Где автомобилисту в Москве купить квартиру? Big Data отвечает
Транспортная ситуация в Москве похорошела при карантине. Однако красные пятна автодорожных коллапсов в часы пик по-прежнему пестрят на яндекс-карте столицы. Анализ транспортных вопросов это вычислительно-ёмкий процесс, который вдобавок сложно визуализировать традиционными линейными и другими диаграммами, отсюда редкие публикации по теме. Мы решили заполнить эту лакуну в инфографическом медиапространстве. К тому же в последние месяцы многие решили вложиться в московскую недвижимость, может быть, кому-то наша работа поможет с выбором.
Для участия в обзоре были отобраны жилые дома Москвы без посёлков и удалённых участков города. Получилось 30 754 дома во всех районах города. Для каждого дома определён маршрут на авто и общественном транспорте в утренний час пик до центра Москвы — Красной площади. Карты отрисованы с высокой детализацией вплоть до каждого дома и кликабельны.
Для упрощения ориентирования наложен слой водных объектов:
Вопреки центральной симметрии, путь до центра из равноудалённых районов запада и востока различается на полчаса в пользу запада. Южные и юго-восточные районы достигают отметок в полтора часа. Из радиальных направлений лучше всего смотрятся Можайское и Ленинградское шоссе — их окрестности даже около МКАДа подсвечиваются зелёным цветом и добраться до центра реально за полчаса.
Интересно, что районы вне МКАДа на западе и северо-западе выглядят привлекательнее, чем некоторые юго-восточные и северные районы внутри МКАДа. В целом, вся Москва укладывается в один час. Часть домов, выделяющихся относительно соседних, являются статистическими артефактами.
Средняя скорость
Время поездки из периферийных районов часто страдает не по причине пробок, а из-за большой удалённости от центра. Для различения причин долгой поездки отобразим среднюю скорость для каждой отправной точки при поездке до центра:
Бутово на карте помечено не самым плохим зелёным цветом и в центр можно прокатиться с ветерком на скорости 20-25 км/ч. В отличие от Измайлово, где средняя скорость при поездке в утренний час пик составит 15 км/ч. Если дружить со спортом, то можно на спор обогнать авто на своих двоих. Северо-запад для автомобилистов смотрится удивительно — вплоть до 35 км/ч. Эта цифра уже вблизи максимальной разрешённой скорости во многих европейских городах. Хорошо это или плохо — судить не нам.
Маршруты авто
На карте выше некоторым соседним домам присвоены разные цвета — дело в маршрутах. Для севера Москвы иногда выгодно не сразу направиться в центр, а выехать на МКАД и доехать до центра по Ленинградскому шоссе вместо ближайшего Алтуфьевского или Дмитровского. Аналогично для Измайлово: части района оптимальнее сделать крюк через МКАД и шоссе Энтузиастов вместо Щёлковского шоссе. 30’754 маршрута перегрузят визуализацию, поэтому для наглядности мы нанесли на карту и соединили только ключевые точки у каждого маршрута:
Таким образом, иногда спасает наличие быстрого выезда на МКАД. На периферии Москвы просматривается множество перпендикулярных участков, напоминающих Гипподамову систему, как на Манхеттене. А в остальном это прямые участки пути до центра.
Общественный транспорт
Если присоединиться к «лиге общественного транспорта», то ситуация выглядит более равномерной. Восток и юг уже не производят удручающего впечатления — в метро нет пробок:
Внутри МКАДа негативно смотрятся только Дмитровский район и Бирюлёво, у которых до сих пор нет быстрого доступа к метрополитену.
Маршруты общественного транспорта
Граф маршрутов общественного транспорта аналогичен автомобильному. Множество перпендикуляров к радиальным линиям, ведущим в центр:
Метро используется в 86% маршрутах, автобус с троллейбусом в 60%. Трамвай москвичами используется незначительно, как и электрички.
Авто vs общественный транспорт
Устроим логистическое соревнование между авто и общественным транспортом — кто быстрее. Из каждого дома по два жителя выезжают в центр: один на авто, другой «своим ходом». Результаты соревнования на карте:
Анализ показывает, что в случае 19’566 (64%) домов победу одержит автомобилист и в 11’188 (36%) домах любитель общественного транспорта. Северная, восточная и южная оконечности Москвы плохо приспособлены для водителей и даже в карантин оттуда быстрее добираться на общественном транспорте, выиграв десяток-другой минут.
Однако у «красных» домов, расположенных преимущественно на окраинах, выше средняя этажность и в них проживает больше людей. Получается особая форма жилищно-транспортного неравенства: большая часть населения живёт в меньшей части домов, для которых неудобен автомобиль. И наоборот.
Самые большие значения для синего поля, то есть преимущество авто в 40 минут, находятся на окраине Куркино — район спроектирован с низкой плотностью населения, с него есть прямой выход на МКАД и далее на Ленинградское шоссе, а вот с общественным транспортом гораздо хуже — метро и электричка далеко. Из-за отсутствия быстрого доступа к подземке выделяется и Дмитровский район.
Пользователи общественного транспорта получат наибольшее преимущество в случае Бирюлёво и Измайлово, сэкономив полчаса относительно авто.
Распределение средней скорости
Медиана распределения средней скорости авто в час пик составляет 22.6 км/ч. Без пробок на 5 км/ч больше:
Геометрия маршрутов
К счастью для автомобилистов московские улочки не петляют бездумно по городу. В среднем маршрут всего на 23% длиннее чем путь по прямой. Присутствуют и исключения: для некоторых домов на удалении 15 километров от центра оптимальные маршруты в час пик приближаются к 35 километрам. Это как раз случаи ухода на МКАД и проезда в центр по соседним радиальным шоссе. Всё это можно увидеть по такой диаграмме:
И напоследок время поездки в центр на автомобиле и общественном транспорте в разбивке по районам:
Анализировать, рисовать карты и строить диаграммы можно бесконечно, как смотреть на костёр или течение реки. Однако во всём должна быть мера и графический лонгрид подходит к концу. Оставайтесь с нами, мы постараемся продолжить радовать вас инфографикой и анализом по редким, но интересным темам!
Вячеслав Лактюшкин, Celado AI
Больше материалов читайте на сайте: