Чек-лист ведения и закрытия проектов для менеджеров веб-студий: как не сорвать сроки и избежать факапов

Привет, это Коля — CEO студии GRCH! Представьте: пятница, вечер, вы закрываете ноутбук и идете отдыхать. Но тут раздается звонок: клиент требует срочных правок, разработчики спорят из-за ТЗ, а сроки уже не просто поджимают — они в огне. Узнали себя?

Если вы IT-менеджер, то знаете, что без четкого процесса проект может легко выйти из-под контроля. Чтобы избежать таких проблем, мы в GRCH разработали чек-лист ведения и закрытия проектов. В этой статье разберем каждый пункт, а если вам лень читать, листайте вниз и смотрите скринкаст, где проджект-директор GRCH все подробно объясняет.

Чек-лист ведения и закрытия проектов для менеджеров веб-студий: как не сорвать сроки и избежать факапов

Зачем нужен чек-лист ведения и закрытия проектов

Чтобы избежать хаоса, мы в GRCH разработали чек-лист ведения и закрытия проектов. Он помогает:

  • Фиксировать все договоренности и защищаться от внезапных «а я просил по-другому».

  • Следить за статусом задач, не терять баги и держать клиента довольным.

  • Закрывать проекты правильно и даже находить точки для апсейла.

  • Контролировать сроки и финансы, чтобы проект не уходил в минус.

Каждый менеджер ведет свой файл в Google Таблицах, где фиксирует информацию по проекту. Потом все файлы объединяются в одну сводную таблицу, чтобы я и другие руководители могли видеть картину в целом.

Что делают менеджеры:

  • Указывают название проекта и его статус.

  • Заполняют чек-лист с ключевыми артефактами.

  • Актуализируют все данные по мере продвижения проекта.

С помощью чек-листа мы знаем, что происходит с проектом, и не тратим время на поиски информации
С помощью чек-листа мы знаем, что происходит с проектом, и не тратим время на поиски информации

Дальше разберу детально каждый пункт.

1. Бриф и коммерческое предложение

Перед началом работ важно зафиксировать ожидания клиента. Для этого мы:

  • Заполняем бриф, где прописываем, что хочет клиент.

  • В коммерческом предложении указываем детали, нюансы и границы ответственности.

  • Фиксируем все договоренности, чтобы при необходимости можно было вернуться к ним.

Если клиент в середине проекта говорит: «Я же просил анимации!», менеджеры просто открывают бриф и показывают, что на старте речь об этом не шла.

Чек-лист ведения и закрытия проектов для менеджеров веб-студий: как не сорвать сроки и избежать факапов

2. Смета и экономика проекта

Финансовый файл помогает:

  • Контролировать доходы и расходы.

  • Следить за маржинальностью.

  • Реагировать, если проект выходит в минус.

Если проект недоходный, менеджер должен вовремя предложить решения, чтобы исправить ситуацию. Это одна из главных метрик для проджекта, поэтому важно, чтобы он вел финансовый файл по каждому проекту.

Чек-лист ведения и закрытия проектов для менеджеров веб-студий: как не сорвать сроки и избежать факапов

3. Тайминг и roadmap

Здесь все просто: если нет четкого расписания работы, сроки проекта могут затянуться. Чтобы этого избежать, менеджеры фиксируют:

  • Основные этапы и дедлайны.

  • Кто за что отвечает.

  • Контрольные точки — если сроки начинают сдвигаться, сразу ищем причину и корректируем план.

Чек-лист ведения и закрытия проектов для менеджеров веб-студий: как не сорвать сроки и избежать факапов

4. Таблица страницы и сущности

Эта Google Таблица помогает спроектировать админку:

  • Менеджер описывает, какие блоки и элементы должны быть в проекте, а еще как они динамически управляются.

  • Бэкенд-разработчики детализируют настройки и сущности: как будет выглядеть админка, какие у нее должны быть настройки. То есть детально раскладывает то первоначальное описание, которое задал менеджер в таблице страницы.

В итоге формируется база для удобной админки. Если клиент хочет редактировать баннеры на сайте, в этом файле должно быть четко прописано, как это реализовать.

Чек-лист ведения и закрытия проектов для менеджеров веб-студий: как не сорвать сроки и избежать факапов

5. Техническое задание — ТЗ

Важно зафиксировать ожидания клиента и команды, чтобы не было разночтений:

  • Описываем, что и как будем разрабатывать.

  • Согласовываем с клиентом.

  • Используем как защиту от перерасходов в Fixed Price проектах.

Если нет ТЗ, считайте, что клиент всегда прав. Даже если он передумает 10 раз.

Чек-лист ведения и закрытия проектов для менеджеров веб-студий: как не сорвать сроки и избежать факапов

6. Дизайн-макет

Мы в GRCH используем отдельные чек-листы, чтобы проверять дизайн-макеты. Они помогают дизайнерам создавать макеты, которые легко адаптируются в разработку и не вызывают проблем на следующих этапах. Если вы часто сталкиваетесь с такими задачами, забирайте один из наших материалов — гайд «Как готовить макеты к верстке и экономить на техническом дизайне».

Чек-лист ведения и закрытия проектов для менеджеров веб-студий: как не сорвать сроки и избежать факапов

7. Проверка верстки дизайнером

Этот пункт в чек-листе мы ввели после нескольких случаев, когда макет выглядел красиво, но его разработка оказывалась слишком сложной и дорогой. Иногда дизайнеры не учитывали сложность верстки и их дизайн-решений, например, могли накинуть слишком сложные анимации или использовать в макете нестандартные элементы, а это приводило к перерасходу бюджета.

Чтобы этого избежать, ввели регламент по синхронизации между разработчиками и дизайнерами. Теперь они совместно проверяют:

  • Насколько реалистично воплотить макет в жизнь.

  • Совпадает ли сложность реализации с изначальной оценкой.

  • Не выходит ли проект за рамки бюджета и сроков.

Это особенно важно для проектов с фиксированной стоимостью, Fixed Price, так как помогает избежать неожиданных затрат и переработок.

Чек-лист ведения и закрытия проектов для менеджеров веб-студий: как не сорвать сроки и избежать факапов

8. WIKI проекта

Эта документация нужна, чтобы новый разработчик, техдиректор или девопс могли быстро разобраться в проекте, и вся важная информация не терялась. Для этого у нас в GRCH есть два типа документации:

Вики — это база знаний по направлениям. Там собраны регламенты, процессы, лучшие практики, которые помогают команде работать быстрее и эффективнее. Это своего рода онбординг для новых сотрудников — заходишь и сразу понимаешь, как устроена работа.

Что там можно найти — вот несколько примеров:

  • как работать с Git;

  • как готовить дизайн к разработке;

  • как правильно верстать email-рассылки.

Каждый специалист ведет вики по своему направлению. Если кто-то глубоко погружен, например, в работу с email-версткой или API-интеграциями, он фиксирует наработки, чтобы ими могли пользоваться коллеги.

README проекта — это уже документация под конкретный проект, которую оформляет разработчик. Она помогает быстро разобраться в его устройстве и развернуть среду.

Что включает README:

  • Какие технологии и библиотеки используются.

  • Как развернуть проект локально и на проде — порядок действий, команды.

  • Сложности проекта, узкие места и важные нюансы.

  • Где лежат тестовые данные и как ими пользоваться.

  • Как устроены интеграции с внешними сервисами, если они есть.

README — первая точка входа для любого нового разработчика. Если кто-то подключается к проекту или принимает его в поддержку, он должен получить все ответы в одном месте, а не выискивать их по чатам.

Чек-лист ведения и закрытия проектов для менеджеров веб-студий: как не сорвать сроки и избежать факапов

9. Баг-репорт

В Google Таблицах со вшитым скриптом ведем список багов по проекту:

Чек-лист ведения и закрытия проектов для менеджеров веб-студий: как не сорвать сроки и избежать факапов

У каждого репорта есть столбцы, которые заполняются самостоятельно:

  • ожидаемый/фактический результат;

  • скриншоты;

  • окружение;

  • шаги;

  • столбцы с комментариями для QA, разработчиков и менеджеров — по желанию;

  • дата — проставляется автоматически;

  • столбцы с раскрывающимися списками — статус, критичность, исполнитель, приоритет, суть.

Баги фиксируем сразу, иначе они накапливаются, и потом сложнее работать.

Чек-лист ведения и закрытия проектов для менеджеров веб-студий: как не сорвать сроки и избежать факапов

10. Проведение ретроспективы

Чтобы каждый новый проект был лучше предыдущего, после завершения проекта или важного этапа проводим ретро:

  • Обсуждаем, что получилось хорошо, а что можно улучшить.

  • Разбираем ошибки и находим решения.

  • Получаем фидбэк от клиента.

В чек-лист прикладываем ссылку на документ по ретроспективе. Для этого у нас есть готовый шаблон ретро, в котором содержатся:

  • Регламент проведения ретроспективы.

  • Карточки, которые заполняют все участники проекта.

  • Отдельная карточка с проблемами и решениями.

Это помогает команде фиксировать ошибки, улучшать процессы и не наступать на те же грабли в будущем.

Чек-лист ведения и закрытия проектов для менеджеров веб-студий: как не сорвать сроки и избежать факапов

11. Предложение по развитию — апсейл

После завершения проекта мы в GRCH не забываем про клиента: собираемся с командой и думаем, что еще можем ему предложить и как можем быть полезны. Например, внедрить дополнительный функционал или пересмотреть сценарий оформления заказа, чтобы повысить конверсию.

Предложения по развитию проекта оформляем в виде документа, например, в виде презентации, и ревьюим раз в месяц. То есть созваниваемся с менеджерами, проходимся по проектам и думаем, что еще можем предложить клиентам или партнерам.

Апсейл, кстати, — это не только про деньги, но и про долгосрочные отношения с клиентом.

Чек-лист ведения и закрытия проектов для менеджеров веб-студий: как не сорвать сроки и избежать факапов

12. Сбор отзывов

Отзывы помогают формировать доверие и привлекать новых клиентов, поэтому важно собирать их в одном месте, чтобы они не терялись. Мы запрашиваем их у клиентов после того, как завершим проект, чтобы потом использовать в маркетинговых материалах: в соцсетях и на других площадках, например, когда публикуем кейс на WorkSpace.

Чек-лист ведения и закрытия проектов для менеджеров веб-студий: как не сорвать сроки и избежать факапов

13. Проверка NDA

Эта колонка для контент-менеджеров и маркетологов. Перед тем как начать работать над кейсом, они проверяют:

  • Можно ли рассказывать о проекте.

  • Какие детали можно раскрывать.

  • Нет ли ограничений от клиента.

Очень важно системно собирать такие данные. Ошибка может обойтись дорого: если публиковать кейс о проекте, который был под NDA, можно получить штраф и испортить отношения с клиентом.

Чек-лист ведения и закрытия проектов для менеджеров веб-студий: как не сорвать сроки и избежать факапов

14. Текстовый кейс

Этот пункт внедрил наш контент-маркетолог. В чем суть: хороший кейс можно написать только с помощью людей, которые напрямую работают над проектом. Чаще всего это менеджеры — они погружены в проект, знают все факапы. Иногда приходится дополнительно привлекать дизайнеров или разработчиков, чтобы узнать какие-то детали.

Менеджер пишет базу для кейса, то есть собирает всю фактуру в один файлик. А редактор, если нужно, задает дополнительные вопросы, превращает это в крутой материал и размещает на площадках, например, в Телеграме или на VC.

Кстати, для менеджеров такая работа полезна еще и тем, что пока они собирают материал для кейса, то вспоминают о проекте, об ошибках. Таким образом, рефлексируют, понимают, что и где можно было сделать по-другому, поэтому растут как профессионалы и в следующих проектах работают еще лучше.

Чек-лист ведения и закрытия проектов для менеджеров веб-студий: как не сорвать сроки и избежать факапов

15. Финансовая часть и документация

После завершения проекта:

  • Закрываем все платежи.

  • Собираем и архивируем документацию.

  • Проверяем, нет ли незакрытых обязательств.

Чек-лист ведения и закрытия проектов для менеджеров веб-студий: как не сорвать сроки и избежать факапов

16. Анкета NPS — оценка удовлетворенности клиента

Отправляем клиенту опрос, чтобы понять:

  • Насколько он доволен работой.

  • Какие были проблемы.

  • Готов ли он рекомендовать нас.

В краткосрочных проектах просим заполнить анкету сразу после того, как проект завершится. А если это долгосрочный проект — запрашиваем фидбэк раз в два месяца.

Чек-лист ведения и закрытия проектов для менеджеров веб-студий: как не сорвать сроки и избежать факапов

Скринкаст: чек-л��ст ведения и закрытия проектов

Никита Бакланов, проектный директор в GRCH, подробно объясняет каждый пункт чек-листа →

Менеджеры в GRCH используют этот чек-лист в каждом проекте, и он действительно работает. Если хотите управлять клиентскими задачами без стресса и путаницы, попробуйте внедрить его в свою работу.

Если у вас есть идеи, как можно улучшить чек-лист — пишите в комментариях. А еще делитесь, был ли он полезен для вас, мне интересно послушать обратную связь →

5
4 комментария