«Для работодателя "Я буду делать что угодно" значит "Мне придется всему его учить"»

Мнение предпринимателя Райана Холидея

Американский автор книг и предприниматель Райан Холидей в колонке для издания Toughtcatalog рассказал о том, почему он отказывается брать новых сотрудников, которые предлагают ему работать бесплатно. По его словам, это происходит из-за скрытых рисков и трат, которые в любом случае возникнут с появлением в команде нового человека. Таким соискателям он советует подумать над тем, что именно они могут предложить работодателю. Редакция vc.ru публикует перевод материала.

«Для работодателя "Я буду делать что угодно" значит "Мне придется всему его учить"»

Чтобы сделать карьеру, традиционная мудрость рекомендует отучиться в школе, затем получить университетскую степень, разослать резюме, получить работу и двигаться вверх по внутренней иерархии благодаря своим талантам. Но я все чаще нахожу в сети другие рекомендации.

Их авторы говорят молодым соискателям, что лучший способ попасть в компанию своей мечты — это предложить ее руководителю поработать бесплатно. Многие успешные люди, включая основателя сети винных супермаркетов Wine Library Гари Вайнерчука, автора книг о личных финансах Рамита Сети и мотиватора Чарли Оэна считают, что неоплачиваемые стажировки — это инвестиции в будущую карьеру.

Раньше я тоже так думал. В конце концов, именно так я стал писателем и директором по маркетингу в компании American Apparel в свои двадцать с небольшим. Но сейчас, когда меня самого заваливают письмами молодые парни и девушки, предлагая взяться за какую угодно работу под моим началом, я прихожу к выводу, что это неудачная стратегия. С тем же успехом можно вслепую опубликовать резюме и ждать, когда вам позвонят.

Я говорю это не потому, что сам поймал удачу и теперь пытаюсь помешать поймать ее другим. Речь о том, что вам дали неполную информацию: с ее помощью вы не сможете получить желаемое. Это происходит потому, что такой подход не учитывает объективную реальность рыночных отношений.

Соискатели думают, что работодателей отпугивает необходимость платить оклад. На самом деле руководители отказываются нанимать потому, что могут обойтись без новых сотрудников.

— Райан Холидей

Необходимость платить зарплату очень редко является сдерживающим фактором для деловых и успешных людей. В большинстве случаев они не хотят платить за обучение и риски, связанные с появлением в команде нового человека.

Именно поэтому многие письма, которые я отправлял в свои 19, так и остались без ответа. Тогда я этого не знал, но сейчас понимаю, что при оценке соискателя работодатель размышляет, внушает ли тот доверие, достаточно ли у него навыков, сколько времени займет его обучение, и какой окажется «цена шанса». Об этом писал экономист Тайлер Коуэн в книге «Average is Over»: «Некоторые работники не стоят потраченных на них сил. Новые сотрудники нужны только тогда, когда возрастает объем задач».

Я осознал это, когда учился на втором курсе. В то время я хотел стать профессиональным писателем. Я отправлял много писем с просьбой о бесплатной стажировке, но если и получал ответ, то только отрицательный. Тогда я решил изменить стратегию.

Мне нравился блогер и автор книг Такер Макс. Я связался с ним, и у нас завязалась переписка. Мое внимание привлек его сайт — там оставалось еще много нераспроданных рекламных мест. У меня появилась идея, как можно использовать их с пользой, и я предложил ему взять эту работу на себя.

Он дал мне шанс. Потом этот шанс превратился в постоянную работу, которая переросла в карьеру писателя и предпринимателя. Позднее он рассказал мне, что если бы я с самого начала начал навязываться, то есть вынуждать его придумать мне работу, то он проигнорировал бы это письмо.

В первых сообщениях я прошел главный тест — он понял, что я адекватный человек, не идиот, и что мне можно доверить работу. Все, что мне оставалось — это предложить решение для его проблем.

Но даже когда я получил эту работу, я еще не до конца понимал, как мне это удалось. Я едва не повторил свои ошибки, когда на одном мероприятии встретился с автором книги «48 законов власти» Робертом Грином. Во время обеда он упомянул, что ему требуется ассистент.

Тогда я стал просить его взять, снова предлагал поработать даже бесплатно. А он ответил, что «за просто так» на него никто не работает, но согласился дать мне тестовое задание и попросил расшифровать несколько интервью.

Сейчас я понимаю, как мне повезло оба раза. Главный урок, который можно извлечь из моего опыта — это не предлагать людям бесплатную работу, а искать ту область, где можно оказать ценную помощь — то есть быть полезным не в общем смысле, а в рамках конкретной задачи и просить о пробном задании.

Большинство предпринимателей считают себя занятыми людьми. Но они никого не будут нанимать до тех пор, пока количество задач не пересечет критическую отметку. Потому что поиски кандидата — это дополнительная нагрузка. Выбор, проведение собеседования, назначение на должность, обучение — зачастую все это стоит гораздо больше, чем невыполнение задачи. Кроме того, для маленькой компании это дополнительные риски.

Когда кто-то говорит «Я буду делать что угодно», работодатель слышит «Вам придется всему меня учить». Именно в этом кроется причина отказов.

— Райан Холидей

Для работодателя это решение всегда стоит дороже, чем вы думаете. И наоборот, когда член совета директоров Facebook Шерил Сандберг объявила об открытии бесплатных стажировок в своей организации Lean In, она не пыталась сэкономить девять долларов в час. Она хотела снизить расходы на адаптацию этих сотрудников в дальнейшем.

Это перекликается с моим собственным опытом. Когда Роберт Грин искал ассистента, он представлял, сколько времени ему потребуется потратить его обучение. Поэтому он не торопился вкладываться в меня и сперва дал мне тестовое задание. Заплатив $100 долларов за расшифровку интервью, он убил двух зайцев.

Во-первых, он оценил, что я за человек, и как справляюсь с работой. Во-вторых, он сэкономил время на объяснения в будущем, потому что ответы на большую часть рабочих вопросов я смог найти самостоятельно, расшифровывая записи. И снова — это испытание моих способностей.

Когда вы поймете, в чем нуждается ваш потенциальный работодатель, вам будет легче найти к нему подход. Например, если вы умеете монтировать видео и видите, что какой-то проект начинает экспериментировать с видеоформатом, предложите помощь. Если вы хотите работать на крупного руководителя, предложите ему готовить по утрам подборки свежих новостей. Если вам хочется поработать с автором влиятельного подкаста, предложите ему интересных гостей — с одной стороны вы облегчите его работу, а с другой сможете узнать, насколько совпадает ваше видение программы.

Это как свидание: никто не согласится на трехдневное путешествие по стране на первом свидании. Но вот выпить чашку кофе или сходить поужинать — наверняка. Ведь это ни к чему не обязывает.

— Райан Холидей

Если вы хотите работать бесплатно — то для работодателя от этого мало пользы. Это не имеет смысла. Другое дело, если вы покажете, что ваши умения могут решить часть его проблем и вы готовы продемонстрировать это бесплатно. В этом случае шансы получить работу мечты будут выше.

3 комментария

Очень странная позиция.

Зачем нужен работодатель, который ничему не может научить?

Если бы я так уж знал профессию, я бы торговал ей сдельно за ту же зарплату, а в сэкономленные часы делал что-нибудь своё.

Продать своё время оптом я готов только на условии, что в нерабочие часы меня будут учить.

Ответить

Возможно, зависит от предметной области, но в программировании Junior'ы крайне невыгодны даже бесплатно. Код Junior'а может проходить code review очень долго: это и время опытных программистов, и задержки с обновлением продукта, либо же это серьёзные архитектурные промахи. Обычно всё и сразу, т.к. в какой-то момент code review придётся закончить, идя на компромисс. Поэтому нет, спасибо.

Ответить

На многих позициях и должностях чтобы получить работу нужен опыт, а чтобы получить опыт нужна работа.

Ответить