Аромамаркетинг: как запах повышает доверие и средний чек покупателя
Почему вместе с запахами мы в прямом смысле теряем вкус к жизни? Как бренды используют ароматы для того, чтобы подтолкнуть на спонтанные покупки или обозначить статус мероприятия?
О том, как работает аромадизайн и почему сегодня он является важным инструментом нейромаркетинга, который помогает управлять аудиторией, нам рассказала спикер марафона бренд-бюро Sixth Sense о чувственном маркетинге Дария Фессалоника, парфюмер, ольфакторный эксперт и основатель парфюмерной студии.
Что случится, если пропадет обоняние? Если еще год назад вопрос звучал гипотетически и даже немного по-философски, то в 2020 году многие из нас столкнулись с тем, что это такое.
На вкус любая еда превращается просто в бумагу, вы больше не чувствуете разницы между гречей или тортом. Из-за этого многие люди худеют, теряя обоняние, так как еда больше не приносит никакого удовольствия. У многих нарушается сексуальное влечение, так как мы больше не чувствуем запах партнера. С пропаданием обоняния вкус к жизни утрачивается.
Почему аромат вызывает эмоции?
Информация, передающаяся через другие органы чувств отфильтровывается в мозговой зоне под названием «таламус», что приводит к ее сознательному восприятию. Обонятельная луковица является частью лимбической системы головного мозга и напрямую связана с амидалой и гиппокампом. Амигдала участвует в формировании эмоций и придает информации эмоциональную окраску. Гиппокамп отвечает за память. В этой зоне мозга формируется кратковременная память, которая затем превращается в долговременную.
Обоняние — одно из самых уязвимых чувств, которые есть у человека, потому что запахи влияют на воображение, эмоции. Запахи задействуют нашу память. Обоняние включается у ребёнка первым, опережая зрение и вкус. Что крайне важно — запах влияет на принятие решений.
Запах — это средство повествования. Обоняние, как и все остальные органы чувств — это канал коммуникации.
Достаточно часто с помощью обоняния с аудиторией общаются и бренды. Однако осознанное использование ароматов, как канала коммуникации — относительно новое явление в наше время. Несмотря на то, что первые попытки аромамаркетинга были предприняты более 100 лет назад.
А ещё в 1970-х годах (в 70-х массово проводились исследования, первое исследование Лэрда «Что вы можете сделать при помощи носа – 1935 год) психиатр/психолог (с командой нейробиологов) Дональд Лэрд проводит исследование на своих пациентах, пытаясь вызвать воспоминания через разные чувственные каналы коммуникации и анализируя значение ольфакторного опыта в жизни человека. В результате он пришел к выводу, что:
Около 92% женщин и 80% мужчин запахи вызывают воспоминания: при этом 76% женщин и 47% мужчин относят эти воспоминания к самым живым и насыщенным.
На наше восприятие запаха влияет несколько факторов:
— Ольфакторный опыт (память). Наш прошлый опыт формирует актуальное восприятие: если мы сталкивались с чем-то негативным в прошлом и в этот момент чувствовали определенный аромат, то позднее, он будет нам неприятен, и наоборот – запахи, сопутствующие радостным событиям могут бессознательно вызывать эйфорию в дальнейшем. Часто мы не можем оценить и вспомнить, откуда возникла такая ассоциация.
— Ожидания (маркетинг). Мы додумываем образ запаха по упаковке, рекламе и нашим впечатлениям от бренда.
— Индивидуальная чувствительность рецепторов. Генетически человек может быть более или менее восприимчив к тем или иным запахам. Условия тестирования тоже влияют на наше обонятельное восприятие (время года, настроение, самочувствие и тд).
— Амбивалентность молекул (двойственность восприятия). Одни и те же ароматические молекулы содержатся в очень разных предметах: растениях, лекарствах, пище и наших духах. В зависимости от ольфакторного опыта, ожиданий и индивидуальной чувствительности рецепторов мы будем оценивать и определять запах по-разному. Поэтому иногда бывает сложно предугадать, какая ассоциация ближе конкретному человеку: то, что для одного человека может пахнуть рассолом, для другого будет ассоциироваться с кабинетом стоматолога или любимым нишевым ароматом. И это абсолютно нормально.
Аромамаркетинг — трендовое направление сенсорного маркетинга, которое основано на управлении эмоциями и памятью людей с помощью запахов.
Как же можно применять аромамаркетинг для развития бизнеса?
— Аромадизайн помещений / событий
— Ароматизация продукции (одежды, пакеты, мерч)
— Аромабренд (создание линейки продуктов с ароматом бренда)
— Корпоративный аромамаркетинг (ароматизация рабочего пространства, ароматические тимбилдинги)
Для чего же применяют аромамаркетинг?
1) Повышение узнаваемости бренда и формирование долгосрочного имиджа. Как мы уже выяснили, запах надолго закрепляется в памяти, поэтому клиент, однажды или несколько раз почувствовавший аромат бренда, неосознанно запомнит его и будет вспоминать бренд в следующий раз, услышав этот запах.
Стимулирование продаж и привлечение новых клиентов. Всем известно, как запах еды и свежесваренного кофе возбуждает аппетит, а значит стимулирует продажи в кафе поблизости.
Компания Havas использует в офисе запахи туристических мест, в которые отправится клиент. Клиент таким образом может визуализировать будущее путешествие.
3) Повышение лояльности и длительности взаимодействия с брендом.
Улучшение производительности труда и атмосферы в коллективе
4) Дополнительный источник дохода. Применимо к продвижению ароматизированной линейки бренда.
Например, ювелирный бренд AVGVST выпустил парфюм в коллаборации с парфюмерной маркой Nōse.
Интересный факт: популярный способ, применяемый в парфюмерных салонах: понюхать кофе, чтобы перебить запах предыдущего парфюма и полноценно почувствовать новый аромат — не самый эффективный. Это можно сравнить с тем, если бы у вас болел живот и, пытаясь забыть об этом, вы ударились ногой. Это ненадолго переключит ваше внимание, но не более того. Если вы устали от запахов, нужно сделать небольшой перерыв и выпить воды комнатной температуры или чай без резкого запаха, и, конечно же, по возможности подышать свежим воздухом.
Подходы к подбору аромата для бренда:
Функциональный. Нужно понять, зачем, когда и в каком месте в помещении будет использоваться аромат (в том числе цель ароматизации: нейтрализация запахов, привлечение клиентов и тд).
Мультисенсорный. Основан на воздействии на разные органы чувств. Мы подбираем аромат, отталкиваясь от дизайна интерьера, колористики, музыки. В совокупности все каналы восприятия должны быть настроены на одну волну и не противоречить друг другу.
Психологический подход опирается на идею, что запах должен вызывать определенную эмоцию (или ощущение – бодрить, расслаблять и тд).
Личные потребности и особенности восприятия — самый спорный аспект при выборе аромата бренда. Так мы описываем ситуацию, когда владелец бизнеса, не взирая на статистические исследования восприятия и ассоциации запахов полагается исключительно на субъективные желания.
Как изобретают эффективный аромат?
Как и в любом другом исследовании, отбирается фокусная группа — определенное количество человек с основной аудиторией, на которую нацелен бренд. На этой группе тестируются различные ароматы. В результате исследования бренд получает топ ароматов, максимально сопоставимых по необходимым цветовой палитре бренда, фактуре, звукам и вкусам, по релевантности концепции, названию, рекламной кампании. Выбранный аромат проверено вызывает нужные бренду эмоции и физиологические реакции у большинства респондентов.
Также существует специальное оборудование, способное отслеживать наши сознательные и бессознательные реакции на ароматы и сопоставимость с ними определенных проявлений других органов чувств. Такие возможности в современном мире существуют, наряду с последовательными анкетированиями, опросами и классическими фокус-группами.
Если вы замечали, как бренды (или компания, в которой вы работаете) используют аромамаркетинг на практике, напишите нам об этом в комментариях, вы поможете нам продолжить наши исследования в этой сфере.