Как собирать метрики, чтобы повысить удовлетворенность пользователей “внутреннего” продукта. Часть 1.
То, что нельзя измерить нельзя улучшить. Питер Друкер
Кто я
Привет. Меня зовут Павел.
С 2012 года я управляю разработкой сложных IT-продуктов. SaaS B2B ERP и всё такое прочее :)
C конца 2023 года работаю руководителем цифровых проектов в компании Брусника и занимаюсь набором приложений для управления стройплощадкой. Ближайшие аналоги – Самолет 10D и iflat.io.
О чем этот текст и для кого
Я хочу рассказать о методике расчета индекса удовлетворенности потребителя (CSI). Как считать, на что обратить внимание и пример расчета.
Изначально, статья получилась объемной и поэтому решил разбить её на две части. В первой – теория, во второй – анализ данных на примерах.
Материал предназначен для людей, принимающих решения относительно запуска и развития продуктов. Это собственники, продакт менеджеры, продакт овнеры и маркетологи.
Изначально, и считал CSI иным способом, но меня он смущал тем, результаты представлялись некачественными и будто я что-то придумал самостоятельно. Произошло это из-за того, что я пропустил разведывательное тестирование и не оценивал вес каждого фактора для пользователя приложения.
Часть 1. Теория.
Введение
Перед началом разработки, в зависимости от практикуемой методологии мы собираем пользовательские истории (User Story Map) \ работ (Jobs To Be Done) \ фичей \ требований.
Для этого используем различные качественные исследования: User Research, CustDev, проблемные интервью и подобное.
После того как MVP прошло проверку, выросло в продукт и закончилась активная стадия развития качественные исследования перестают вносить значимый эффект и даже могут навредить продукту, когда мнение эксперта или исследуемого отличается от мнения большинства пользователей.
Теперь наступает время количественных исследований, которые опираются на метрики и прокси метрики. Замерили. Посмотрели и ищем решения так, где метрики проседают.
Тут у меня возник вопрос: Что делать если метрик нет и речь идет о продуктах для внутренних пользователей? Что стоит измерять и как правильно начать?
Сразу пришло на ум что нет смысла замерять NPS т.к. нет нужды собирать рекомендации пользователей для коллег. И то, что коммерческие метрики типа Churn Rate \ Retention Rate не подходят, т.к. количество пользователей не зависит от качества продукта.
Остаются верхнеуровневые скоринги:
- Customer Satisfaction Index (CSI),
- Customer Effort Score (CES),
- Customer Satisfaction Score (CSAT).
CSI измеряет уровень удовлетворенности пользователей по нескольким аспектам продукта, включая функциональность, надежность, поддержку и другие факторы.
CES оценивает, сколько усилий требуется пользователю для выполнения определенной задачи в приложении.
CSAT измеряет уровень удовлетворенности клиента по конкретным аспектам или моментам взаимодействия с продуктом. Обычно задается вопрос в формате "Насколько вы удовлетворены?
Выбрал CSI, как наиболее гибкий и доступный способ независимой оценки приложений по уровню удовлетворенность и доверия пользователей.
Удовлетворенные и довольные пользователи помогают нам честной обратной связью и в своих оценках показывают, какие именно параметры приложения проседают.
1. Этап “Определение параметров потребительского качества”
Как собирать CSI, чтобы не пропустить важное для пользователя
Субъективная потребительская оценка качества и работы приложения состоит из двух этапов:
- Этап 1 “Определение параметров потребительского качества”
- Этап 2 “Опрос респондентов”
1. Этап “Определение параметров потребительского качества”
Задача этапа ответить на вопрос “Какие параметры являются самыми важными”
Для этого выбираем те параметры приложения \ продукта, которые считаем важными.
Источниками параметров на этом этапе могут стать:
- Экспертное мнение сотрудников / руководителей, которые взаимодействуют с клиентами.
- Предварительное разведывательное исследование.
- Опрос экспертов отрасли.
Количество параметров от 10 до 15 наиболее значимых для данного сегмента / товара / компании
Обратите внимание, что параметры:
- Однозначно понимаются (на языке потребителя).
- Не конфликтуют между собой.
- Могут быть оценены шкалой.
- Не слишком общие, но и не слишком частные.
- Выражены коротко и емко.
- Имеют реальную ценность для потребителя.
2. Этап “Определение важности параметров”
Оцените важность параметров через предварительное разведывательное исследование. В зависимости от аудитории оно обычно содержит 5-7 вопросов. Это отборочные вопросы, чтобы понять, что “респондент соответствует” и три основных обязательных.
Вопрос 1. По каким параметрам (критериям) вы оцениваете наше приложение
Задаем, чтобы отобрать параметры, которые пользователя назвают чаще всего.
Вопрос 2. Оцените, в какой степени параметр важен лично для вас
- 5 — очень важен
- 4 — скорее важен
- 3 — нейтрально
- 2 — скорее не важен
- 1 — совсем не важен
Вопрос 3. Какой параметр является для вас САМЫМ важным?
Респондент может выбрать только один вариант ответа.
На этом с теорией заканчиваю. Во второй части будут расчеты.