Формула полезного эффекта: смысл, люди, результат
Существует множество инструментов поиска инноваций, тестирования гипотез и командообразования. Один из самых эффективных — командные соревнования: хакатоны, идеатоны, чемпионаты. Форматы, в которых люди — знакомые или впервые увидевшие друг друга — объединяются, чтобы за 48 часов создать то, на что в корпоративном мире уходят месяцы.
В этой статье — взгляд со стороны бизнеса: как спроектировать хакатон так, чтобы он дал не абстрактный PR-эффект, а конкретные смыслы, людей и решения. Мы в «Импульсе Кода» провели уже более 200 таких соревнований и точно знаем: результат всегда равен запросу и вложенным в него ресурсам.
А если хочется заглянуть вглубь хакатона — в эмоции, нейропроцессы и силу командной химии, — рекомендую прочитать статью Ольги Рыбаковой, архитектора образовательных программ.
В повседневной жизни мы уверены: покупая товар или услугу, мы получаем полезный эффект — качество или эмоцию — за конкретную сумму.
Представим, что мы строим дом. Это можно сделать и за 4 млн рублей, и за 80 млн. Суть вроде бы одна — построить дом. Но в смыслах между этими двумя проектами — пропасть. У дома за 80 млн — надёжный фундамент, и он будет пригоден для жизни в любое время года. Он простоит дольше, чем мы сами проживем, а значит, станет ценностью, передающейся по наследству, создаст среду для будущих поколений.
С домами всё наглядно. Но по сути — те же принципы работают и для бизнес-решений: будь то найм команды или проведение командного соревнования. В этой статье мы посмотрим вглубь задачи и составных элементов действительно полезного для бизнеса события, которое решает не только текущие задачи, но и те, что находятся за пределами видимости.
В начале было... не слово, а вопрос
Любое бизнес-решение начинается с вопроса. А чаще — с нескольких.Как внедрить инновации? Как проанализировать процессы? Как стать эффективнее? Где найти нужных специалистов?
Ответов много. Можно решать задачи своими силами, можно нанять консалтеров и закрыть конкретные направления. А можно провести соревнование, решив сразу несколько задач: HR, PR, маркетинг.
Никто не удивляется цене консалтинга — рынок доказал свою эффективность. А вот стоимость соревнований вызывает вопросы. Как в случае с домом, хочется всё и сразу: нанять людей, продвинуть бренд, получить решения.
Можно. Но и цена будет соответствующей. Чем выше запрос к результату — тем выше стоимость. Можно сосредоточиться на одном направлении, сделать его качественно, но тогда другие останутся без внимания. Всё как в строительстве: можно заложить крепкий фундамент, а крышу сделать из соломы. Простой вопрос: сколько такой дом простоит? И зачем тогда такой фундамент…?
ФОРМУЛА ПОЛЕЗНОГО ЭФФЕКТА, ЧАСТЬ 1:
Планировать соревнование от результатов
Каждое командное соревнование мы начинаем с вопроса: зачем? Этот вопрос помогает определить фокус и направить ресурсы туда, где они действительно принесут результат. У PR и HR — свои задачи, цели, и архитектура события строится именно из этих смыслов.
Это — база.
Когда основные смыслы определены, начинается работа. Второй уровень — кейсы. Именно кейсовые задачи формируют фундамент соревнования, транслируют приоритеты бизнеса, влияют на восприятие бренда.
Допустим, цель — показать компанию как сильного игрока, готового к росту. Планируется наём команд для новых продуктовых направлений. Отсюда возможные кейсы разработки:
- прототипа продукта
- стратегии вывода продукта на рынок
- системы онбординга специалистов
ФОРМУЛА ПОЛЕЗНОГО ЭФФЕКТА, ЧАСТЬ 2:
Кейсы как носители смысла и ценности бренда
Участники — внешние и внутренние — выбирают соревнование не только по теме, а именно по кейсу. И по тому, что будет происходить дальше, если они победят. Чем точнее кейс адаптирован под целевую аудиторию, чем яснее путь после победы — тем больше отклика и интереса.
Люди — главная инновация
Участники — первые люди на площадке соревнования. Онлайн или офлайн — не важно. Главное, чтобы они чётко понимали задачу, работали в комфортных условиях и получали нужную поддержку от экспертов и трекеров.
ФОРМУЛА ПОЛЕЗНОГО ЭФФЕКТА, ЧАСТЬ 3:
Инвестируешь в участников — инвестируешь в будущее
Давайте представим, что мы нанимаем топ-менеджера, рассчитывая на то, что он приведёт компанию к кратному росту. Но во время онбординга решаем, что дополнительно ему нужно добавить функции бухгалтера и системного администратора. Пример утрирован, но давайте предположим эффективность перфоманса такого человека. Вероятно какое-то время он и правда будет эффективен, но это не точно, как и не точно то, что наши ожидания от его деятельности с реальностью не совпадут.
Аналогично и с соревнованиями: на хакатоне решению задачи отводится 48 часов. За это время участникам нужно создать работающий прототип, который компания сможет внедрить. Поэтому инфраструктура и поддержка — ключ к успеху.
Инфраструктурная поддержка (удобная экосистема для соревнований) онлайн-платформа, цифровые решения для поддержки онлайн-коммуникаций, служба заботы об участниках 24/7.
Быт и жизнь на площадке: высокотехнологичная площадка для работы и отдыха, скоростное интернет-соединение, еда и вода в свободном доступе.
Экспертная поддержка: трекеры — бизнес-эксперты, готовые к коммуникациям с командами и к поддержке во время соревнования; эксперты в предметной области, готовые поддержать участников необходимым набором знаний.
В «Импульсе Кода» мы выстроили свою систему коммуникаций таким образом, что у каждой команды участников есть доступ ко всем экспертам и трекерам, но при этом сохраняется личное пространство для точечной поддержки. Уже более пяти лет с нами работает собственный пул специалистов. Для нас трекеры и эксперты часть команды, которой мы доверяем работу с участниками и проверку кода.
Кстати, ещё момент, который часто остаётся за кадром на соревнованиях: поиск и привлечение тех самых участников — специалистов, которые в итоге напрямую будут связаны с результатом соревнования. Для их привлечения необходимо создать правильные визуальные и текстовые смыслы, определить целевую аудиторию, их потребности и возможные варианты доступа. Маркетинг привлечения участников — целая стратегия, возможность «достучаться» до тех, чье участие нам действительно важно.
Упаковка: PR и публичность
Многое в подготовке и проведении соревнования остаётся «за кадром». Но есть и то, что видят все — PR. И туда часто уходят основные бюджеты. Это нормально. Главное — понимать: PR не должен быть единственным фокусом. Он стоит на смыслах, а не вместо них.
Представьте, что вы пришли в ресторан с дегустацией из пяти блюд. Шеф рассказывает историю создания сета, каждая деталь продумана: музыка, посуда, атмосфера. Выступление шефа погружает в сказочный мир чего-то поистине значимого и уникального. Это не обычный ужин, это возможность прожить новый чувственный опыт.
Такой же опыт можно воссоздать и на площадке мероприятия: видеотрансляция для широкой аудитории, уникальный мерч события, образовательная программа — как для офлайн-, так и для онлайн-участников. А ещё можно сделать событие международным, подключив трансляцию на нескольких языках.
ФОРМУЛА ПОЛЕЗНОГО ЭФФЕКТА, ЧАСТЬ 4:
PR, построенный на смыслах и чувственном опыте
Результатом события становятся не только цифры и решения. Для всех участников, компании-организатора, кейсодержателей, экспертов, трекеров и жюри — это будет значимый опыт, который будет транслироваться как одно из важнейших событий жизни. А значит, по итогу мы получаем главный PR-результат — амбассадоров бренда и отрасли.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Формула полезного эффекта проста, но глубока в понимании и реализации. Каждая её часть — отдельный элемент, влияющий на результат.
Результат всегда равен запросу и вложенным в него ресурсам. На каждом этапе подготовки нужно честно отвечать на вопрос: какая у нас цель? Что мы хотим получить? И что мы будем считать качественным результатом?
Только так — применяя этот подход, опираясь на формулу — можно создать по-настоящему уникальное событие, со своими смыслами, результатами, ценой и ценностью.