«Реклама и SEO-мусор испортили поисковики, теперь ChatGPT, Perplexity, Claude и даже собственный ИИ Google ищут информацию лучше»

Но «классический поиск» всё ещё может быть хорош — например, ��сли нужно найти конкретную страницу, считает старший обозреватель The Wall Street Journal Джоанна Стёрн.

Конспект материала издания.

Поиск в Google превратился в олимпийский вид спорта по уклонению от SEO-мусора, рекламы и кликбейта. Например, если спросить сервис, сколько стоит iPhone 16 Pro, в поисках ответа придётся проскроллить четыре рекламные ссылки, карусель с рекламой и блок раздела «Пользователи также спрашивают».

С чат-ботами та же операция выглядит так, будто у пользователя есть личный дворецкий для поиска. ChatGPT, Microsoft Copilot и Perplexity поддерживают поиск по интернету в режиме реального времени, генерируя ответы со ссылками. В марте 2025 года к ним присоединился Claude от Anthropic. Сама Google тестирует ИИ-режим внутри поисковика.

Когда ИИ справляется лучше

Вот некоторые из многих запросов, в которых чат-боты превосходят «старую школу»: покупки, люди, рецепты, инструкции, рекомендации фильмов, места для просмотра рекомендованных картин.

Но это не означает «смерть» синих ссылок, отмечает Стёрн, а скорее преображение: боты избавляют пользователя от «марафона кликов», но всё же предлагают ссылки на источники — те, по которым действительно захочется перейти.

Например, автор задала всем чат-ботам один и тот же вопрос: какой 3D-принтер стоимостью до $500 стоит купить семилетнему ребёнку:

  • ChatGPT показал список из пяти вариантов, каждый из которых сопровождался кратким описанием, изображением и ссылкой на источник.
  • Claude дал четыре варианта со множеством ссылок, в том числе на издание о технологиях Tom's Hardware и личный блог обозревателя 3D-принтеров.
  • У Perplexity была лучшая визуальная демонстрация: бот показал в том числе сравнительную таблицу с ценами и характеристиками трёх вариантов.
Источник: WSJ
  • Copilot предоставил два варианта со ссылками и предложил отслеживать цены.

  • Gemini 2.0 Flash, модель Google, перечислила лучшие варианты, но без ссылок. В экспериментальном ИИ-режиме в самом поисковике сервис показал тот же список из трёх вариантов — но с большей детализацией и ссылками.

Поиск в Google «старой школы» оказался именно тем, что и ожидалось: рекламные ссылки, продвигаемые продукты, ссылки на Best Buy и Amazon, видео на YouTube. Стёрн потребовалось несколько кликов, чтобы получить хотя бы несколько «заслуживающих доверия вариантов». К слову, поисковик Bing был «так же плох».

Результат поиска в Google — слева, результат ChatGPT — справа. Источник: WSJ
Результат поиска в Google — слева, результат ChatGPT — справа. Источник: WSJ

Журналистка не единственная, кто видит преимущества в «бот-шопинге». По данным Adobe Analytics, в феврале 2025 года трафик из источников в генеративных чат-ботах на сайты ритейлеров в США вырос на 1200% по сравнению с июлем 2024 года. В опросе, проведённом компанией среди 5000 потребителей в США, 39% респондентов уже использовали генеративный ИИ для онлайн-покупок, а 53% планируют сделать это в 2025-м.

Для некоторых запросов — например, когда первый день весны или финал сериала «Разделение» — достаточно первого ответа чат-бота. Для других — если нужно «покопаться в чьей-то биографии» или понять причину боли в спине — Стёрн переходит по ссылке на источник. Она отмечает: безоговорочно полагаться на чат-ботов всё ещё нельзя — хотя их «галлюцинации» и уменьшились, для запросов по действительно важным темам лучше перепроверять информацию.

Когда Google справляется лучше

Со ссылками на любые веб-страницы, которые пользователь уже знает — например, профиль актёра Адама Скотта на IMDb или «Боб из бухгалтерии на LinkedIn», считает автор. К тому же, Google по-прежнему превосходит ботов в показе точных карт, адресов и часов работы местных ресторанов и магазинов.

Сама компания знает, что искусственный интеллект — это будущее поиска, и внедряет множество ИИ-сервисов в свой поисковик, отмечает Стёрн. Например, там уже есть ИИ-сводки и экспериментальный ИИ-режим, который объединяет результаты поиска с ответами Gemini.

Ответ в экспериментальном ИИ-режиме поиска Google на запрос, какой 3D-принтер стоимостью до $500 стоит взять для семилетнего ребёнка. Источник: WSJ
Ответ в экспериментальном ИИ-режиме поиска Google на запрос, какой 3D-принтер стоимостью до $500 стоит взять для семилетнего ребёнка. Источник: WSJ

Отвечая на вопрос, зачем столько вариантов, вице-президент по продукту в Google Search Робби Стайн сказал обозревательнице, что для разных целей поиска нужен «разный опыт».

Что в итоге

Хотя Стёрн и выступает за смену устаревших методов поиска информации, сомнения насчёт чат-ботов у неё всё же есть. Главное в том, что они собирают ответы по всему интернету, но редко подталкивают обратиться к первоисточнику.

По словам Стайна из Google, пользователи переходят по ссылкам в результатах ИИ-поиска — просто реже это делают и тратят больше времени на «полезные» страницы.

Так что я призываю попробовать ИИ для поиска, если обещаете нажимать на ссылки, когда сможете. «Неправильного» бота выбрать невозможно. […] У Perplexity и ChatGPT есть расширения для браузеров Chrome и Edge, которые добавляют их ботов в строку поиска. Perplexity планирует запустить собственный браузер. На iOS или Android самый простой вариант — добавить предпочитаемое ИИ-приложение на домашний экран.

Джоанна Стёрн, старший обозреватель WSJ

Пользуетесь чат-ботами для поиска информации? Поделитесь своим опытом в комментариях.

27
3
2
1
1
114 комментариев