Шпионим за успешными франшизами и делимся их практиками. Часть 8: Colizeum

Компьютерные клубы не просто вернулись — они захватывают Россию со скоростью один новый филиал каждые 35 часов! За этим феноменом стоит Colizeum: 538 арен в 150 городах, 250+ открытий за 2024 год и франшиза, которая обогнала банковские вклады по доходности. В чём секрет? Сегодня «шпионим» за самой быстрорастущей франшизой и пытаемся разгадать «код успеха» Colizeum!

Шпионим за успешными франшизами и делимся их практиками. Часть 8: Colizeum

Привет! C вами Роман Цветков и Pixel Quest! Мы продолжаем изучать успешные франшизы, чтобы находить лучшие практики и внедрять в рабочие процессы.

Роман Цветков
Сооснователь сети игровых на световом полу Pixel Quest

Pixel Quest — это сеть интерактивных игровых пространств нового поколения.

Для постоянного улучшения процессов мы ежемесячно анализируем франшизы лидеров рынка, изучая их бизнес-модели, маркетинговые стратегии и операционные процессы. Самые интересные практики адаптируем под специфику Pixel Quest, что позволяет нам развиваться и предлагать клиентам лучший сервис.

Мы не могли обойти стороной Colizeum. Одно то, что компания открыла за год более 250 новых локаций, вызывает неподдельные уважение и интерес. А в текущих экономических условиях — настоящее восхищение.

Данные о размерах сети киберспортивных клубов Colizeum с сайта компании
Данные о размерах сети киберспортивных клубов Colizeum с сайта компании

Объясню. Сейчас в России достаточно высокая ключевая ставка — 21%. В таком виде она ощутимо бьет по рынку франчайзинга. Франшиза — это, в первую очередь, инвестиция, а франчайзи — это не только партнер, но и инвестор.

Представим себе условного Ивана Иванова. У него на счету лежат свободные 10 млн рублей. Он хочет сохранить и приумножить их. Для этого есть несколько способов:

  • открыть бизнес по собственной модели;
  • открыть бизнес по франшизе;
  • купить квартиру и сдавать ее;
  • открыть накопительный счет в банке.

При высокой ключевой ставке последний вариант становится весьма привлекательным.

Зачем Ивану вкладывать 10 миллионов во франшизу и кропотливо работать над ее развитием? Гораздо проще положить эти деньги в банк под 20% годовых и наслаждаться жизнью.

При такой конъюнктуре Colizeum привлекает десятки франчайзи, которые открывают сотни локаций в разных городах и странах — и это феноменальный успех. Выясним, чем он обусловлен.

Ключевые инсайты от Colizeum:

Короткая и информативная квалификация

Чтобы подать заявку на покупку франшизы Colizeum, потенциальным партнерам необходимо пройти небольшой квиз. Они должны ответить всего на 6 вопросов:

  • В каком городе планируете открываться?
  • Какой планируете бюджет на открытие?
  • Как (На какие средства) планируете запустить клуб?
  • Когда готовы начать работу по проекту?
  • Какое у вас помещение?
  • Есть ли у вас опыт в бизнесе?

Главная фишка квиза Colizeum — не сам формат, а вопросы, которые они задают. Их всего шесть, но любой из них заменяет несколько. Например, вопрос №4 («Когда вы готовы начать работу по проекту?» сразу показывает сроки запуска, уровень мотивации и готовность к быстрому старту.

Шпионим за успешными франшизами и делимся их практиками. Часть 8: Colizeum

Квиз Colizeum так же информативен, как и стандартные длинные опросники. При этом он гораздо короче и в нем нет лишней воды. Вероятность того, что потенциальный партнер в процессе заполнения передумает, сводится практически к нулю. Он просто не успеет засомневаться. Если вы хотите продавать свой продукт и быстро масштабироваться, лучшего варианта для квалификации не придумать.

Страница на Марквиз, ведущая на квиз от Colizeum
Страница на Марквиз, ведущая на квиз от Colizeum

Взяв за пример квиз Colizeum, мы переработали квалификационную анкету Pixel Quest: сократили количество вопросов, оставив только самые важные. Теперь стараемся как можно быстрее переходить от этапа сбора первичной информации к прогреву партнеров на покупку франшизы. И это уже дало свои результаты. После обновления анкеты процент лидов, отвалившихся на этапе квалификации, сильно упал.

Подогрев интереса к франшизе с помощью видео

Colizeum заменяет текстовые инструкции профессиональными видеороликами, которые высылают потенциальному франчайзи после этапа квалификации. Каждый ролик решает конкретные задачи:

  • Этапы открытия клуба — пошаговый гид для новичков.
  • Работа в малых городах — кейсы с реальной статистикой.
  • Разбор страхов — ответы на возражения вроде «А хватит ли клиентов?»

Видео одновременно обучают партнеров и мягко продают франшизу через эмоциональную вовлеченность.

Раньше наш видеоконтент ограничивался отзывами франчайзи — партнеры делились опытом работы в формате интервью. Этот подход мы сохранили: недавно выпустили новое интервью с партнером из Владикавказа — приглашаю к просмотру.

После знакомства с практикой продвижения через ролики, мы осознали, что используем этот инструмент не в полную силу. В итоге стали снимать видеоролики о работе Pixel Quest и отправлять своим потенциальным франчайзи. Даже завели специальный канал в Дзене.

Пока что режиссер и исполнитель главной роли у всех роликов один — это я. Но со временем мы планируем задействовать профессиональный продакшн.

Мессенджеры как основной канал коммуникации с соискателями

В Colizeum большой отдел продаж. Но, несмотря на большое количество менеджеров, компания все равно ведет коммуникацию с потенциальными партнерами через мессенджеры, а не по телефону.

В ходе моего «шпионажа» за Colizeum я в очередной раз убедился, насколько это рабочая история. Если партнер не отвечает на сообщения в мессенджерах, то он просто не заинтересован в дальнейшей работе. Особого смысла в том, чтобы звонить и пытаться продать франшизу, нет. Шанс того, что в результате разговора он купит ее, равен примерно нулю.

Продвижение финансовой модели компании на Zoom-встрече

На Zoom-встрече с представителем Colizeum мы обсуждали исключительно финансовую модель франшизы. Этот разговор напомнил мне общение с менеджером по продажам сети химчисток «Хозяюшка», разбор которой я делал в прошлом посте. Разве что в случае с Colizeum речь шла только об экономике. Других тем мы не затрагивали.

Что мне показалось наиболее интересным в финмодели Colizeum :

  • Роялти составляет 6% от выручки локации. Это вполне стандартная цифра, но при этом у Colizeum есть минимальный и максимальный порог отчислений — 36 тысяч и 150 тысяч рублей соответственно. На моей памяти это первая компания, установившая ограничения на роялти.
  • Каждый филиал Colizeum ежемесячно переводит 1,8% от выручки управляющей компании в качестве маркетинговых отчислений. На эти деньги головной офис оплачивает размещение информации о филиале на геосервисах, обновляет сайт, публикует анонсы мероприятий и занимается SMM для всей сети.
  • Colizeum применяет практику индексации штрафов для партнеров. Компания объясняет это решение достаточно просто. Они утверждают, что штраф в 5000 руб. в 2018 году и в 2025 году — это два разных штрафа. Поэтому, чтобы его «вес» не терялся со временем, его индексируют.
  • Продажи в баре являются одним из ключевых источников дохода компании. В среднем бар приносит 20-30% прибыли каждой локации Colizeum. Головной офис внимательно следит за этим показателем и поощряет партнеров, делающих хорошую выручку с бара.
  • Colizeum внедрил крутую историю — они заявили вид деятельности «Прокат оборудования», что дает им возможность применять патентную систему налогообложения. То же они советуют и своим франчайзи. Это позволяет здорово и совершенно легально оптимизировать налоги.

Впечатления от финансовой модели Colizeum лично у меня оказались неоднозначными. Но история про патентную систему налогообложения отозвалась мне на все сто.

Шпионим за успешными франшизами и делимся их практиками. Часть 8: Colizeum

Информация о финансовой модели Colizeum с сайта компании

История про индексацию штрафов также показалась мне интересной, но внедрять ее в работу Pixel Quest не планирую.

Выручка с бара вызывает лишь добрую зависть. Это огромное пространство для роста, но как его применить в реалиях Pixel Quest, нам пока неясно.

Я не понял еще двух вещей. Первая — зачем нужен верхний порог роялти. Вторая — почему маркетинговые отчисления выражаются в процентах от выручки. Наверняка в этой системе есть своя логика, которая работает для такого масштабного проекта, как Colizeum. Но как это перенести на более компактный бизнес вроде нашего Pixel Quest, а главное — зачем, я не представляю.

Colizeum Awards

На Zoom-встрече менеджер Colizeum рассказала мне о том, что компания два раза в год проводит встречи партнеров. И, что самое интересное, она меня туда пригласила. Меня. Я не действующий партнер. Я не нахожусь в стадии открытия новой локации. Я даже не говорил, что всерьез рассматриваю возможность открытия нового Colizeum в своем городе.

Я просто обсуждал финансовую модель с менеджером компании, и меня, человека с улицы, пригласили на встречу партнеров компании. Уже занимательно. Дальше будет только интереснее.

Итак, Colizeum два раза в год проводит большие встречи для своих действующих и потенциальных партнеров. Называется это Colizeum Awards и проводится в двух форматах. Зимой мероприятие проводится в мини-формате, летом — полноценная масштабная встреча. Я попал на зимнюю.

Colizeum Awards проходит в Москве во флагманском киберспортивном клубе компании. В начале встречи всех присутствующих делят на 3 группы: франчайзи, потенциальные франчайзи и администрация Colizeum.

Из последней сразу выделяется отдельная команда менеджеров по продажам, которые начинают обрабатывать потенциальных партнеров. Вопрос о том, почему меня позвали на встречу, отпал сам собой. Компания использует масштабное мероприятие как еще один инструмент продажи франшизы.

После небольшого знакомства начинается торжественная часть. Она заключается в том, что администрация Colizeum награждает своих франчайзи за различные достижения. Номинаций много:

  • Лучший маленький клуб.
  • Лучший большой клуб.
  • Самый прибыльный клуб.
  • Самый прибыльный в таком-то городе клуб.
  • Клуб, который дольше всех держит такую-то прибыльность.
  • Самая большая выручка с бара.

И так далее. За победу в каждой из номинаций администрация вручает действительно классные призы вроде приставок последней модели. Также они выводят турнирные таблицы на большие экраны, где показывают, какую позицию в той или иной номинации сейчас занимает каждый из франчайзи.

Colizeum Awards — это практически гениальная история. Здоровая конкуренция мотивирует сотрудников компании и ее партнеров работать лучше — это факт. Красиво упаковать систему поощрений и органично подстегивать конкуренцию надо еще суметь. И у Colizeum это получилось.

Использование брошюр с играми

На Colizeum Awards я увидел брошюру другой компании — Portal VR, в которой они рассказывают о своих играх. Конечно, это не относится к бизнес-процессам Colizeum, но идея оказалась настолько вдохновляющей, что после возвращения с мероприятия было решено создать аналогичный материал для Pixel Quest.

Внешняя сторона листовки Pixel Quest
Внешняя сторона листовки Pixel Quest

Теперь у Pixel Quest есть собственная листовка-лифлет, которую используем для продвижения игр. Клиенты изучают ее, знакомятся с игровыми механиками, теперь им легче ориентироваться во всем разнообразии игр.

Гибкая по��итика открытия филиалов

Возьмем город Смоленск. Его население — 200 тысяч человек. Colizeum предполагает, что в нем можно открыть 9 филиалов компании — из расчета 1 клуб на примерно 40 тысяч человек.

Это мощнейшее конкурентное преимущество Colizeum. Скорость масштабирования напрямую зависит от неохваченного клубами населения. И по этим параметрам с Colizeum может соревноваться разве что «Додо Пицца».

Главное — даже при небольшом охвате локации Colizeum могут приносить действительно хорошую прибыль. К примеру, выручка клуба в Павловом Посаде с населением в 50 тыс. составляет 1,2 млн. В городе под Оренбургом на 100 тыс. человек филиал Colizeum приносит 1,5 млн.

Pixel Quest работает на рынке детских развлечений, который значительно уже, чем рынок киберспортивных клубов. Даже в городе с населением 200 тысяч человек нереально открыть три локации Pixel Quest. Однако у нашей компании есть другое преимущество — возможность выхода на международный уровень.Pixel Quest разрабатывает собственный софт, который работает с китайским оборудованием, и может продавать его за границу. Так мы можем развиваться не только как клуб развлечений, но и как IT-компания. И если уходить в эту сферу, то здесь наш рынок становится шире, чем у киберспортивных клубов.

Продолжаем изучать лучших, чтобы становиться лучше самим

Colizeum побудил к «шпионажу» своими масштабами. Исследование показало, что сегмент рынка детских развлечений уже, чем рынок киберспортивных клубов, но это не помешало найти несколько полезных инструментов, которые мы внедрили в работу или запланировали к реализации.

В первую очередь речь идет о подходах к продаже франшизы. Мы внедрили короткую квалификационную анкету и начали активно использовать прогревающие ролики. Это дало положительные результаты.

Использовать Zoom-встречи исключительно для обсуждения финансовой модели пока не стали. Общение с потенциальными партнерами у нас не поточное, поэтому встречи остаются пространством для знакомства с будущими франчайзи, а не только для продажи.

Практика общения через мессенджеры подтвердила свою эффективность. Если партнер не отвечает в мессенджере, то его заинтересованность минимальна, и нет смысла тратить ресурсы на телефонные звонки.

Colizeum вдохновляет не только масштабами, но и мероприятиями, такими, как Colizeum Awards. Они мотивируют партнеров и укрепляют их вовлеченность и лояльность. Это пример того, что быстрый рост может сочетаться с вниманием к деталям и партнерским отношениям.

Делитесь в комментариях — что лучше: масштабироваться на отечественном рынке или иметь возможность выхода на международный?

Спасибо за внимание! Уже готовится новый разбор — следующий «объект шпионажа» обещает стать самым необычным в серии! А вы, тем временем, предлагайте своих кандидатов на разбор! Подписывайтесь на Telegram-канал @pixel_quest, где публикуются новости проекта и финансовые показатели нашей сети. До встречи!

23
4
1
74 комментария