Как сервисы по сбору позиций обманывают пользователей: XML-выдача vs реальность

Стало интересно узнать в 2025 году, насколько сильные отличия XML-выдачи от реальной. Ведь 99% сервисов используют ненастоящую (XML) выдачу.

Как сервисы по сбору позиций обманывают пользователей: XML-выдача vs реальность

Из статьи вы получите ответы на вопросы:

1. Как получить 100% точные позиции
2. Насколько отличается xml и живая выдача
3. Стоит ли использовать xml-выдачу
4. Какие сервисы самые достоверные при сборе позиций

Из опроса знакомых, клиентов и профильных чатов образовался факт: подавляющее большинство даже не знает о формате XML-выдачи.

А ещё меньше знают, что 99% сервисов используют именно XML-выдачу, которая отличается от настоящей (живой). Кто этот 1% — будет в сравнительной таблице ниже.

* в <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftoolzar.ru%2F%3Futm_source%3Dvc.ru%26amp%3Butm_medium%3Dorganic%26amp%3Butm_campaign%3Dxml%26amp%3Butm_content%3Dtable&postId=1889439" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Toolzar.ru</a> можно сравнить живую с xml и собрать отдельно каждую.
* в Toolzar.ru можно сравнить живую с xml и собрать отдельно каждую.

Что же такое XML, надо обозначить, чтобы общаться в одном контексте.

XML-выдача — это специальный формат данных, который Яндекс предоставляет через API для разработчиков. Она содержит упрощённую информацию о результатах поиска, но не учитывает ключевые факторы, влияющие на реальную выдачу:

  • Персонализацию (историю поиска, регион, устройство).
  • Динамические элементы (быстрые ответы, карусели, рекламу).
  • Актуальные алгоритмы ранжирования (XML часто обновляется реже).

Сервисы, использующие XML, экономят ресурсы: парсить такие данные проще и дешевле. Но цена этой экономии — ложная картина ваших позиций (аналитики).

А вот насколько она «ложная» (недостоверная), определим из исследования ниже, которое провёл в конце марта 2025 года (с 17 по 25 число).

В сети нашёл два старых источника с цифрами. В 2013 году от Деваки говорится, что отличия в коммерции всего 7–9%. А в 2016 году на Хабре — уже 25%.

Но существенным минусом является парсинг живой выдачи. Я же решил пойти дальше и перепроверять каждый запрос 10 разными людьми из одного региона — Москва. Единственный недочёт — это всего 12 запросов, по 3 на каждую из 4 ниш.

Выбрал их тоже неспроста:

1. Сайт плотно стоит в топ
2. Болтается в топ-10
3. Разные позиции с 1-30
4. Конкурентная ниша окна (волатильна?)

Из нюансов: на каждый сайт влияют ПФ (поведенческие факторы).

Всё это растянулось на неделю, так как были трудности с поиском исполнителей и проверкой их местоположения, которое решалось чеком из сервиса по IP.

В выборке были не SEO-шники, а случайные люди из разных буксов.

Вводную выдал — приступаем к разбору исследования. Дам пояснения по полученной таблице с результатами.

Как сервисы по сбору позиций обманывают пользователей: XML-выдача vs реальность

Слева — 12 коммерческих запросов, разбитых на гипотезы.

Каждый сайт взят под гипотезу (жёлтым слева над запросами).

Произвёл начальные замеры 18 и 19 числа, чтобы зафиксировать начальную точку.

Далее столбцы — это 10 человек из Москвы.

11-й человек — из СПб, о нём чуть позже.

Сбор производился с 20 по 25.03.2025.

На каждый сайт влияют ПФ (поведенческие факторы).

Плюс дополнительно для 3 фраз, которые за топ-10 (не на 1-й странице Яндекса), пользователи просматривали 2-ю страницу.

А теперь самое интересное. Что значит «нет» и почему так много их? «Нет» — это «не найден», даже в топ-20 по 3 фразам.

У 2-й гипотезы (5-6-7) собирали в одну дату — там сайт действительно сильно просел по XML. Потому данные можно считать достоверными.

1-й и 2-й сайты (гипотезы) отличаются от 3-го и 4-го. Поначалу подумал, что причина в оптимизации сайта, но, изучив старые данные до ПФ, видно, что они тоже были близко к топ-10. Ниже будет ответ, почему такая разница (в блоке «Факты»).

Интересные факты из анализа выдачи от пользователей.

Выдача не топ-10, а топ-13 по запросам, которые относятся больше к смешанному интенту (т.е частично информационные).

У пользователей различаются контекстные блоки: у кого-то их нет сверху или меньше, а у кого-то все 4 блока. Что, собственно, влияет на кликабельность.

Волатильность у каждого пользователя.

Даже примерно в одно время у каждого пользователя сайт на разных позициях. Погрешность довольно высокая, к примеру: 5 и 9 место, 9 и 6 место, 3 и 6.

Разные блоки колдунщиков.

Колдунщики (блоки, дополняющие выдачу) отличаются даже на выборке из 11 пользователей. У кого-то выводятся цены, у кого-то быстрые ответы, у других — видео-блок, сервисы Яндекса. При этом эти блоки вставляются в разных местах.

Там, где сильно крутят ПФ – сильная волатильность. 3 и 4 гипотеза.

То есть внутри топ-10 сайты у 11 пользователей в принципе разные (выдача сильно отличается).
Видимо, из-за постоянной перебивки друг друга сайты скачут, причём очень сильно.
Дополнительно: 3-я и 4-я ниши — с жёсткой конкуренцией по ПФ. В 3-й сидят лидгенщики (вебмастера), в 4-й — компании с бюджетами.

Примечательный факт: 8-й, 9-й и 10-й человек попали на накрутку уже другого человека у сайта 4-й гипотезы, и сайт по XML подрос получше. 3-й сайт тоже в это время подрос. Там выросла медиана, потому, видимо, сайт стабилизировался и частично начал показываться пользователям.

А что насчёт 11-го человека из СПб? Это, по сути, ты, читатель, который меняет регион, включает инкогнито. И, как видим, различия незначительны, но есть допустимая погрешность.

То есть проверили дополнительную гипотезу: если самому проверять — будет ли это достоверно?

Ответ не 100% достоверный: да, и если вы не находите сайт, значит, его там нет, несмотря на то что показывает XML-выдача. (Тут было бы здорово проверить ещё на 10 человек.)

Руками конечно так проверять мучительно долго, но как видим по таблице сервисов это можно сделать в toolzar.ru

Скоро в toolzar.ru сделаем возможность собирать первые 3 страницы (топ-30), чтобы снизить стоимость до 3 копеек за фразу. Так как всё, что дальше топ-30, имеет простой ответ для SEO: страница плохо базово оптимизирована.

Выводы
Отвечая на вопросы в начале статьи
1. Как получить 100% точные позиции.
Ответ: никак, она всегда будет отличаться хоть на 1 и более позицию.
2. Насколько отличается xml и живая выдача
Ответ: 30% - это довольно существенно. (исключая 3 и 4 ниши, где сильно крутят ПФ, там различия колоссальные)
3. Стоит ли использовать xml выдачу
Ответ: да, в SEO нужно понимать тренд динамики позиции. Жирный плюс – в 10 раз дешевле.
4. Какие сервисы самые достоверные при сборе позиций
Ответ:
seowork.ru – собирает только топ-30 живую выдачу.
toolzar.ru — где можно собрать обе и сравнить или по отдельности. Плюс сбор можно производить несколько раз в день для отслеживания средней позиции.

У меня самого остался один вопрос!
Готовы ли люди платить дороже, чем за XML, за более точные данные или нет?

В телеграмм канале у себя сделал голосование. Если тебе нужны точные данные по позициям – голосуй за вариант, мы сделаем!

Решения у меня пока 5, как сделать данные точнее:

1. Перепроверять живой выдачей топ-30, а не топ-100, что сэкономит деньги.

2. Собирать только топ-30, что по стоимости будет как XML (так делает Seowork, но там аудитория — профи и понимают это).

3. Перепроверять несколько раз в течение дня и выводить среднее — как делает Вебмастер по своим данным.

4. По запросам, которые сильно поменяли позицию, — перепроверять повторно.

5. Подтягивать данные с Вебмастера, но там не все запросы есть.

Это исследование готовилось больше недели.
На написание статьи для тебя – ушло 6 часов.

Поддержи лайком или оставь комментарий, чтобы поднять охваты и её увидело больше людей - тем самым выразишь "спасибо".

3
4 комментария