий пункт про ответственность, и сразу желание «просто проверить» отпадает. В конце концов, хочется выполнить свою работу правильно, чтобы за неё не было стыдно.
И вот, с одной стороны на хорошее тестирование нужно прилично времени, а с другой, всё время спринта, которое было выделено, съедено разработчиками. Но релизить надо уже завтра, а значит тестировщики опять в мыле должны сидеть до полуночи, проверяя программный продукт. Дедлайны тестирования, конечно же «вчера», но это никого не волнует, ведь, «очевидно, надо просто быстрее тестировать» или «автоматизировать» (как будто автотесты не стоят ничего: ни денег, ни времени). В то же время, ответственность с тестировщиков никто не снимает.
Почему так происходит? Да всё просто: пожертвовать тестированием в разы проще чем разработкой. Покатить непротестированный продукт — легко. Выкатить неразработанную фичу — практически невозможно.
Заключение
Как видите, все проблемы прямо или косвенно связаны с навыками психики, а совсем не с теорией или практикой тестирования. Так что, кажется каждому тестировщику не помешает свой личный психолог. Очевидно, что работа тестировщика не такая лёгкая и приятная, как может показаться обывателю со стороны.
Отдельно отмечу, что описанные выше проблемы вполне могут отсутствовать в той или иной команде. Тем не менее, почти каждый опытный тестировщик хоть раз сталкивался с подобными трудностями (а если не сталкивался — точно столкнётся).
Каждому тестировщику не помешает свой личный психолог
Да, есть куча плюсов в том, чтобы быть QA инженером. Но, вспомним, что я в основном пишу для тех, кто только начинает (или планирует начать). Я бы очень хотел, чтобы вы подошли к выбору своей будущей профессии осознанно, имея больше разносторонней информации о ней. Я никого не отговариваю, ни в коем случае, но прошу задуматься, готовы ли вы терпеть эти тяготы и лишения ради того удовольствия от процесса, который обещают ваши друзья, обучающие курсы и статьи.
Если ваш ответ «Да» — то добро пожаловать на борт. Просто не будет. Но уж точно не будет скучно.
Спасибо за прочтение, друзья!