Как создать франшизу бизнеса и продавать
Сегодня никто не строит сеть самостоятельно. Это очень долго и требует больших финансовых вложений, а операционных вопросов так много, что не каждый предприниматель может с этим справиться.
Если продукт или услуга пользуются популярностью и легко окупаются, инвестируя в бизнес, подумайте о расширении сферы своего влияния. Вы можете быстро выйти на новые рынки, создав собственную франшизу. Что нужно для запуска франшизы, как привлекать партнеров и получать прибыль, поговорим сегодня.
Давайте немного пробежимся по терминологии…
Франчайзи — юридическое лицо (ООО и т.д.) или индивидуальный предприниматель (ИП), которое получает право использовать интеллектуальную собственность, т.е. работать под торговой маркой, продавать товар или оказывать услуги. При этом франчайзер обычно ограничивает территории и срок действия данной франшизы.
Франшиза — это не только разовая сделка, но и постоянная работа со своими Франчайзи. После этапа продажи франшизы все только начинается.
Поддержка осуществляется в следующих направлениях:
- Поддержка и консультации по всем вопросам
- Аналитика
- Обучение коллектива
- Лидогенерация и маркетинг
- Разработка дизайн-проекта
- И многое другое
Паушальный взнос — единовременный платеж владельцу франшизы за возможность использования торговой марки. Это фактическая покупная цена лицензии на авторское право: компания не теряет ее, а передает ее другим лицам. Взнос рассчитывается исходя из ожидаемого экономического эффекта и будущей прибыли, которую получит покупатель.
Перед продажей франшизы необходимо разработать финансовую модель. Вы должны понимать, сколько ваш партнер заработает на этой франшизе, а сколько заработаете вы.
Чтобы запустить следующий проект, франчайзер должен потратить деньги: оплатить работу специалистов, создающих новый проект, отправить своего тренера и многое другое. Все эти расходы должны покрываться фиксированной оплатой. Подсчитать ее для каждого случая очень сложно, поэтому обычно используется максимальная фиксированная сумма, покрывающая все затраты. Оплата осуществляется единовременно или в рассрочку. Таким образом, владелец бренда получает сумму в относительно короткие сроки без большого риска.
Роялти — это регулярные платежи франчайзи за аренду товарного знака. Обычно устанавливается в процентах от валового дохода. Реже фиксированные роялти. Как правило, чем слабее контроль франчайзера, тем чаще их можно встретить.
Преимущества франшизы
Подумайте о преимуществах вашей бизнес-модели. Не для конечного потребителя, а для вашего партнера. Приведем несколько примеров франшиз:
- Прежде всего уникальность продукта
- Низкая конкуренция
- Хорошие финансовые показатели
- Массовый, растущий рынок
- Эффективные маркетинговые и IT-
решения - Современный подход к привычным бизнес-
процессам
Единственным юридическим видом договора в российском законодательстве, регулирующим франчайзинговые отношения, является договор коммерческой концессии, описанный в ст. 1027 ГК РФ. Суть такого соглашения заключается в передаче прав на использование объектов интеллектуальной собственности. Просто торговая марка или знак обслуживания согласно ст. 1477 ГК РФ. Но в договор могут быть включены и дополнительные объекты — фирменное наименование и секреты производства.
Форматы франшизы
Форматы — это разные варианты организации бизнеса по вашей франшизе. Они могут отличаться по площади, разновидности, внешнему виду и многое другое. Каждый формат должен быть самодостаточным, востребованным покупателем и прибыльным для владельца.
Целевая аудитория покупателей франшизы
Ими могут быть как начинающие предприниматели, так и несистемные конкуренты (в любой сфере бизнеса есть компании, которые не умеют продавать. Вы можете научить их вести дела в обмен на изменение вывески и соблюдение ваших стандартов.) и собственное ваше окружение (клиенты).
Запуск франшизы
Прежде чем перейти к модели развития франшизы, необходимо ответить на основные вопросы:
- Насколько силен бренд: известна ли компания на других рынках?
- Достаточно ли универсален продукт, востребован ли он на других рынках
- Есть ли у бизнеса бюджет для создания франшизы?
- Хорошо ли разработаны бизнес-процессы, чтобы другие могли их скопировать?
- Есть ли персонал для поддержки проекта?
Регистрация товарного знака
Следует приступить к созданию комплекса объектов интеллектуальной собственности, на которые компания передаст права. По договору торговой концессии использование товарного знака обязательно. Повышает уровень доверия франчайзи в глазах покупателей, защищает от «пиратства».
Товарный знак не требуется для заключения единого соглашения о предоставлении услуг и лицензионного соглашения — они также могут использоваться, но считаются менее надежными для потенциальных франчайзи.
Подготовка документов
Для франшизы понадобиться следующий комплект документов:
- Документы необходимые для осуществления деятельности: договоры поставки товаров, материальная ответственность сотрудников, неразглашение коммерческой тайны, трудовой договор;
- Документы для оценки потенциального партнера;
Акты, отражающие стандарты компании (брендбук, стандарты помещения, правила обучения персонала).
Разработка бизнес-плана
Когда вы создаете франшизу, вам нужно рассчитать новую бизнес-модель. Чтобы ваш бизнес-план «работал», ставьте реалистичные цели и честно оценивайте возможности компании. Проанализируйте узнаваемость бренда, это поможет понять, по каким каналам продвигать франчайзинговую сеть. Должны быть созданы условия для аффилиата, это должно быть записано в отдельный пункт бизнес-плана.
Обучение и поиск партнеров
Чтобы запустить франчайзинговую сеть, нужно найти партнеров и обучить их авторским методам работы. Это можно сделать, пока Роспатент рассматривает заявку на регистрацию товарного знака. Чтобы найти партнеров, нужна рекламная кампания по продвижению продукта. Владелец бренда осознает преимущества компании и знает, как получить прибыль. Если он сможет грамотно донести это до грамотных предпринимателей или компаний, проблем с поиском франчайзи не составит.
Заключение договора о франчайзинге
Используются три вида соглашений:
- Договор разовой поставки товаров и услуг — не предполагает долгого сотрудничества. Это необходимо для определения востребованности продукции.
- Договор коммерческой концессии — дает долгосрочное право использования товарного знака, которое определяется сторонами.
- Лицензионный договор — используется, когда сама торговая марка франшизы либо отсутствует в России, либо была создана недавно.
Дает партнеру право использовать интеллектуальную собственность и другие инструменты компании.
Комментарий эксперта Андрея Новоселова
Регистрация товарного знака занимает около восемнадцати с половиной месяцев. За это время вам нужно будет разработать необходимую документацию, собрать команду для набора и обучения потенциальных франчайзи и создать бизнес-план франчайзинга. Если бренд уже зарегистрирован или планируется по разовому договору поставки, срок может быть сокращен вдвое. Партнеру потребуется еще меньше времени для запуска своей точки — от одного до двух месяцев. На первом этапе, который длится около недели, решаются организационные проблемы, остальное время уходит на подбор персонала, проектирование и открытие центра.