Карьера закончилась, не начавшись: почему студенты застряли между амбициями и реальностью?
Сегодня как никогда остро стоит вопрос с трудоустройством молодых специалистов: в динамично развивающемся мире разворачивается ситуация, в которой человек может поступить на специальность, которая рискует в один момент устареть.
Это связано и в целом с общечеловеческим прогрессом, и с развитием нейросетей. Но, конечно, во всем этом таком безумии должно быть четкое понимание, что ценится работодателями в действительности.
По опыту руководителя студенческого нетворкинг-клуба «Люди будущего» (который является одновременно и преподавателем в вузах, и работодателем — основателем рекламного агентства) Игоря Малинина, работодатели и студенты в какой-то степени могут неадекватно оценивать друг друга. С точки зрения студентов, которые могли увидеть красивые картинки в социальных сетях, либо «насмотреться» различных мотивационных роликов/примеров, в которых молодые люди делают огромные состояния (хоть это и реально), стажировки либо долгосрочный карьерный рост — пустая трата времени.
На данный момент мы, в основном, видим запросы не на интересные проекты и долгосрочные перспективы, а на на солидную зарплату, так как студенты хотят зарабатывать деньги, причём большие и сразу. Без каких-либо компромиссов.
Мы не можем винить их в этом на 100%, так как мы живем в мире, где преобладает капитализм и маркетинг, которые вызывают в нас огромное количество желаний, которые человеку необходимо удовлетворять, а именно производить впечатление на людей (красиво ухаживать за девушкой, купить себе телефон последней модели, ездить на современной машине и так далее). Однако, существует дуальность выбора. Всем известен психологический эксперимент, в рамках которого детям говорили: «Ты можешь получить сейчас один зефир, либо подождать, но получить два». То есть мгновенная выгода в психологии человека зачастую перевешивает долгосрочную, но большую выгоду. Но это инфантильный подход, ведь этот эксперимент проводился над детьми.
Перенося данную позицию на студента, можно сделать вывод, что он сейчас не готов идти с вместе с человеком, который хочет взять тебя в свой стартап, бизнес, пойти вместе с тобой и действительно передать свой опыт, так как видит в тебе перспективу роста. Такое нежелание может быть связно с тем, студенты в силу своей жизненной неопытности ещё не могут оценить подобных приглашений, хотя в долгосрочной перспективе они намного выгоднее для молодых людей. Тем не менее, они не соглашаются, а пытаются идти в «легкие быстрые деньги».
Такие специалисты довольно быстро выгорают, потому что по молодости, когда они активны и могут быстро подзаработать и даже получить неплохие деньги для своих лет, они не развиваются стратегически. Привычка к быстрому паттерну быстро выводит подобных молодых людей из деловой среды, и их перегоняют «марафонцы», готовые вкладываться в свое образование и hard/soft skills, коммуникационные навыки и т. д.
Затрагивая коммуникационные навыки, стоит сказать, что они зачастую могут оказаться важнее навыков профессиональных, так как если ты склонен к обучаемости, если ты договороспособен и коммуникабелен, открыт, это очень ценится работодателем, и он отдаст тебе приоритет. Ценится выдерживание этикета, способность дать статус утром и вечером, банальная вежливость играет на руку. Людей, которые не способны следовать банальным навыкам коммуникации, становится все больше, так как рынок достаточно перенасыщен.
И действительно происходит так, что вроде ты хороший специалист, а вроде ты никому и не нужен. В частности, если такая ситуация происходит, попробуйте обратить внимание на свои коммуникационные способности.
Что касается работодателей, они зачастую обесценивают молодежь, не всегда поспевают за трендами, в том числе технологичными, поэтому происходит игнорирование эффективных инноваций, в том числе и нейросетей. Но профессионалы не имеют права не интересоваться новыми течениями, потому что мир идет вперед и необходимо отдавать должное трендам. И соответственно, обращать внимание на молодое поколение, которое имеет в данных сферах наибольшую экспертизу.
Итого: что делать сегодня студенту или молодому соискателю?
- В первую очередь поработать над своими коммуникационными способностями. Умение общаться, презентовать себя, даже через внешний вид, который важен до сих пор — важная составляющая построения коммуникации.
- Также следует найти свое УТП, применить маркетинговый подход и спросить себя: «А почему человек должен работать со мной, какую боль я закрываю ему на самом деле?» Если действительно получится попасть в эту боль и закрыть ее, то появляется возможность стать действительно незаменимым специалистом.
- Обязательно стоит проявляться, заниматься нетворкингом, так как сегодня, даже при обычном знакомстве с другими студентами, можно увидеть ценность в них через 5-10 лет, когда они станут такими же высокоуровневыми специалистами, обзаведутся собственным бизнесом, будут вашими партнерами.
- А если ты просто ждешь заказов, чтобы сформировать свое портфолио, ты проявляешься в достаточно проигрышной позиции. Лучше просто начать рисовать логотипы друзьям, знакомым, несуществующим компаниям. Всем все равно, существует компания или нет, если ты сделал очень крутой логотип и продемонстрировал свой профессионализм.
- Кроме того, стоит вести и свои социальные сети, потому что случайного взгляда важного человека на твое портфолио, посты, мысли, профиль достаточно для того, чтобы пригласить вас на собеседование в компанию (при этом, стоит составить резюме, так как ваше умение систематизировать свои навыки и соответствовать культурному коду бросается в глаза).
Всегда нужно уметь балансировать, быть индивидуальностью и сильной личностью. При этом нужно понимать, что сейчас нужно рынку, что сейчас нужно людям, как общаться с людьми в социуме.
«Все это крайне важно, и я категорически бью тревогу, что сейчас этого становится все меньше и меньше. Это катастрофическая новость для молодого поколения», — резюмирует Игорь.
«Я как юрист-медиатор считаю важнейшим навыком в современной действительности способность договариваться. Потому что, в основном, все рабочие процессы связаны с тем, насколько ты способен договориться со второй стороной. Это партнеры, конкуренты, поставщики и прочие люди. У молодых ребят обычно с этим есть проблема, которая вытекает из их возраста. Это свойственная юношескому периоду категоричность и непроработанное эго. И если ребята будут на это обращать внимание, то я думаю, что это им сильно поможет. И, конечно, дар убеждения. Я тоже считаю, что это такой навык, позволяющий тебе опережать остальных».
*** Благодарим за помощь в подготовке статьи Екатерину Мороз, PR-менеджера Клуба