Компетентная некомпетентность, или как растить бизнес, ничего не умея?
Меня несколько раз спрашивали, что я сделал, чтобы бизнес Принтио вырос? Крутая стратегия, прорывной продукт, новый большой канал продаж? Уверен, что когда-нибудь расскажу и про это, но пока ответ другой - я просто нанимал людей.
Флешбек: в начале 2017го из Принтио уходил основатель, продажи падали, акционеры потребовали возврат конвертируемого долга, компания была на грани банкротства. Я решил, что это хорошая возможность из менеджера стать предпринимателем, пропустив этап поиска, тестирования и масштабирования идеи. Собрал деньги на выкуп долгов, попрощался с друзьями в Профи.ру и засучил рукава.
Почему надо нанимать?
Так сложилось, что в силу профессиональной карьеры в финансах, я почти ничего не умею делать руками… Ну вы понимаете, ни таргетинг в фейсбуке настроить, ни код написать, ни лендинг простой на Тильде, ни клиентское исследование провести и даже продажи на поверхностном уровне. Печаль. Каждый из этих навыков был бы полезен на любом этапе развития Принтио.
Но ещё хуже становилось, когда я пытался “прокачаться” в чём-то из этого - приходилось много читать, общаться с экспертами, что-то делать самому и ошибаться, переплачивать, демотивироваться, а потом через боль пробовать снова. Усилий много, результата мало.
Именно поэтому единственный подходящий мне вариант - нанимать людей, которые лучше меня разбираются или разберутся в процессе, критичном для компании в текущем моменте.
В книге “от хорошего к лучшему” (очень рекомендую, если не читали) один из факторов успеха - “посадить правильных людей в автобус”. Там же упоминается закон Паккарда: скорость роста компании ограничена её способностью нанимать сильных людей. Я видел как этот закон реально работает на большом масштабе (сотни сотрудников) - найм одного сильного топ-менеджера в Профи.ру по мере его адаптации через год-полтора обеспечивал прирост в десятки процентов. Ещё быстрее и заметнее на малом масштабе (20+ сотрудников) - новый компетентный человек в Принтио уже через 1-2 месяца начинает заметно влиять на доходы.
Повезло, что я достаточно быстро пришёл к пониманию свой некомпетентности и перестал тратить время и энергию на задачи, где моя добавочная полезность была низкой. Теперь я каждый месяц думаю, кого ещё не хватает в бизнесе и испытываю радость во время публикации вакансии и собеседований кандидатов. Когда в руках молоток - все проблемы кажутся гвоздями.
Каких людей нанимать?
Ещё одно важное осознание касательно найма - это качество приходящих людей. Они должны быть адекватными, компетентными, мотивированными, самоуправляемыми, способные найти проблему и решить её и так далее. Проблема в том, что таких людей в принципе не очень много, а те, кто есть, редко заинтересованы в небольших компаниях.
В инвестбанках и Профи.ру процессы были настроены на найм исключительно кандидатов высшего класса (“A-level” - по аналогии с западными оценками А,В,С) или способных ими стать, если речь про начальный уровень. В Принтио быстро стало понятно, что такой подход слишком затягивает найм. С одной стороны я понимал, что ошибиться с кандидатом хуже, чем подождать месяц-другой, с другой - пара месяцев превращалась в 3-4 или даже больше. Теперь мы делаем 30-50 собеседований (10 “пристрелочных”, ещё 20-30 с максимальным фокусом, ещё 10 запасных), отбираем 3-5 наиболее подходящих кандидатов и выбираем лучшего из них вместо того, чтобы продолжать искать того, кто дотянет до супер-высокой планки “A-level”. Процесс найма стал более или менее стабильно укладываться в 2 месяца - возможно, это всё равно долго, но при меньшем сроке потеря качества будет выше.
При этом я по-прежнему верю, что нанимать “звёзд” наиболее выигрышный вариант для компании, которая может себе это позволить с точки зрения финансов и масштабности задач. Для компаний попроще - скорость найма и решения насущных проблем в определённые этапы развития может быть важнее “звёздности”.
Пару слов о себе:
10 лет в корпоративных финансах и инвестбанках, инвестиции в стартапы, 4 года в топ-менеджменте Профи.ру и сейчас уже больше 3х лет в Принтио развиваю онлайн-типографию для персонализации сотен товаров (мерч и сувениры).
Спасибо, что дочитали до конца! Пожалуйста, напишите в комментариях, что ещё интересно почитать: суровые будни российского бизнеса, жизнь и борьба СЕО, построение корпоративных процессов, венчурное финансирование, M&A?