Меньше слов – больше креатива или Партизаны всегда хорошие
Реклама - не всегда эффективный двигатель торговли. В любом информационном пространстве в наше время реклама настолько избыточна, что ее звуки доносятся из каждого окна. Она вызывает только раздражение. Поэтому во время рекламного блока люди убавляют звук ТВ или вовсе переключают канал, а на флэш-баннер, размещенный на странице сайта, никакая дьявольская сила не заставит их кликнуть.
Поэтому маркетологи ищут интересные ненавязчивые методы привлечения потребителей, и на помощь приходит относительно молодой партизанский маркетинг.
Он предполагает использование нестандартных маркетинговых шагов с минимальными финансовыми вложениями. Первопроходцем в этой сфере принято считать рекламщика из США Д.К. Левинсона. Он в 1984 году ввел термин "Guerrilla Marketing" и выпустил несколько книг на эту тему. Слово "партизанский" относится к военному делу, где применяются силы небольших отрядов без тяжелого вооружения. В нашей стране экспертами в партизанском маркетинге считают И. Манна и Александра Левитаса.
Особенности партизанского маркетинга
- Оригинальный подход и креатив при формировании маркетинговой стратегии.
- Применение эпатажных методов привлечения внимания, которые иногда (но не обязательно) расходятся с общепринятыми моральными нормами.
- Полное отсутствие финансовых затрат или их сведение к минимуму.
- Каждый прием партизанского маркетинга используется только один раз, так как повторы обычно неэффективны.
- Уделение внимания психологическому давлению, которое позволяет склонить человека к заказу или покупке.
Кто использует партизанский маркетинг
В недавние годы партизанский маркетинг был популярен в начинающем бизнесе, который не имел полноценного бюджета на проведение рекламных кампаний. Новое направление в маркетинге показало свою эффективность и успешно было позаимствовано средним и крупным бизнесами.
Но необходимо помнить, что партизанский маркетинг не может быть единственным способом продвижения. Он служит дополнением к традиционным маркетинговым методам.
Виды партизанского маркетинга
Когда мы представляем себе партизанов, то проводим аналогию с эффективными и дешевыми действиями в тылу врага. Таким бывает правильный партизанский маркетинг. Но партизанские методы не работают, если они не вызывают яркие эмоции - шок, интерес, влечение к противоположному полу или страх.
Вирусный контент
Это видеоролики, мемы, гифки, инфографика, аудиотреки, которые рассылают друг другу пользователи интернета. Охват растет в геометрической прогрессии.
Внимание вирусным видеороликам стали уделять в связи с ростом популярности Instagram, YouTube, TikTok. Также пользователи распространяют подобные видео в мессенджерах или других социальных сетях.
Для производства вирусного контента необходима интересная идея и обычный смартфон. Содержание - познавательное, вызывающее улыбку или их смешанный тип. Люди в Сети обычно хотят развлечься или чему-то научиться. Например, лайфхак, как быстро налепить пельмени к Новому году, можно преподнести с юмором. Интересный контент пользователи обычно репостят, чтобы его не потерять. Потом они редко к нему обращаются, но о контенте узнает очень широкая аудитория.
Эпатаж
Это подвид вирусного контента. Обычно используются шокирующие идеи на тему либидо и отношения полов. Эротический подтекст всегда привлекает внимание.
Например, предлагается снять всю одежду, чтобы что-то получить взамен. Охотнее на такие провокации реагируют молодые люди, не обремененные морально-этическими нормами. Такие акции собирают зевак, блогеров и представителей СМИ.
В эпатаже применяются также скандальные поводы, провокационные шутки и т.п. Новости "подхватывают" СМИ, значительно увеличивая медийный охват аудитории.
Эпатажные методы рекомендуется использовать аккуратно, так как они могут нанести серьезный ущерб репутации, привести к финансовым потерям и судебным искам.
Скрытый маркетинг
Иногда весь партизанский маркетинг именуют скрытым, так как его методы не всегда напрямую рекламные.
Известный вид скрытого маркетинга - это Product Placement. Рекламируемый продукт упоминается нативно или случайно демонстрируется в контенте. Помните фильм "Спортлото-82"? В нем ненавязчиво демонстрируется преимущество советского напитка "Байкал" перед зарубежной "Кока-Колой". Стоит отметить, что идея фильма напрямую продвигала популярную игру. Но это воздействовало на подсознание и воспринималось с улыбкой.
В настоящее время Product Placement есть в видео-контенте любых направленностей, от сериалов, фильмов до видеоклипов. В Сети он встречается также в материалах видеоблогеров. Такая нативная реклама похожа на личные рекомендации, к которым люди проявляют больше доверия.
Другие примеры скрытого маркетинга
- Размещение отзывов в Сети на сайтах с качественным трафиком.
- Обзоры и сравнения товаров.
- Упоминания с положительной стороны в отзывах о конкурентах.
- Натив в комментариях в соцсетях, форумах, видеохостингах.
Ambient Marketing
Используются окружающая среда в рекламных целях - асфальт, ступеньки, стены, окна, двери, заборы, мусорные баки и пр. Применяются рисунки, трафареты, граффити. Заранее изучается, на каких точках окружающей среды нельзя оставлять информацию о себе, так как это грозит административными наказаниями.
Коллаборации
Все ваши будущие клиенты являются чьими-то клиентами в настоящее время. Договоренность о партнерстве с компанией, которая не ваш прямой конкурент, позволяет снизить затраты на рекламу для обеих сторон.
Очень эффективно работает доступная для любого бизнеса двусторонняя визитка. С одной стороны - контакты такси, а с другой - ресторана.
Рекомендации
Клиенты могут самостоятельно рекомендовать ваши товары или услуги по сарафанному радио. Поэтому можно стимулировать клиентов оставлять рекомендации. "Сарафанное радио" показывает высокие результаты - новые клиенты приходят "подогретыми", они уже готовы совершить покупку. В вашем ведении останется лишь уточнить кое-какие детали. И эти довольные клиенты снова приводят к вам новых покупателей.
Life Placement
Метод влияет на сознание потребителей, поэтому привлекаются "подставные" клиенты, показывающие высокую удовлетворенность товарами или услугами компании. Они делятся счастьем в Stories, публикациях, комментариях, прямых эфирах. Максимальный эффект приносит комплексный подход из всех каналов.
Партизанский маркетинг отличается высокой эффективностью, так как доносит информацию до аудитории без навязывания. Он нетипичен, поэтому у него нет "правил". Его проще показать на нескольких примерах.
Как яблоки помогли увеличить продажи
Компания "Пашины яблочки" в Тюмени занималась продажей техники. Под Новый Год руководство закупило несколько ящиков зеленых яблок, прикрепило к ним наклейки с лого и контактами компании. После согласования с отделом здравоохранения Тюмени яблоки развесили на деревьях центральной аллее города.
Чиновники поддержали инициативу, также были приглашены местные СМИ. Цель акции была в том, чтобы направить внимание горожан на усиленное потребление витаминов зимой.
Сотрудники компании еле успели добраться домой к бою курантов, так как последний товар в магазине был продан 31 декабря в 23:00.
Adidas и коробка для Гулливера
Для привлечения внимания к открытию магазина на улице поставили обувную коробку, привлекающую внимание.
Volkswagen и крутой угол наклона
Казалось бы, обычный билборд, а он может выделиться "из толпы", если разместить на нем баннер под углом в 45 градусов. Так автоконцерн решил продемонстрировать населению, как выглядит заявленный угол, который может преодолевать новый внедорожник.
Siemens и двери-миксер
Оригинальный фасад, использование интерактивных элементов или малых архитектурных форм привлекают внимание. В нашем примере - немного фантазии при оформлении здания - и двери превращаются в венчики миксера. Такое сложно забыть!
Другие интересные примеры партизанского маркетинга
- Интернет-магазин цветов может разместить рекламу на коробках с тортом. Купил торт - закажи цветы. Так работают партнерские отношения с компаниями на предыдущих циклах услуг. Например, если вы занимаетесь 3Д-проектированием, то взаимная работа со строительными компаниями принесет вам новых клиентов.
- На дверях лифта размещаются фото жениха и невесты, а когда двери открываются - в кабине виден плакат с рекламой адвоката по разводам.
- Информационные таблички перед дверью в подъезд или на его первом этаже, на которых размещаются полезные телефоны ЖКХ, газовой службы, врачей, участкового, а также такси, грузоперевозок или клининговых компаний.
- Эффективно работают схемы с аварийными комиссарами, судмедэкспертами, нотариусами, работниками скорой и т.п., которые контактируют с человеком при возникновении потребностей.
- Привлекает внимание разбрасывание поддельных купюр с вашей рекламой в точках высокого трафика целевой аудитории - метро, супермаркеты, остановки.
- Провокационная акция для магазина - успеть за несколько минут надеть одежду, в которой можно бесплатно уйти.
- Надписи на потолке в кабинете зубного врача увидит каждый пациент - ведь все туда смотрят.
- Реклама на продукте - ТВ-тарелки, модемы, номерные рамки для автомобилей, одноразовая посуда.
- Надпись на асфальте возле аэропорта, которую можно прочитать с высоты птичьего полета.
- Непонятный объект как рекламный материал, который создает интригу (белое яйцо от МТС).
- Крупная подвижная фигура перед входом в магазин - например, надувной инопланетянин в DNS.
- Ростовые куклы, вызывающие желание сделать фото.
- Рюкзак со встроенным планшетом, который постоянно демонстрирует рекламу.
Несколько идей, которыми пользуются многие
- Креативные наклейки на авто.
- Листовки под дворниками автомобилей.
- Бесплатное распространение сувениров и одежды с фирменным логотипом.
- Расклейка или надписи в неожиданных общественых местах.
- Печать и бесплатное распространение газеты, состоящей из полезных материалов.
- Приглашения на проводимые мероприятия лидеров общественных мнений.
- Свободно распространяемые вирусные игры или приложения.
- Управляемые диалоги по заданному сценарию в соцсетях, на форумах, в чатах для формирования мнения комьюнити.
- Съемки скрытой камерой, пранки, имитации, инсценировки. Пример - как недавно СМИ раскрыли инсценировку "отравления" Бари Алибасова, которому удалось таким образом поднять интерес к собственной персоне.
Партизанский маркетинг в Сети
Партизанский маркетинг не должен быть навязчивым, как набившая оскомину традиционная реклама. И лучший эффект будет достигнут, если потребитель не поймет, что на него оказывали воздействие. Он делает выбор как бы самостоятельно.
Правильно выстроенная стратегия порождает множество упоминаний в Сети со ссылкой на ваш сайт. Это улучшает SEO-показатели. А являясь точкой захвата потенциального клиента - помогает выстраивать долгосрочную связь с пользователями и превращать их в покупателей.
Рассмотрим самые эффективные каналы для партизанского маркетинга в интернете.
- Соцсети.
- Тематические форумы и сайты.
- Блоги популярных людей.
- Собственные YouTube-каналы.
Рекомендуем находить релевантные веб-ресурсы, чаты, сообщества, личные аккаунты, где обитает ваша целевая аудитория. Для продвижения массовых продуктов выбирайте площадки с хорошим трафиком.
Используйте парсинг по сегментам для точного размещения контента с самой высокой посещаемостью вашей целевой аудитории.
Уделяйте внимание взаимной рекламе с партнерами.
Следите за хайпами, трендами, инфоповодами, хэштегами и челленджами.
Помните, что старый контент тоже может стать популярным через определенное время.
Практикуете размещение контента на грани этики и морали? Будьте готовы к негативным комментариям, для обработки которых необходимо иметь навыки управления репутацией в интернете. А компания Adves поможет вам в этом!
Комментарий недоступен
Дело в том, что партизанский (это как спартанский) название описывает условие => Малый бюджет + креативный подход
Из примеров выше, я увидел офисный замыленный креатив.