YML-файл: зачем он нужен магазинам и как его создать
Маркетплейс (агрегатор товарных предложений от разных продавцов) — удобный ресурс для пользователя. На одной площадке собрано большое количество товаров, есть возможность изучить отзывы покупателей и сравнить цены.
Яндекс.Маркет — самый популярный российский маркетплейс с огромной аудиторией. Технически для попадания на его витрину требуется создать специальный прайс-лист в формате YML. Это файл с данными о всех товарах, которые вы планируете размещать на площадке. Составили подробную инструкцию, как подготовить этот файл и загрузить его в систему.
YML-файл: что это и зачем он нужен
У Яндекс.Маркета есть определенные требования к прайс-листам, их содержанию и формату. Для загрузки товаров можно использовать привычные форматы XLS (файл Excel) и CSV. Однако предпочтительнее создавать документ YML (Yandex Market Language) — собственную разработку Яндекса на базе стандарта XML.
Готовить прайс-лист в формате YML немного сложнее, чем в XLS или CSV. Однако он дает ряд преимуществ. Например, позволяет автоматизировать процесс обновления товарных позиций и их характеристик.
Вот как это работает:
- Вы создаете прайс-лист, где указываете все необходимые параметры по правилам Яндекс.Маркета.
- Яндекс обрабатывает полученные данные и создает карточки для ваших товаров в соответствующих категориях.
- Если прайс-лист составлен правильно и в нем нет ошибок, вы получаете релевантные целевые клики и заказы.
Как выглядит YML-файл
Прайс-лист для Яндекс.Маркета состоит из общей информации о магазине и списка товарных предложений (офферов).
Шапка
В шапке YML-файла указана:
- версия XML и кодировка (возможна UTF-8 или windows-1251);
- дата формирования файла.
Вот так выглядит шапка в YML-файле (первые две строки):
Информация о магазине
Внутри элемента shop указана информация о магазине, оффере и другие данные:
В элемент shop вложены другие элементы:
- name — фактическое название интернет-магазина, которое публикуется на сайте.
- company — полное название компании. Обязательный элемент. Он не публикуется, но необходим для внутренней идентификации на Яндекс.Маркете.
- url — ссылка на главную страницу интернет-магазина. Обязательный элемент, если товары размещаются по модели «Переход на сайт».
- currencies — список курсов валют магазина. В примере на скриншоте основная валюта — российский рубль (rate= “1”).
- categories — список категорий и подкатегорий.
- delivery-options — условия и стоимость доставки.
Есть еще и дополнительные, необязательные элементы, входящие в shop: CMS и ее версия, название агентства, которое отвечает за техподдержку сайта, и другие. Подробнее о них читайте в соответствующем разделе Справки.
Оффер
Информация обо всех товарах интернет-магазина в YML-файле содержится в элементе offers. Внутрь него помещаются элементы offer — по одному для каждого товарного предложения.
Вот как выглядит часть YML-файла с одним товарным предложением (offer):
На этом скриншоте показан offer — одно товарное предложение (в данном случае мороженица). Маркет использует эти данные и создает карточку товара.
Элемент offer может быть упрощенного и произвольного типа. Разница — в названии товара:
- В упрощенном типе (этот пример на скрине выше) тип товара, его производитель и модель указываются в одном элементе — name. Подробное описание формата — здесь.
- В произвольном типе информация о типе, производителе и модели разнесена по разным элементам:
Подробное описание формата — по ссылке.
Разберем некоторые параметры элемента offer.
- price и oldprice — в карточке товара будет отображаться скидка, так как новая цена ниже старой.
- currencyId — указатель валюты, в которой магазин принимает оплату.
- picture — ссылка на фотографию товара. Подтягивается в карточку на Маркете.
- store — значение true говорит о том, что забрать товар в торговом зале можно, false — нельзя.
- pickup — значения true и false для возможности забрать товар самовывозом в пункте выдачи.
- delivery и delivery-options — наличие товара и условия доставки.
Подробнее обо всех элементах YML-файлов можно почитать здесь.
Не все элементы обязательны к использованию. Для каждой категории товаров перечень обязательных и рекомендуемых элементов будет разным. У Яндекса есть готовые рекомендации по подготовке прайс-листов для разных категорий. Подробно описывать все их нет смысла — воспользуйтесь удобным рубрикатором Справки Яндекса.
Как создать YML-файл
Есть три основных способа создания YML-файлов:
- вручную или с помощью скрипта;
- с помощью встроенного функционала и дополнительных модулей CMS;
- с помощью специального ПО.
Вручную
Это самый трудоемкий способ. Он подойдет интернет-магазинам, у которых не более 20-30 товарных предложений.
Можно попросить программиста написать скрипт для выгрузки товарных предложений в YML-файл. На GitHub есть готовые библиотеки, которыми можно воспользоваться для генерации YML-файлов. Например, вот эта.
Модули для CMS
Большинство популярных CMS могут экспортировать данные из интернет-магазинов в YML-файлы. У одних CMS есть встроенный функционал — файл можно сгенерировать прямо в административной панели сайта. В других случаях приходится использовать дополнительные модули/плагины.
Полный список CMS, в которых можно создавать файл прайс-листа для Яндекс.Маркета, здесь.
С помощью софта
Можно воспользоваться программным обеспечением сторонних разработчиков, созданным специально для генерации YML-файлов.
Например, YML-генератор от Mysitemapgenerator.com. С ним можно:
- индексировать сайт и конвертировать данные в YML;
- настраивать регулярное обновление прайс-листа;
- индексировать бесплатно до 500 страниц.
Как добавить прайс-лист на Яндекс.Маркет
После регистрации магазина на Маркете помимо указания необходимой информации о нем нужно добавить прайс-лист.
Делается это в разделе Ассортимент → Прайс-лист.
Добавить прайс можно тремя способами:
Способ 1. Разместить YML-файл на сайте вашего интернет-магазина (обычно — в корневой папке), а в личном кабинете Маркета добавить ссылку на него. Если доступ на сервер, где хранится файл, защищен, укажите логин и пароль.
После добавления файла нажмите кнопку «Проверить прайс-лист». Система проверит его, и если найдет ошибки, сообщит о них.
После загрузки прайс появится в общем списке.
Способ 2. Загрузить YML-файл напрямую (размер не должен превышать 100 Мб). Для этого в окне загрузки выберите «Файл» и загрузите прайс с компьютера.
Способ 3. Загрузка прайса с помощью макроса в Excel. Способ подходит, если вы составляли прайс в Excel. Он позволяет установить связь вашего файла в Excel с Яндекс.Маркетом и обновлять прайс автоматически после внесения изменений в исходный файл. Для использования этой функции нужно авторизоваться в Excel, используя полученный в Яндексе номер рекламной кампании и ключ. Подробно об этом способе — в справке Яндекса.
Проверка YML на ошибки
После создания YML его стоит проверить на ошибки в валидаторе XML-фидов в Яндекс.Вебмастере (вот ссылка). Для этого выберите схему валидации документа (недвижимость, работа, видео, Маркет и другие) и источник XML-данных (файл, ссылка или текст).
Если вы не проверите YML-файл, в любом случае при добавлении его в Яндекс.Маркет сервис проверит его на ошибки и выдаст отчет.
Ошибки могут появиться как в случае создания YML-файла вручную, так и тогда, когда вы просто выгружали его с помощью модуля CMS.
Есть несколько классификаций ошибок, о которых сообщает Яндекс:
- Критичные ошибки. Обязательно нужно исправить, иначе прайс-лист не опубликуется на Маркете.
- Общие ошибки. Ошибки в элементе <shop>. Такой прайс-лист скорее всего будет опубликован, но в товарных позициях могут быть неточности.
- Ошибки в предложениях. Обязательно нужно исправить, так как товарные предложения не опубликуются на Маркете.
- Предупреждения в предложениях. Неточности, которые лучше исправить. Товары будут опубликованы, даже если не исправлять, но в таком случае это может привести к нерелевантным кликам.
- Рекомендации. Советы по оптимизации прайс-листа. Помогают получать больше переходов и заказов на Маркете.
Подробнее об ошибках — здесь.
Обновление прайс-листа формата YML
Обновление прайс-листа необходимо для того, чтобы на карточках товарных предложений в Маркете всегда отображалась актуальная информация о:
- цене;
- наличии товара на складе;
- условиях оплаты и доставки.
Размещенный на Маркете прайс-лист нужно обновлять как минимум один раз в 30 дней, если вы загружали его в личном кабинете.
Если же YML-файл находится на сайте, нужно обновлять его каждый раз, как происходят изменения ключевых параметров (цена, количество товара и т.д.). Робот Яндекс.Маркета сам скачает обновленный файл при индексации.
Общая индексация Яндекс.Маркета проводится каждые 3-6 часов. За это время полностью обновляются все товарные предложения на Маркете. Измененные цены и скидки обновляются быстрее — 30-40 минут.
Удобнее всего настроить автоматическое обновление YML-файла на сайте. Тогда на Маркете всегда будет актуальная информация.
YML-файл полезен не только для Яндекс.Маркета, но и контекстной рекламы
Добавление магазина на Яндекс.Маркет — не единственная причина создать YML. Еще один вариант применения YML-файла — быстрое составление объявлений для контекстной рекламы. Для того чтобы в один клик получить объявления для каждого товара:
- Перейдите в бесплатный Генератор из YML и укажите ссылку на ваш YML-файл (например, http://mysite.ru/market.xml).
- Загрузите результат в формате XLSX в «Списке задач».
Объявления составляются для Яндекс.Директа и Google Ads и выглядят так:
Без автоматизации пришлось бы долго вручную перебирать все названия и цены товаров. Для интернет-магазинов с большим ассортиментом Генератор из YML — удобное решение. Вот исчерпывающий гайд по работе с Генератором из YML от PromoPult.
Резюме
Размещение товарных предложений на Яндекс.Маркете дает ряд преимуществ:
- доступ к огромной аудитории (6 миллионов посетителей в день, по данным на декабрь 2020 года);
- рост трафика на сайт интернет-магазина;
- рост продаж;
- имиджевый эффект.
Поэтому однозначно стоит воспользоваться этим инструментом. Стать участником маркетплейса несложно, к тому же это доступно даже малому бизнесу.
Следуя нашей инструкции, вы легко подготовите YML-файл.
И напоследок: позаботьтесь о должном качестве сайта, чтобы привлекаемый трафик не уходил из-за досадных ошибок.
Кратко о главном
- YML-файл — удобный способ размещения товарных предложений на Яндекс.Маркете.
- Можно обновлять параметры, добавлять или удалять товарные карточки в автоматическом режиме.
- Правильно составленный прайс-лист = релевантные клики и заказы.
- Вся информация в прайс-листе должна быть актуальной и верной, иначе Яндекс вас заблокирует.
Mysitemapgenerator.com выгружает CSV почему-то
Список порталов бы, которые кушают YML фиды - недорого или бесплатно =)
Не могу найти информацию как создать фид для ВК, если нет сайта. Неоткуда выгрузить товары в формат YML. Мне нужно из эксель файла сделать YML и создать Маркет в ВК.