Рассказ о компании языком цифр

Нужны средства на развитие - а где ж их взять? Инвесторы “динамят”, банки говорят, что перезвонят, наверное, когда-нибудь потом. Знакомо? Нам да:)

Так как же обратить на себя внимание? Ответ простой - рассказать о компании языком цифр - и здесь нам приходит на помощь бизнес моделирование. Бизнес модель как хороший рассказ имеет завязку, основную мысль и развязку, а также немного интриги, чтобы заинтересовать читателя. В этом посте мы расскажем, как “написать” интересную историю цифрами.

Что такое финансовая модель бизнеса

Финансовая модель — это система показателей, по которой можно оценить состояние бизнеса. Она помогает спрогнозировать выручку, денежный поток, прибыль и просчитать, как изменения на рынке или внутри компании отразятся на её финансовом положении.

Разработка финансовой модели бизнеса — один из приоритетных процессов на этапе запуска компании.

Финансовая модель поможет вам контролировать развитие компании, а кредиторам — принимать решение о выдаче займа. Вы не просто рассказываете о своих планах, а демонстрируете, как будет расти бизнес и за счёт чего вы вернете долг.

Финмодель изучают и кредиторы, и инвесторы. Последним важна не только идея, но и реальные результаты с прогнозами роста.

Какие разделы включают в финансовую модель

Исходные данные

В любой финансовой модели должны быть отдельные разделы с выручкой, операционными расходами и «как вишенка на торте» - отчёт о финансовых результатах. Поэтому садимся поудобнее и начинаем построение модели с обязательных показателей:

А. Выручка

Укажите как вы получаете доход, какие виды выручки у вас в компании, от каких операционных метрик зависит. Строя прогноз, не забывайте подкреплять его рыночными данными, чтобы было комфортно защищать данные перед инвесторами, банками и аудиторами ;)

Б. Операционные затраты

Укажите, сколько денег вы ежемесячно тратите или планируете тратить на:

* закупку сырья;

* аренду офиса;

* зарплаты сотрудников;

* маркетинг и продвижение.

Перечислите, что и в какой перспективе повлияет на ваш бизнес. Учитывайте потенциальные изменения:

* уровня инфляции;

* курсов валют;

* налоговых ставок;

* цен на сырьё, аренду или производство.

В. Прогнозы по финансовым показателям

Тезисно распишите циклы жизни проекта: с какой периодичностью и как он будет меняться. Это нужно сделать для каждого направления бизнеса.

Например, спрогнозируйте количество покупателей и размер среднего чека по итогам первого, третьего, шестого и двенадцатого месяца. Укажите, почему вы считаете, что они повысятся.

Г. Другие источники дохода

Это могут быть проценты по депозитам и облигациям или доход от субаренды.

Д. Обязательные платежи

К ним относятся платежи по кредитам, налоги, госпошлины.

Не забываем про Капитальные вложения...

Внесите в этот раздел расходы на покупку долгосрочных активов: помещения, оборудования, транспорта. Для каждой позиции уточните затраты на амортизацию — ежемесячные или ежегодные. Их нужно будет каждый месяц вычитать из выручки для подсчёта прибыли.

... и Финансирование

Подсчитайте, сколько уже вложили и сколько ещё планируете вложить в бизнес. Учитывайте деньги учредителей, инвесторов, кредиторов. Для последних дополнительно уточните сроки возврата и процентные ставки.

Уверенно строим Денежный поток :)

В этом блоке надо систематизировать все данные из предыдущих разделов и посчитать разницу между доходами (положительным денежным потоком) и расходами (отрицательным денежным потоком) за период, на который вы рассчитываете модель (например, на ближайший год или 5 лет).

Для инвесторов и кредиторов этот показатель важнее прибыли, так как он демонстрирует реальное состояние финансов компании. Но отрицательный денежный поток не всегда означает, что компания в убытке. Он может быть запланированным: например, на период перестройки бизнеса. Если это ваш случай, добавьте пояснение, чтобы инвесторы и кредиторы не посчитали компанию убыточной.

Математически-магическим образом подсвечиваем Эффективность проекта!

Рассчитайте три финансовых показателя.

NPV (чистую приведённую стоимость) — это сумма входящих и исходящих денежных потоков на дату, когда инвестор хотел бы получить прибыль. Например, спустя год после того, как он вложил деньги. По отрицательному NPV инвестор поймёт, что расходы проекта превысили сумму вложения.

IRR (внутреннюю норму доходности) — показывает среднюю доходность проекта за определённый период, например за год. Другими словами, IRR отражает, сколько будет получать инвестор, вложившийся в компанию.

PP (срок окупаемости) — минимальный период, за который окупятся затраты на запуск. Для этого нужно спрогнозировать, сколько прибыли бизнес будет приносить каждый год, и посчитать, когда совокупная прибыль превысит размер инвестиций. Чем дольше окупаются вложения, тем менее привлекательной считается компания.

Анализ чувствительности

Посчитайте, как будет меняться прибыль компании под воздействием внешних факторов. Например, спрогнозируйте, как изменится стоимость компании при изменении ставок, доли, и других “вкусных“ метрик. Покажите, что вы открыты и проактивны для рассмотрения различных сценариев.

Перехватите инициативу в оценке доходности и возврате инвестиций - на основании приведённого анализа предложите альтернативы и покажите, где и как вместе с компанией можно заработать. Все!

Ну и пара финальных штрихов - будьте честны и не уходите от прямых вопросов - возможно именно они помогут открыть компании дополнительный потенциал.

Stay tuned and be positive!

Ваш RDAFinConsulting

2 комментария

Дам вам все возможные цифры - привлеките инвестора за %?

1
Ответить

Анна, добрый вечер! Все вопросы лучше обсуждать лично. Наш сайт: https://rdafin.ru
Там указан номер телефона, на который можно писать whatsapp и telegram, а также наша почта. Будем рады Вам помочь!

Ответить