Критика: стоит ли сдавать автомобиль в аренду каршеринговому сервису
Спикеры критикуют программу YouDrive Pool, а представитель компании защищает продукт.
Материал подготовлен при поддержке YouDrive
В начале 2019 года YouDrive запустил программу Pool, позволяющую частным лицам сдавать автомобили в аренду для работы в каршеринге. YouDrive берёт на себя все заботы по покупке, регистрации, обслуживанию автомобиля и последующей продаже, а пользователь, инвестировавший деньги в приобретение новой машины, получает ежемесячно до 27 600 рублей дохода от её использования — около 11% годовых в течение трёх лет.
Несколько людей, которые увлекаются каршерингом и следят за развитием рынка, рассказали, что их смущает в новом сервисе. А представитель YouDrive Антон Гулидов — ответил на их сомнения и попытался развеять опасения.
Непонятно, что будет с доходами в случае ДТП
Иными словами, получу ли я выплаты за стоимость автомобиля единоразово, плюс ежемесячную доходность в 11% до конца срока договора (три года)? Если не до конца срока, должен ли я оплатить неустойку за преждевременное расторжение? Деньги за непригодный к восстановлению автомобиль выплатят сразу или частями?
А что будет если тотал случится в первые два месяца (во время которых, по условиям программы, нет выплат, так как доход с автомобиля уходит на оплату оборудования, резины, оклейки)? Деньги вернут, а я спишу инфляцию за прошедшие два месяца? Много вопросов, ответы на которые наверняка есть в договоре, но он не публичен и доступен после регистрации.
По экономике тоже есть определенные сомнения, если рассматривать это предложение как инвестиционный продукт и сравнивать его с другими доступными продуктами. В течение трёх лет вы получаете 11% годовых, но это не сложный процент и в рублях, которые подъедает инфляция.
Важно учесть, что транспортный налог и налог на прибыль платить тоже пользователю. Зафиксировать прибыль и убыток ранее чем через три года не получится — нужно платить неустойку. Я не силён в инвестициях и надо сравнивать более детально, но сейчас предложение похоже на консервативный инструмент вроде срочного вклада или облигаций, с пока не ясным уровнем риска.
Давайте смоделируем конкретную ситуацию. Предположим, клиент стал участником программы, а через полтора года автомобиль попал в аварию, после которой не подлежит восстановлению.
В этом случае, клиент получает единовременную выплату, которая сохранит его доходность в 11% до момента аварии. Проще говоря, вы просто зарабатывали в программе по ставке 11% не три года, а полтора. То есть фактически клиент ничего не потеряет.
Конечно, такой случай не считается преждевременным расторжением договора клиентом, поэтому никаких выплат неустоек тут быть не может.
Если мы предположим, что серьёзная авария произошла в первые же два месяца после заключение договора, то клиент получает компенсацию в размере 100% стоимости автомобиля.
Что касается доходности, то сейчас это одно из наиболее выгодных предложений на инвестиционном рынке — риски просчитаны и есть фиксированный доход по привлекательной ставке.
А расчёты включают в себя и транспортный налог и НДФЛ (для физических лиц), поэтому доходность 11% указана в чистом виде с учётом всех налогов.
Непонятно, какой будет машина после каршеринга и в чём выгода
YouDrive Pool даёт 11% годовых — это сильно выше, чем ставки по вкладам в банках. Но что-то я не вижу очереди тех, кто готов покупать «Солярисы» и отдавать их на обслуживание в каршеринг. Звучит подозрительно.
- Я могу забрать машину через три года работы в каршеринге, но как прогнозировать, в каком она будет состоянии? Ведь для того и есть ограничение по времени обслуживания авто в каршерингах, потому что после трех лет машины становятся практически убитыми.
- На рынке есть сервисы сдачи частных машин в аренду, и я привык думать, что это когда другие пользователи арендуют машину у тебя — но ты можешь в какой-то момент сам взять её и поездить, если надо. А здесь отдал и почти с концами.
Да, 11% годовая доходность действительно выше, чем могут предложить банки. И в проекте уже участвует более 400 человек, которые приобрели более 700 машин — для нас это хороший результат.
Каршеринг в Москве работает уже пять лет, но услуга нова для большинства людей. И понадобится ещё больше времени, чтобы осознать, что каршеринг может быть и инвестицией.
Экономика проекта для клиента строится, в том числе, и на выкупной стоимости машины. То есть участнику программы будет выгоднее, если мы выкупим авто по гарантированной цене. Это было серьёзным камнем преткновения для потенциальных участников. Они оправданно задавались вопросом «А что я буду делать с машиной после работы в каршеринге?».
Поэтому мы решили этот вопрос кардинально и сделали автомобиль не собственностью, а новым способом дохода и инвестиций. Но всё же, если клиент очень захочет забрать автомобиль себе по каким-то причинам, то это не будет проблемой. Тем более автомобили после каршеринга не такие «убитые», как многие думают. Их состояние намного лучше, чем, например, у автомобилей в такси.
Каршеринговые авто проходят регулярный осмотр, ремонтируются у официальных дилеров, заправляются качественным топливом. У YouDrive есть опыт продажи авто и после трёх лет работы: пробег на этих машинах был около 80 тысяч км.
Что касается последнего утверждения про «взять и поездить», то участие в Pool подразумевает покупку авто специально под участие в этом проекте. Мы возвращаемся к идее восприятия автомобиля не как своей собственности, а способу инвестирования.
А если вам нужна машина, чтобы куда-то поехать, то можно взять каршеринг — для участников программы скидка на поездки составляет 33%. Кроме того, на YouDrive теперь можно ездить не только по городу, но и на дальние расстояния до 2000 км.
Проще купить акции и облигации
Я ставлю предложение YouDrive в один ряд с банковскими инвестиционными продуктами — акциями и облигациями. Предложение YouDrive: инвестиции около 1 млн рублей на три года под 11% и известные риски. Навскидку кажется, что это что-то среднее между акциями и облигациями: выгоднее, чем облигации, но не так выгодно и не так рискованно, как акции.
Но до погружения в вычисления меня смущает важный нюанс. С покупкой банковских продуктов всё максимально просто. Регистрируешься в приложении, выбираешь из сотен предложений компаний и за один клик покупаешь то, что нравится. Удобный интерфейс, никаких подписаний документов или походов в отделение банка.
Предложение YouDrive выглядит как сложный продукт, у которого более высокий входной порог — наверняка потребуются хождения по офисам, подписания документов и прочее. Плюс к этому речь идет, как мне кажется, о самой непредсказуемой сфере — автомобильной. Здесь причина поломки машины может зависеть от бюджета владельца, а стоимость запчасти — переменная величина, на которую влияет всё, кроме её себестоимости. Страшно строить прогнозы с таким обилием переменных.
Да, YouDrive Pool правильно сравнивать с банковскими продуктами — по сути, это новый способ инвестировать.
И на самом деле, процесс максимально простой. Сейчас мы все вопросы решаем с помощью курьера. Необходимо только подписать два договора и передать нотариальную доверенность на автомобиль.
Опасения, связанные с переменной стоимостью ремонта и запчастей, напрасны. Эти расходы не имеют отношения к клиенту. Ремонт, техосмотр, заправка и обработка штрафов на нашей стороне, эти расходы не перевыставляются участникам программы. Поэтому прогноз уже построен в наших расчетах, вы заранее понимаете, в каком размере вы будете получать ежемесячные фиксированные выплаты.