Топ-3 сомнительные причины отказа соискателям: когда лучше оставить свое мнение при себе

Неверно интерпретированные бизнес-книги и вкусовщина, которая демотивирует

Изображение создано при помощи нейросети Chad AI.
Изображение создано при помощи нейросети Chad AI.

За 5 лет своего опыта на рынке труда я точно знаю — потенциальные работодатели не возвращаются к тебе, если приняли решение отказать. Раньше меня задевал такой подход: я тратила время на общение с компанией, поэтому хотела элементарного уважения и обоснования отказа.

Но в 2025 году я отметила обратный тренд: 90% компаний возвращаются ко мне с объяснением в случае отказа с их стороны. Чаще всего это понятные и логичные причины из серии «был кандидат с опытом из нашей сферы» или «выбрали специалиста с нужными нам навыками и кейсами». Для меня это значит лишь то, что в этой гонке были более конкурентные соперники на позицию.

Я хотела более прикладной обратной связи: вдруг уже смогу что-то скорректировать в своем поведении или речи на следующих собеседованиях. И столкнулась с несколькими случаями, когда ко мне вернулись с якобы полезным фидбеком — и лучше бы мне его не передавали. После этого одну компанию я записала для себя в черный список, а другие теперь имею в виду на будущее.

Делюсь тремя случаями, когда мне давали субъективную, сомнительную, и как следствие деструктивную обратную связь.

Причина №1. Недостаточно насмотренности и жизненного опыта

Приз за токсичность получил работодатель, который дал такую обратную связь. Он и отправился в мой черный список. Я проходила отбор на позицию спичрайтера, по которой, конечно, нанимающий менеджер может принимать решение по своей симпатии к стилю письма соискателя. Но мне хочется верить, что не настолько.

Такая обратная связь не несет пользы, а демотивирует. Неизвестно, какая степень насмотренности (если ее вообще можно измерить) должна быть приемлемой, и какой, прощу прощения, жизненный опыт. Если речь идет о возрасте, то он указан в резюме — работодатель его знал, а отказал мне уже после общения на втором этапе. Если речь о другом, то я даже боюсь спросить, о чем именно.

Я долго думала даже не над тем, почему автор фидбека сказал так (здесь много предположений), а почему HR-специалист решил, что это нормально — дать кандидату такую обратную связь.

Дорогие HR-специалисты, пожалуйста, не передавайте подобную обратную связь от нанимающего менеджера вашим соискателям. Вы разрушите репутацию работодателя, а это может негативно аукнуться компании в будущем.

P. S. примечательно, что через пару дней после случившегося я узнала еще одну негативную историю, связанную с этим работодателем. Человек проходил отбор в эту компанию в 2015 году. Корпоративную культуру они так и не пересмотрели.

Причина №2. Не хватило структурности: выделения главного и четкости ответов

Структурность — сложный термин, который каждый понимает по-своему. Я сталкивалась с людьми, которые называли меня и структурным человеком с хорошим аналитическим стеком, и творческой личностью с разрозненными идеями. Ответ, который я получила от работодателя, скорее похож на второй случай. Но что человек имел в виду на самом деле — неизвестно. Возможности уточнить этот момент в переписке с HR-специалистом не было.

Складывается ощущение, что компании сейчас упражняются в фидбеках; сотрудники читают бизнес-книги и интерпретируют важность обратной связи для постоянного саморазвития на свой лад. Уверена, что передавая свое мнение в подобном ключе нанимающие менеджеры думают, что делают большое дело и помогают соискателям в работе над собой. Но применяют они этот подход без особой надобности.

Такая обратная связь мне ничем не помогла. Я лишь загрузила голову, пытаясь расшифровать значение этих слов. Зато сделала вывод о компании работодателя: скорее всего, это токсичное место — в таком случае хорошо, что нам оказалось не по пути.

Причина №3: Не хватает жесткости

Когда соискатель проходит фильтрацию работодателя по профессиональным навыкам и опыту, в ход идут софт скиллы. Это навыки, связанные с умением общаться, убеждать и решать конфликтные ситуации. И тут начинается самое интересное.

В прошлом году СМИ сообщали, например, что 40% руководителей стали обращать внимание на софт-навыки IT-специалистов. Я не разработчик, но вижу, что тренд распространился и на сферу маркетинга.

Всегда считала себя продвинутой в софт скиллах, и мне редко давали комментарии об этом. Но обратную связь про недостаток жесткости от работодателей я получила уже дважды — сложно сказать, полезна ли она для меня, но задуматься стоит.

Тема о навыках поведения и общения на работе широкая, и потянет на несколько статей. Буду рада, если вы оставите свое мнение о софт скиллах в вашей профессии в комментариях.

Нужна ли вообще обратная связь при отказе

Обратная связь при отказе — хороший инструмент закончить общение по вакансии с кандидатом на позитивной ноте. Особенно если на это есть логичные причины: несоответствие его опыта и навыков позиции и подобное. Если компания отказала из-за личных оценочных суждений менеджера, то лучше не раскрывать причину в принципе. Даже если соискатель сам об этом просит. Это будет честно, и сохранит почву для будущего плодотворного общения.

На скриншоте — хороший пример честной обратной связи. Она оставляет приятное впечатление о компании и желание в будущем вернуться к разговору.

Пример правильной обратной связи при отказе. Главная цель — сохранить позитивный опыт общения для будущих проектов. 
Пример правильной обратной связи при отказе. Главная цель — сохранить позитивный опыт общения для будущих проектов. 

В своей личной и профессиональной жизни я пришла к выводу не давать обратной связи о людях, если меня об этом не просят. Особенно, если это не близкий мне человек. А если мнение еще и негативное, то я тем более не хочу демотивировать человека своими словами.

А как вы относитесь к обратной связи от потенциальных работодателей? А в трудовых буднях? В личной жизни? Пожалуйста, поделитесь своими историями и мнением в комментариях 🙂

Ближайшие темы блога (подписывайтесь, если они нужны):
— Тестовые задания: делать нельзя отказываться
— Что делать, когда работодатель вынуждает менять квалификацию. Кейс

2
3 комментария