Почему Российским компаниям стоит учиться у международных лидеров?

Вы никогда не задумывались, почему международные компании даже в кризисные времена растут и развиваются, и продолжают зарабатывать огромные прибыли, а Российские компании находятся в постоянном режиме выживания?

Почему Российским компаниям стоит учиться у международных лидеров?

Первое, что приходит в голову, что у международных компаний больше бюджеты, поэтому им легче пережить качели в экономике и политике. Но я бы сказала, что основная причина скрывается в подходах.

В этой статье хочу поделиться с вами своими мыслями на этот счет и спросить ваше мнение.

Привет! Меня зовут Марина Соколова, я основатель компании «Умные идеи» - мы помогаем компаниям значительно повысить свою прибыль за счет оптимизации операционных затрат. В этом направлении я работаю около 20 лет и за это время успела запустить проекты по оптимизации более чем в 70 странах мира с использованием лучших мировых практики в своем арсенале.

Почему Российским компаниям стоит учиться у международных лидеров?

Так почему же международные компании более успешные?

Ответ кроется в балансе. Баланс между ростом текущих продаж, введением инноваций и оптимизацией затрат приносит свой очень ощутимый и долгоиграющий результат.

С ростом текущих продаж вроде бы все понятно. Тут и международные и Российские компании достаточно хорошо справляются. Конечно, нет предела совершенству, но пока эту тему трогать не стану, тут все относительно неплохо.

Введение инноваций - и тут уже начинаются значительные различия. Если международные компании очень плотно работают со своими стратегическими планами на 3, 5 и даже 10 лет, то Российские компании, чаще всего, не имеют даже плана на год вперед. Я уже не говорю про тщательно просчитанные бизнес-кейсы, расчет эффекта каннибализации, оценку рисков, проведение потребительских тестов и т.д.

Ни один продукт в международной компании не встанет на полки, пока не будет четкого понимания, сколько он принесет компании денег и куда он будет трансформироваться дальше.

В Российских компаниях часто новинки запускаются, потому что Ген Дир или Акционер «так решил». Из последнего, слегка абсурдного: в одной достаточно немаленькой Российской компании, фокусирующейся на ПП, генеральный директор посмотрел ролик на ютьюбе про полезные свойства репки, и решил, что теперь это будет их новое направление. И подумаешь, что это вообще не вяжется с концепцией их гламурного бренда. Подумаешь, что ни завод, ни цепочка поставок не готовы к этому нововведению и потребуются инвестиции. Подумаешь, что нет никакого экономического обоснования такого решения. Но Ген Дир сказал и вся команда, хватаясь за голову, пошла придумывать, что они могут сделать с репкой. И это, к сожалению, не единичный случай, а скорее правило, чем исключение.

Почему Российским компаниям стоит учиться у международных лидеров?

А вот с третьей частью баланса – оптимизацией затрат – у наших компаний явная проблема.

Международные компании уже много лет успешно применяют различные стратегии и методологии для снижения затрат, что позволяет им оставаться конкурентоспособными. В то же время, Российские компании часто проявляют осторожность или даже страх перед подобными изменениями.

За последние 10 лет своей карьеры в международных компаниях мне удалось сэкономить более чем 130 миллионов долларов для бизнеса. И это работает не только в спокойное время, но еще лучше результаты видны во время кризисов. Например, в 2022 году нам удалось увеличить прибыль компании, в которой я на тот момент работала, на 19% только за счет снижения операционных расходов, и это в один из самых кризисных периодов за последнее время. Имея такие результаты, конечно, международные компании активно развивают именно это направление.

Но оптимизация затрат – это не только про деньги. Оптимизируя затраты, компании остаются конкурентоспособными. Например, в 2008 году, когда начался мировой финансовый кризис, многие компании, такие как Ford и General Motors, начали пересматривать свои затраты и внедрять новые методы управления, чтобы иметь возможность снижать цены на свои товары и привлекать новых клиентов, и тем самым, оставаться на плаву.

Также, оптимизация затрат позволяет компаниям лучше понимать потребности своих клиентов. Например, Starbucks использует аналитику для изучения предпочтений своих покупателей и адаптирует меню, что помогает им оставаться конкурентоспособными.

Используя методики оптимизации затрат, компании могут становиться более гибкими и адаптивными. Например, Toyota внедрила систему «бережливого производства» (Lean), которая помогает быстро реагировать на изменения спроса и снижать издержки.

Оптимизация также влияет и на качество продукции. Компания Motorola еще в 80х годах внедрила методологию Six Sigma, которая помогла ей снизить количество дефектов в производстве на 99%. Это не только сократило затраты, но и повысило качество продукции.

Так почему же Российские компании этого не делают?

Во-первых, банально не хватает информации и опыта. По данным исследовательской компании McKinsey, более 60% Российских компаний не знают, как эффективно управлять своими расходами. В результате, компании либо ничего не делают, либо начинают увольнять сотрудников, сокращая затраты в моменте, но подкладывая себе свинью в будущем.

Во-вторых, страх перед изменениями. Многие руководители в России опасаются внедрять новые подходы и новые технологии из-за страха потерять контроль над процессами или вызвать недовольство сотрудников.

В-третьих, неправильная оценка рисков. Российские компании иногда переоценивают риски оптимизации и недооценивают выгоды. Например, некоторые компании боятся инвестировать в обучение сотрудников, полагая, что это не приведет к значительным результатам. А отсюда вытекает и в-четвертых – нехватка квалифицированных специалистов.

ИТОГ

Оптимизация операционных затрат является важным инструментом и неотъемлемой частью баланса для повышения прибыльности и конкурентоспособности компаний. Международные компании успешно используют этот подход уже много лет. В то же время Российские компании сталкиваются с рядом трудностей, связанных с недостатком опыта, страхом перед изменениями и отсутствием культуры оптимизации.

Для успешной оптимизации затрат Российским компаниям необходимо преодолеть эти барьеры, инвестируя в обучение сотрудников, внедрение современных технологий и формирование культуры постоянного улучшения. Только так они смогут повысить свою эффективность и укрепить позиции на рынке.

А вы проводите оптимизацию затрат в своем бизнесе?

Давайте общаться

Есть вопросы? Пишите в ТГ.

9
2
1
11 комментариев