Shar — сервис бартерного обмена между локальными бизнесами и микроинфлюенсерами
Как мы разрабатывали, запускали и продвигали новый сервис на рынке influencer-маркетинга. Каких результатов добились, с какими проблемами столкнулись, что планируем на будущее.
Как родилась идея
Я 6 лет руковожу SMM-агентством Little Big Agency. Кроме этого, у нас с женой 2 года успешно развивается fashion-бренд тату-перчаток Glove.me.
Последние пару лет мне не давал покоя один часто встречающийся процесс взаимодействия микроблогеров с бизнесами.
С одной стороны, блогеры постоянно пишут в Инстаграм компаниям неудобные запросы – предлагают сотрудничество по бартеру. Да-да, например, нам в Glove.me сейчас приходят по 3-4 запроса в день, все хотят тату-перчатки в обмен на пост или сториз:
С другой стороны, бизнесы пытаются выманить посты у инфлюенсеров – наверняка вы все видели объявления в кофейнях типа «чашка кофе бесплатно в обмен на пост и отзыв в Инстаграм».
И вот около года назад у меня родилась идея диджитализировать и упростить этот процесс, сделать его более удобным для всех участников. Мою идею поддержал и дополнил мой партнер по бизнесу агентства Вася Богданов.
Мы приступили к её проработке.
Как мы изучали рынок и формировали позиционирование
Для начала мы посмотрели на объемы рынка, актуальные тренды и конкурентов.
Большинство исследований говорили о невероятном росте рынка блогеров в России и акцентировали внимание именно на микроинфлюенсерах.
"Под пятой властью эксперты подразумевают в первую очередь блогеров и инфлюенс-маркетинг в целом. По оценкам, объем этого сегмента рынка в России в 2019 году составит 20 миллиардов рублей.
Причем ставку делают не только на знаменитостей, а также на микро- и нано-инфлюенсеров: их советам подписчики доверяют больше".
(С) The Village
Мы рассмотрели сотни различных российских и зарубежных influencer-платформ.
Суть практически всех из них сводится скорее к подбору блогеров, аналитике и менеджменту блогерских кампаний, а не к упрощению и диджитализации прямого бартерного обмена между микроинфлюенсерами и бизнесами.
Акцента именно на простом бартерном обмене не делал практически никто, тем более в России.
После этих изучений и размышлений у нас появилась следующая концепция и позиционирование нашего сервиса:
То есть сервис с одной стороны является биржей блогеров и конкурирует с ними.
С другой стороны, это похоже на купонные сервисы нового типа – где ориентация идет не на скидку, а на бесплатный товар или услугу в обмен на социальный капитал пользователей.
С третьей стороны, мы хотим стать эдаким развлекательным lifestyle-приложением типа Афиши.
Блогер просыпается утром, открывает приложение, выбирает прямо на карте интересные ему предложения от компаний поблизости. Решает, чем же ему сегодня заняться: пойти в кино, ресторан или получить новую футболку в модном шоуруме. И все это бесплатно – в обмен на посты в его социальных сетях. Проблема «что же сегодня выложить в Инстаграм» тоже отпадает.
Как нам повезло с командой
После того, как мы изучили рынок и сформировали позиционирование, начался этап просчета и оценки, составления бизнес-плана. На этом этапе произошла очень интересная история.
В какой-то момент я обратился к знакомому владельцу веб-студии для оценки разработки фирстиля и лэндингов, изложил ему суть сервиса и примерное ТЗ. И он сказал мне: Погоди-ка, мы же несколько месяцев назад делали фирстиль и сайты для такого же сервиса!"
Оказалось, что идея такого сервиса пришла не только нам. Такое вот невероятное совпадение.: )
На российском рынке есть команда, которая уже несколько месяцев занималась разработкой точно такого же проекта.
Мы познакомились с ними и присоединились к стартапу SHAR уже ближе к финальной стадии разработки.
Сейчас наша команда выглядит так:
Артём Толкачев – стратегический инвестор, основатель компании «Толкачев и Партнеры», бывший партнер в компании Deloitte;
Владислав Комиссаров – технический директор, руководил разработкой продукта СПАРК в компании «Интерфакс»;
Антон Кожевников – менеджер по продукту, в прошлом руководитель проектов в ГК «Цифровой Октябрь;
Максим Юрин и Василий Богданов – основатели SMM-агентства Little Big Agency (ТОП-5 в России по версии Tagline), отвечают за маркетинг и стратегию развития.
Что представляет из себя SHAR сейчас
Cервис работает следующим образом.
Представитель бизнеса регистрируется на сайте, заполняет информацию о компании и выкладывает предложение для блогеров. Это может быть бесплатная чашка кофе в обмен на stories в Instagram или футболка за пост в ленте. Предложение становится доступным блогерам в мобильном приложении SHAR.
Блогер скачивает мобильное приложение, подключает свой Instagram-аккаунт. После проверки модератором ему становятся доступны предложения от бизнесов. Блогер выбирает интересующее предложение на карте или из списка, подаёт заявку на выполнение задания.
Представитель бизнеса одобряет заявку. Блогер получает товар или услугу, выкладывает контент в Instagram. Бизнес принимает работу.
Технически вся экосистема нашего сервиса состоит из пяти основных компонентов:
1) GraphQL API с использованием фреймворка Laminas и баз данных PostgreSQL.
2) Мобильное приложение SHAR APP под iOS на Swift (разрабатывала студия CleverPumpkin). Существует в двух версиях:
1. Основное приложение для блогеров, где они просматривают предложения от бизнесов, взаимодействуют с ними, принимают заявки и выкладывают отчеты.
2. Версия моб. приложения для представителей бизнеса, где они могут удобно просматривать и модерировать заявки блогеров, принимать результаты их работы.
3) Сайт Shar-app.ru с админ. панелью для наших редакторов, модераторов и аналитиков, а также с интерфейсом для представителей бизнеса, где они заполняют информацию о компании, создают предложения для блогеров, смотрят статистику и отчеты.
4) Хранилище данных всех пользователей сервиса – база даных со всеми метриками и информацией о блогерах и бизнесах.
5) Система сбора данных о блогерах – робот, который собирает статистику Instagram-аккаунтов, анализирует её и позволяет нам делать первичные выводы о качестве аккаунтов блогеров.
Как мы запустились. Первые результаты и проблемы
Мы запустились чуть больше трех недель назад, 26 ноября, в формате открытого бета-тестирования.
На первом этапе мы решили не вкладывать больших денег в рекламу и маркетинг:
– Написали посты о запуске в личных соцсетях основателей (самый популярный набрал 450+ лайков, 150+ комментариев).
– Разослали около 10 пресс-релизов в релевантные издания (4 издания опубликовали его).
– Запустили рекламные кампании на привлечение блогеров и бизнесов в Инстаграме на пару тысяч рублей в день.
Вот наши результатов за неполный месяц после запуска:
По ходу открытого тестирования мы выявили ряд проблем:
– Зарегистрировавшиеся бизнесы не всегда хорошо, понятно и подробно заполняют информацию о компании, описывают свое предложение для блогеров и механику его выполнения.
– Блогеры набирают много заявок, но не спешат с их выполнением.
– Бизнесы долго одобряют заявки от блогеров, забывают их просматривать.
Проанализировав эти проблемы и получив обратную связь от пользователей, мы приступили к доработку функциональности и UX приложения для блогеров и админ. панели для бизнесов. Прежде всего доработки направлены на упрощение процессов формирования предложений бизнесами и дальнейшего взаимодействия бизнесов с блогерами.
Кроме этого, мы наняли отдельного менеджера по работе с клиентами, который общается с представителями бизнеса (помогает им правильно заполнить предложения, напоминает о заявках) и с блогерами.
И наконец, разработали систему push-уведомлений в приложении, системы напоминаний в почте и мессенджерах, которые подталкивают обе стороны к успешному завершению сделки.
Что мы планируем делать дальше, что с монетизацией
После Нового года мы планируем выкатить новые версии приложения для блогеров и админ. панели для бизнесов, в которых будет значительно упрощена механика взаимодействия между ними. Сейчас все наши усилия направлены на то, чтобы увеличить конверсию в успешно завершенные сделки.
Далее мы планируем приступить к разработке Android-версии приложения, а также, к подключению дополнительных соцсетей (TikTok, VK).
Ну и, конечно, мы готовимся к более серьезному продвижению сервиса с помощью PR, контекстной и таргетированной рекламы, инфлюенсеров.
Еще 4-6 месяцев наш сервис будет полностью бесплатным для всех пользователей. Примерно через полгода мы собираемся вводить монетизацию сервиса. Прежде всего, платную подписку для представителей бизнеса. Далее дополнительные опции (например, рекламу и выделение в списке и на карте предложений от компаний).
Скачать iOS приложение для блогеров можно здесь (минимальное количество подписчиков 2000).
Оставить заявку на регистрацию бизнеса – здесь (сейчас мы работаем только с локальными московскими бизнесами и онлайн-компаниями, которые доставляют товары/услуги по всей России).
Мы будем рады обратной связи, пожеланиям, предложениям о партнерстве!