Как качество жизни влияет на развитие детей
Молодёжи в возрасте до 19 лет на Земле 2,5 миллиарда, или 32% населения. А четверть жителей планеты составляют подростки до 15 лет. Дети — это инвестиция в наше будущее, поэтому мы обязаны обеспечить им лучшие условия для развития. Но что скрывается за этими словами — «качество жизни»?
Среди исследователей нет единого мнения на этот счёт. Психологи определяют качество жизни как удовлетворение человеческих потребностей и достижение поставленных целей. Экономисты понимают его как обеспеченность материальными благами.
Сходятся исследователи лишь в одном:
Человек должен испытывать удовлетворённость жизнью в самых разных сферах: физической, эмоциональной, социальной. Ему нужны возможности для развития личности и талантов, реализации своих духовных и материальных нужд.
Факторы, влияющие на качество жизни ребёнка
Качество жизни в первую очередь связано с социально-экономическим статусом семьи. Чем больше денег родители могут инвестировать в развитие ребёнка, тем лучше его перспективы.
Немаловажное значение имеет и здоровье, которое во многом зависит от экологии и тех условий, в которых живёт человек.
Образование — это ещё один фактор, непосредственно влияющий на качество жизни. Образование способствует развитию личности, помогает лучше социализироваться и продвинуться по карьерной лестнице.
Образование даже влияет на формирование здорового образа жизни. В США проанализировали результаты Национального опроса о состоянии здоровья (NHIS) за 2002–2016 годы. Обнаружилось, что среди лиц со средним образованием у 57% есть проблемы со здоровьем, тогда как среди мужчин и женщин с дипломом колледжа таких оказалось всего 9%.
Причин тут несколько. Образованный человек обладает знаниями, которые может использовать себе во благо. Например, знания о рациональном питании. Он больше зарабатывает, а значит, может лучше заботиться о здоровье.
Рассмотрим все три фактора по отдельности.
Уровень дохода семьи
Росстат регулярно проводит исследование бюджетов домашних хозяйств. Результаты показывают, что семьи с детьми до 16 лет имеют более низкий уровень доходов в расчёте на одного человека.
В частности, по состоянию на 2022 год в РФ было 4,6% малоимущих семей, в которых среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. И при этом в 75,8% из них были дети до 16 лет. Причём, располагаемые ресурсы таких семей постоянно сокращаются, поскольку доходы остаются практически неизменными, а расходы увеличиваются.
В семьях с низким достатком ребёнок часто не имеет своей комнаты, не может спокойно делать уроки. Он скудно питается, а значит, отстаёт в физическом развитии. У него нет возможностей для культурного просвещения, досуга, занятий спортом.
Существуют и негативные психологические последствия такого образа жизни:
низкая самооценка;
эмоциональные проблемы;
неудовлетворённость собой;
психология жертвы.
Исследователи из Пенсильванского университета в США установили, что у дошкольников из семей с низким достатком хуже развиты нейрокогнитивные способности: память, исполнительные функции и умение выражать мысли. Причина в стрессах, недостатке игрушек, когнитивных стимулов (книг, фильмов и т.д.), родительского внимания.
Доступ к образованию
В Конвенции о правах ребёнка подчёркивается важность доступа детей к образованию — в том числе и тех, кто имеет особенности развития. В этом документе, принятом в большинстве стран мира, говорится о том, что образование должно ставить целью всестороннее развитие личности ребёнка, его талантов и способностей.
Образование начинается не со школы, а с детского сада. По данным Минпросвещения России, в стране насчитывается 6,5 миллиона дошкольников. Заявлено, что обеспеченность местами в детских дошкольных учреждениях — 98,5%. Однако истина, как всегда, где-то рядом. В ряде регионов существует дефицит мест, а в крупных городах вроде Москвы есть другая проблема: до детского сада нужно добираться целый час.
Со школами примерно такая же история. Основные проблемы — это переполненность уже имеющихся образовательных учреждений и дефицит школ в новостройках.
Застройщики прекрасно понимают, что наличие социальных объектов — это отличный стимул для покупателей жилья. Но возведение детского сада или школы обходится в сотни миллионов рублей. А средства дольщиков по закону 214-ФЗ можно использовать только на строительство жилых зданий.
В «старой» Москве собственными детсадами и школами обеспечены 49% новостроек. Доля таких объектов выше в массовом сегменте жилья, что закономерно: количество квартир в ЖК классов «стандарт» и «комфорт» обычно составляет 1000 и более.
Условия проживания и экология
Дом должен обеспечивать безопасность, комфорт, здоровую среду. К сожалению, это не всегда бывает так: существуют экологические проблемы, а также проблемы с качеством жилья и его доступностью.
Бытовые трудности негативно влияют на физическое состояние детей и могут оказывать неприятные последствия на их эмоциональное и психологическое здоровье.
Группа исследователей из Бостонского колледжа в США в 2015 году изучала несколько групп детей разного возраста, проживающих в городах и сельской местности. Используя полученные данные, удалось установить: дети, растущие в плохих бытовых условиях, чаще имеют эмоциональные и поведенческие проблемы.
У таких детей отмечались:
тревожность;
депрессия;
чувство беспомощности;
агрессивное поведение;
худшая успеваемость в сравнении с другими детьми.
Если у детей нет возможности для игр и досуга, то их когнитивные и социальные навыки развиваются хуже.
Они не получают те новые знания и умения, которые позволили бы им чувствовать себя увереннее. Они хуже социализируются, потому что страдают от неуверенности в себе и не умеют строить отношения.
Негативные экологические факторы тоже играют свою роль. Загрязнение окружающей среды приводит к росту числа заболеваний и влияет на репродуктивное здоровье. Но речь не только о макросреде: условия жизни в семье зачастую оказывают гораздо большее воздействие.
В Казахстане было проведено обследование более тысячи детей до 18 лет, проживающих в городе Темиртау, чтобы понять, какие факторы риска в наибольшей степени влияют на развитие хронических заболеваний. На первое место вышли следующие факторы:
наличие газовой плиты без вытяжки;
наличие синтетических ковровых покрытий;
наличие мебели из ДСП и пластика;
недостаток физических нагрузок;
употребление продуктов с недостаточным содержанием белка;
наличие в доме курящих.
Так что хорошая экология — это не только чистый воздух, но ещё и бытовая гигиена, и правильное, полноценное питание. Когда соблюдаются все условия, ребёнок растёт здоровым, крепким, активным, любознательным.
Как качество жизни влияет на развитие ребёнка?
Развитие ребёнка — это длительный и непрерывный процесс, в течение которого формируется его личность. Когда ребёнок растёт, его организм переживает физические и психологические изменения. У него развиваются навыки, появляются таланты и способности.
Конечно, многое закладывается ещё до рождения: малыш наследует от родителей телосложение, рост и даже умственные способности. С генами порой передаются и хронические наследственные заболевания. Но есть и внешние факторы.
К их числу относятся:
физическое и психическое благополучие;
питание;
доступ к медицинским услугам;
социальная среда и культура;
возможности для физической активности;
возможности для интеллектуального развития.
Для полноценного развития ребёнка важно, чтобы он рос в благополучной семье, где его любят и ценят. Когда между родителями и детьми есть чувство привязанности, когда родители уважают ребёнка и реагируют на его потребности, дети ощущают себя в безопасности. Они спокойны и уверены в себе.
Полноценное, сбалансированное питание также важно для развития детей, потому что укрепляет его здоровье и иммунитет. А вакцинация и регулярные медицинские обследования позволяют предупредить большинство заболеваний.
Что касается социальной среды, то чем она разнообразнее, тем быстрее ребёнок учится налаживать коммуникации, и тем больше у него стимулов для обучения.
И, конечно, важно, чтобы у ребёнка были возможности для игр, досуга, занятий спортом, а также для получения дополнительного образования.
Родителям следует поощрять активность в детях, чтобы они могли пробовать что-то новое, рисковать и принимать решения.
Так дети развивают свои компетенции, становятся более уверенными и учатся принимать неудачи.
Покупка квартиры — это инвестиция в будущее своих детей
Россияне, в целом, не склонны строить долгосрочные планы на будущее. Опрос, проводившийся осенью 2022 года, показал, что 51,5% респондентов либо вообще не занимаются планированием своей жизни, либо рассматривают лишь короткую перспективу: в 2–3 месяца.
Но квартира — это не только материальный актив. Приобретая недвижимость в современном жилом комплексе, в хорошем районе с удобной инфраструктурой, покупатель обеспечивает ребёнку то самое качество жизни, которое необходимо ему для гармоничного развития.
В жилищном строительстве сегодня чётко прослеживаются тренды на удовлетворение потребностей семей с детьми. В особенности это касается премиального сегмента. К отличительным особенностям планировки в этих ЖК относятся:
многофункциональные игровые и спортивные площадки со стенками для лазания, батутами, горками и лабиринтами;
развивающие центры с кружками детского творчества, учебными аудиториями, компьютерными клубами и библиотеками;
коворкинги, расположенные прямо на территории ЖК;
места отдыха для родителей с детьми с зонами для пикника и барбекю.
Инфраструктура, дружелюбная к детям, это также и парки с велодорожками, и безопасные переходы через автомобильные дороги. Это, в том числе, и места для хранения велосипедов. Родители чувствуют себя спокойно, когда уверены, что их дети могут гулять во дворе без какого-либо риска для себя.
Сегодня в России при строительстве новых домов должны учитываться требования комплексного развития.
Это означает, в том числе, что детсады, школы и поликлиники должны находиться в шаговой доступности. Но пока что до идеала ещё далеко. По данным опроса, проведённого среди родителей школьников в 2022 году, 19% детей добираются до школы на общественном транспорте. Примерно столько же (20%) родители отвозят в школу сами, тратя на дорогу около получаса.
Как не ошибиться с выбором квартиры
Детям для жизни нужна такая инфраструктура, где они смогут чувствовать себя безопасно, быть активными и любознательными, вырастать независимыми и успешными. Современные жилые комплексы проектируются с таким расчётом, чтобы не только предоставлять детям все возможности для отдыха и развлечений, но и поддерживать их родителей.
Это означает, что магазины, аптеки, кафе, салоны услуг находятся поблизости от дома, и родителям не придётся надолго оставлять детей одних. А после работы или в выходной день можно отдохнуть в парке вместе с детьми, сходить в кино, поесть мороженое за столиком возле кафе. И для этого нужно пройти не больше 100–200 метров.
Когда детский сад или школа находятся в одном квартале с жилым комплексом, родителям не приходится тратить время на сопровождение ребёнка. Утром можно подольше поспать, не торопясь позавтракать. До половины всех детей утром просыпаются только после того, как их будят родители. У них плохое настроение, они выглядят уставшими. А всё из-за того, что им приходится вставать слишком рано.
Что в идеале должно быть в шаговой доступности:
ритейл (магазины, аптеки, точки общепита);
сервис: парикмахерские, салоны красоты, мастерские по ремонту и т.д.;
детские образовательные учреждения;
места для отдыха, в том числе — активного;
площадки для игр и занятий спортом;
досуговые центры.
Также важно, чтобы пешеходные зоны, дворы и места, где играют дети, были оборудованы системой видеонаблюдения: тогда родители смогут не беспокоиться об их безопасности.
Поблизости обязательно должны быть парки или скверы. Дом, даже если он сверхтехнологичный, не будет уютным, если рядом нет зелёной зоны. Дети должны много гулять, дышать чистым воздухом и получать эстетическое удовольствие от пребывания на природе. Так они чувствуют себя счастливыми, спокойными и расслабленными, у них появляется больше сил для учёбы.
Топ-3 жилых комплекса для семей с детьми
Премиальный жилой кластер «Родина Парк» на Кутузовском проспекте. Это очень необычный даже для Москвы проект от Группы «Родина», который сочетает в себе несколько планировочных решений. На выбор предлагаются жилые квартиры клубные дома и таунхаусы.
Для этого ЖК характерна многоуровневая инфраструктура, в которой имеются не только парковки и ритейл, но и такие оригинальные решения, как модуль здоровья, центр детского творчества и развития и медиа-кластер. Последний представляет собой полноценную экосистему для подготовки кадров в сфере шоу-бизнеса.
К услугам жителей комплекса — школы, детские сады и поликлиники, а также 4 вуза, среди которых знаменитый МГИМО.
Другой жилой кластер «Родина Переделкино» от Группы «Родина» находится в ста метрах от метро «Ново-Переделкино». Как и предыдущий проект, он интересен своими необычными архитектурными решениями.
Пять жилых высоток установлены на двухуровневом цоколе, где размещаются магазины, кафе, пекарни и рестораны. Офисный центр служит точкой притяжения. Но самый интересный элемент этого ЖК — кибер-арена с панорамным кинотеатром, игровым клубом и творческими аудиториями, куда могут приходить родители вместе с детьми.
Жилой кластер «Союз» от Группы «Родина» — это шесть многоэтажных домов премиум-класса с огромной придомовой территорией, где расположены футбольные поля, теннисные корты, волейбольные и баскетбольные площадки. Есть также места для занятий йогой, воркаут, площадки для пикника, ресторан и японский сад. Жильцы ЖК могут заниматься 20 видами спорта на своё усмотрение.
Конечно, не обошлось без магазинов спортивной экипировки и спортинвентаря. Но главной фишкой проекта является первый в России центр биохакинга. Это — передовое направление медицины, направленное на улучшение здоровья и функциональности человеческого организма.