4 шага работы с контрагентами перед заключением сделки
Каждая компания в процессе деятельности постоянно сотрудничает с различными предприятиями. Хорошо, если вы работаете с постоянными контрагентами, которые исправно оплачивают счета и не имеют проблем с оборотными средствами. Однако новые клиенты являются «лакомым кусочком» для большинства компаний, а многие руководители в погоне за прибылью теряют бдительность и легко соглашаются на заключение сделки, толком не проанализировав финансовую деятельность и деловую репутацию будущего контрагента.
Человеческий фактор и финансовые риски
С одной стороны, возможная «дебиторка» лучше, чем непроданная продукция или услуги. С другой - риск взаимодействия с фирмой-«однодневкой» или компанией с сомнительной репутацией, способен принести немало проблем, в точности, просроченную дебиторскую задолженность. Соответственно, важным моментом при работе с новыми контрагентами является предварительный анализ их финансовой деятельности и оценка риска банкротства.
Сама по себе проверка благонадежности контрагента является абстрактным понятием для многих компаний. Одним руководителям компании хватит мнения коммерческого директора, который голословно под свою ответственность подтвердит репутацию нового контрагента; другим – будет достаточно дать распоряжение бухгалтеру проверить будущего клиента через онлайн ресурсы по ИНН. При этом никто не будет заморачиваться тем, насколько глубоко проводилась подобная проверка, какие критерии оценки финансовой деятельности контрагента были центральными.
В данном случае, человеческий фактор, к сожалению, будет играть ключевую роль. Что ждет того бухгалтера или коммерческого директора после неудачной проверки? Максимум увольнение. Что ждет вас? Просроченная дебиторская задолженность, недостаток оборотных средств, проблемы с контролирующими органами и солидный удар по деловой репутации. Вот тогда и возникает вопрос о значимости глубокого и структурированного анализа деятельности нового контрагента перед заключением сделки.
Важно отметить, что проверка контрагента должна выполняться не секретарем, рядовым бухгалтером или менеджером по продажам, который привел этого клиента в компанию. Она должна проводиться по четкому алгоритму, а проводить ее должны лица, для которых сравнение оборотных средств и имеющейся «дебиторки» - не пустой звук.
Руководители, осознающие степень ответственности за принятое решение, понимающие, что данные о компании по ИНН из свободного доступа могут быть устаревшими, а информация об очередном судебном иске может не быть опубликованной вовремя. Соответственно, для полноценного анализа финансовой деятельности контрагентов перед заключением договора необходимо иметь для себя четкий алгоритм поиска информации, на которую стоит обратить пристальное внимание в процессе объективной оценки нового контрагента.
4 шага к успешному анализу контрагента
На что же следует обратить внимание в процессе оценки финансовой деятельности нового контрагента? Алгоритм поиска информации и ее анализа обычно включает в себя следующие действия:
Шаг №1 - общая информация из онлайн-сервисов
Начальной стадией является проверка контрагента по ИНН через различные онлайн сервисы. Необходимо всесторонне изучить все полученные данные о будущем клиенте по следующим показателям:
· Единый государственный реестр
· информация об исключении недействующих компаний
· компании, являющиеся бенефициарами нескольких юридических лиц
· компании, в состав директоров которых входят дисквалифицированные лица
· адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения нескольких компаний
· информация о регистрации изменений, в учредительные документы
Шаг №2 - информация из онлайн-сервисов государственных контролирующих органов
Следующим этапом является более глубокий анализ информации о новом контрагенте, его финансовой деятельности с точки зрения правового поля и его характеристик со стороны контролирующих органов:
· реестр Федеральной антимонопольной службы
· реестр ФССП России
· картотека арбитражных дел
· реестр сведений о банкротстве компаний
· реестр главного управления по вопросам миграции МВД России
· картотека генпрокуратуры РФ
Шаг №3 - запрос документов для анализа
Одним из важных моментов перед заключением сделки с новым контрагентом является запрос у него ряда важных документов, играющих ключевую роль в процессе комплексного анализа его финансовой деятельности:
· копия свидетельства о государственной регистрации;
· копия свидетельства о постановке на налоговый учет;
· копия устава компании и приказ о назначении генерального директора;
· выписка об отсутствии задолженности по налоговым сборам;
· бухгалтерский баланс за последний год;
· сведения о численности коллектива;
· информация об активах компании, стоимости основных средств.
Шаг №4 - экспертная оценка контрагента
На этом шаге важно систематизировать информацию и объективно оценить финансовый потенциал контрагента, опираясь на полученную информацию из открытых источников. В случае, если у вас возникли какие-либо спорные вопросы или ваш контрагент вызвал подозрение, вы всегда можете запросить более глубокую экспертную информацию в организациях, оказывающих услуги по проверке контрагентов. К примеру, в финансовой компании «Содружество» можно оценить благонадежность клиентов не только с помощью системы искусственного интеллекта (сервис rescore.online), но и запросить экспертную проверку аналитиков и юристов. В связи с тем, что сотрудники компании осуществляют покупку дебиторской задолженности компаний различных отраслей деятельности, они ежемесячно анализируют состояние российского бизнеса. От качества их анализа зависит прибыль не только компании, но и ее партнеров и инвесторов.
Как правило, обращение в сторонние организации позволяет более глубоко изучить финансовое состояние контрагента и оценить степень риска его банкротства. Помните, что риск, конечно, дело благородное. Однако рисковать деловой репутацией и навлекать на себя проблемы со стороны контролирующих органов из-за вероятной прибыли от сомнительного контрагента мы бы вам настоятельно не советовали!