Мать-фасилитатор — горе в семье
Как сыну достался антимозговой штурм вместо наказания
В этом году сын заканчивает 4-й класс. Последний триместр — как последний километр марафона. Уже ни сил, ни мотивации. Осталась неделя до каникул, впереди ВПР, потом майские и долгожданное лето. Никита держится из последних школьных сил.
«Помогайте, не справляемся»
Внезапно звонок от учительницы. — Помогайте, не справляемся. Никита дерзит, говорит: “Ставьте мне двойку, я не хочу делать эту поделку”. Потом ещё и на внеурочке устроил веселье — пришлось отправить домой.
Я стою с телефоном в руке, и внутри у меня всё закипает. Потому что этот хитрый артист только что зашёл домой с ангельским лицом, будто ничего не произошло. Ни намёка, что его, вообще-то, выгнали с урока.
Минус гаджеты
Я мгновенно вспыхиваю и не нахожу ничего лучше, чем пойти и отобрать у него гаджеты — еле сдерживаясь, чтобы не вылить всё, что крутилось в голове. С каменным лицом захожу в комнату, сообщаю о наказании и оставляю его растерянного и опечаленного. А сама ухожу дальше работать, продолжая кипеть, как чайник.
Я из последних сил сдержалась, чтобы не закатить нравоучения с лекцией, наказаниями и списком всего, чего он лишается на ближайшие выходные. Но где-то в глубине всё же теплился голос разума: остынь, дотерпи до конца рабочего дня.
До конца оставалось два часа, и всё это время я мусолила в голове мысли о том как поговорить с ним так, чтобы он всё понял, принял, осознал и начал вести себя в школе, как пример для учебников по педагогике.
Сценарий от ChatGPT
Тут на ум пришёл лайфхак, к которому я иногда прибегаю — и он, надо сказать, неплохо работает. Прошу ChatGPT проконсультировать меня в роли детского психолога: мол, вот ситуация, подскажи, как поговорить по-человечески, не уходя на тропу войны. Дальше выбираешь адекватные предложения (параллельно удивляясь, почему сам до этого не додумался) — и идёшь на разговор как крутой взрослый.
Но, несмотря на подготовку и вполне годные советы нейронки, разговор пошёл туго. Никита вины не признавал, обижался, а на мои коучинговые заходы вроде "Как ты думаешь, почему учительнице могло показаться, что такое поведение — неуважительное?" — смотрел с выражением: что ты вообще от меня хочешь?
Достаю тяжёлую артиллерию
Думаю, чёрт побери: веду тренинги по обратной связи, фасилитирую сессии, а с собственным сыном управиться не могу. И тут мне на ум пришло гениальное: под нашу задачу разобраться, как всё-таки надо себя вести в школе — идеально подходит техника антимозгового штурма. Я усмехнулась про себя: мать-фасилитатор — горе в семье, и объявила сыну, что сейчас у нас будет... фасилитация.
С классическим мозговым штурмом всё понятно: есть задача — генерируем как можно больше решений. А вот антимозговой штурм (он же обратный, он же глупштурм) особенно хорош, когда понятных решений сходу нет. Вместо того чтобы сразу искать, как поступить правильно, сначала сочиняем, как сделать всё ещё хуже. Генерируем десятки худших вариантов — а потом переворачиваем их и получаем противоположные идеи. Это отличная адаптация штурма, которая помогает выявить скрытые противоречия и слабые места в продуктах, сервисах — и даже, как оказалось, в детском поведении.
Я приклеила на двери лист флипчарта (ну, бывает у меня дома флипчарт, я же фасилитатор) и предложила: — Давай придумаем, как нужно себя вести, чтобы у тебя точно были проблемы в школе.
Сначала Никита отнёсся к маминой приблуде с лёгким подозрением. Но довольно быстро втянулся и начал сыпать идеями: принести в школу петарды, баловаться едой в столовой, не делать домашку — и всё в таком духе. Вошёл в азарт настолько, что не хотел останавливаться даже тогда, когда идеи начали покидать его.
Через полчаса у нас был готов чек-лист худшего ученика года — Никита с гордостью попросил сфотографировать результат своей работы, чтобы потом скинуть друзьям. Он уже было решил, что на этом всё и миссия выполнена.
Как (не) стать худшим учеником года
— А давай теперь перевернём всё, что ты придумал, наоборот. Как себя вести, чтобы никогда не было проблем в школе? — предложила я.
И вот тут случилась магия. Без давления. Без поучений. Он сам начал превращать отрицательное поведение в положительное. Так родился чек-лист Никиты — его собственные правила поведения в школе.
— А, так вот что ты делаешь, когда ведёшь сессии? Это и есть твоя фасилитация?..
Вот так я и помогла ребёнку осознать, где он налажал, при этом сберечь его чувство собственного достоинства и свои нервы — и вообще провела качественный вечер с сыном, вместо того чтобы ссориться и читать нотации.
Люблю фасилитацию. Потому что она работает. Даже если у тебя всего один участник. Даже если ему 10 лет.