Бизнес-бот как идея для стартапа. Не все так просто. Часть 1
Всем привет, меня зовут Влад, я сооснователь сервиса AssistBot. Наконец набрался смелости для того, чтобы показать наш проект самой продвинутой и критичной публике рунета. Рассказать о факапах, которые поджидали нас на каждом шаге.
Немного про сам сервис
Если вкратце, это бизнес-бот в Telegram (Slack, MS teams) который, как нам кажется, может сэкономить время на рутинных отчетах в команде, не используя сложного софта.
Многие компании в технологической и не только сфере, сталкивается с необходимостью проведения совещаний, работая над проектами заказчиков, мы обнаружили что временные затраты на проведение однотипных онлайн встреч неэффективно тратит время большого кол-ва людей, стоимость человеко-часов которых ложится тяжелым бременем на общий бюджет.
Математика такая: команда из 20-ти человек в среднем тратит 3 часа в неделю на совещания в разгар работы над проектом. 12 часов в месяц, 144 часа в год, 18 полных рабочих дней в год 20 человек тратят на коммуникацию без учета времени подготовки к совещаниям. Если мы представим, что каждый из этих людей получает 2000р. в день, за 18 дней вся компания потратит 720 000р.
Обратив внимание на то, что вопросы на летучках задаются однотипные: что было сделано с момента последнего совещания? Что в работе? Что будет сделано до следующего дня? Какие "узкие" места в процессах мешают реализации? Какова мотивация и т.д. Список может меняться от команды к команде, однако этот периодический процесс совершенно точно поддается автоматизации.
Наш сервис позволяет создать опрос, настроить частоту и время запуска, выбрать подразделения. В назначенное время бот опрашивает каждого сотрудника через привычный для них мессенджер, а назначенные администраторы получают отчет в виде аналитики в личный кабинет (почту, телеграмм-канал).
Также с задачами: создаете задачу, назначаете ответственных, устанавливаете дедлайны. Бот в свою очередь с заданной периодичностью напоминает сотрудникам что на них висит задача, оповещение перестает приходить после того, как сотрудник отчитывается о выполнении задачи. Реализована возможность проводить анонимные замеры репутации, голосования любых типов, запускать на базе опросов тесты, прикладывать к ответам документы и фотографии.
Сотрудники подключается к боту по ссылке-приглашению, если мессенджер лёг- есть возможность сдать отчет в личном кабинете.
Как-то так, готов выслушивать критику о том, что есть Trello и Jiro, а на стендап-митингах команда должна общаться 😊
Эпизод 1. Белорусы – скрытая угроза, или как мы оформляли юридическое лицо.
Нас три учредителя, два белоруса и один гражданин РФ. Т.к. мы нацелились работать на международном рынке, просто пойти открыть ООО в России или стать резидентом Парка Высоких Технологий в Беларуси был не вариант. Самым оптимальным по затратам и налогам – открытие OU в Эстонии.
Дистанционное открытие стоило порядка 600 евро через юристов. Этот этап прошел достаточно гладко, за исключением того, чтобы заверить все документы приходилось ездить в другой город, а стоимость отправки документов через UPS из Беларусь в Эстонию (600 км) стоило 80 евро. Дешевле было отвезти самому на машине, если бы не карантин. В итоге со всеми свистоплясками и подготовкой документов открытие юридического лица заняло чуть более 3-х месяцев.
Стоит отметить, что выходцы из Беларуси или России, метящие на рынок Евросоюза, так или иначе столкнуться с тем, что общее отношение к нашим инициативам в Европе очень подозрительное. Череда скандалов с отмыванием денег на территории ЕС, санкционные новости и общий новостной фон в наших странах ставит на нас негласную метку High Risk. И действуют наши иностранные партнеры в этом случае по известной схеме: «то ли он шубу украл, то ли у него шубу украли, но что-то с ним не чисто». И если вам удается пройти первый этап с регистрацией компании - не расслабляйтесь и добро пожаловать во второй эпизод.
Эпизод 2. Атака вопросами, или как мы подключали платежную систему.
Нам было важно чтобы корпоративный и личный счет был в одном месте, а т.к на любом международном платежном сервисе отношение к белорусам предвзятое, выбор был не велик.
В принципе, начало процесса не предвещало проблем, до того момента пока мы не запросили оплату картами и не пришлось взаимодействовать с европейским банком. Нужно сказать, что не взирая на оперативную работу сотрудников платёжного сервиса, объем задаваемых вопросов увеличивался с каждым письмом.
Требования к сервису и документам учредителей приходили списками, в каждом из которых было не менее 20 (!) пунктов, каждый из которых необходимо выполнить, доказать и обосновать. Вопросов по техническим моментам к нам не было, но они настойчиво требовали ответ по любой мелочи: почему на сайте телефонный номер США? Подтвердите физический адрес офиса в Эстонии. Кем вам приходится арендодатель офиса? Есть ли у кого-то из бенефициаров навыки в IT? Отправьте документы с соответствующим образованием. Как связаны участники проекта с теми проектами которые удалось найти контрольному отделу в поисковых сетях?
Мы собирали все возможные заверенные нотариусом документы, но и там находились какие-то мелочи. Нам казалось, что над нами висит красный флажок. Мы уже начали опускать руки и рассматривать другие варианты, но, через полтора месяца долгой переписки мы все-таки получили одобрение. Выдохнули…
Эпизод 3. Атака на техподдержку. Как мы пытаемся продвигаться с минимальным бюджетом.
Ура, наконец-то мы можем работать. Как вы поняли из моего бомбления на цену отправки документов - бюджет у нас ограничен от слова "совсем".
Запускаем контекст на Google и Яндекс, наблюдаем… Движений минимум, цена кликов на некоторые фразы из категории «системы контроля сотрудников» стоят несколько долларов, такие мы себе позволить не можем. Берем более бюджетные запросы: «создать опрос телеграм», «голосование телеграм» и т.д. Со временем мы понимаем, что все эти запросы холостые, человеку не интересны наши бизнес-примочки для телеграм.
Пообщавшись несколько раз с технической поддержкой Яндекса, стало понятно, что они активно пропагандируют свою новую стратегию «цена за конверсию», где нейросети Яндекса в состоянии сами определить нашу ЦА. Окей, запускаем такую стратегию на медийную сеть (баннеры). Первый день: 200 переходов, 0 регистраций. Смотрим в чём проблема: огромное количество переходов с нулевой активностью с Камбоджи, Туркменистана, Молдовы и т.д. Снова корректируем и наблюдаем. Пока с этого источника ни одной регистрации, но будем наблюдать. Говорят, ему нужны месяцы чтобы раскачаться.
Также мы запустили рекламу на Facebook. По ней с нашими бюджетом активность минимальная, но отдельно хочется сказать про модераторов объявлений на русскоязычном фб – бОльших слоупоков я не встречал нигде. Зачастую ждать одобрения приходится более суток. Для сравнения: мы пробовали запускать таргетинг на Малайзию, там модерация занимает около 10 минут! Выводов по этому источнику пока делать рано, наблюдаем. Если эта статья вам понравится, расскажу о наших подвижках в следующих выпусках.
Как оказалось, на раннем этапе самым эффективным инструментом продвижения (по крайней мере в нашем случае), оказалось личное точечное общение с людьми, которые ищут похожий инструмент. Первых лидов я нашел в группе техподдержки схожего сервиса, который ушел на покой. Человек вступает в группу, спрашивает: «есть кто живой?». Тут в дело вступаю я и говорю, что «полномочия сервиса все» и «есть неплохая альтернатива». Источник не бог весь какой масштабный, но эффект всё же есть 😊
Еще одним способом был Linkedin. Знаю, что в России он заблокирован, но я из Беларуси и с этим проблем у нас нет. Там я нацелился на публику Scrum мастеров, которые, как мне казалось, смогут максимально оценить возможность проводить стендап-митинги через мессенджер. Написав порядка двумстам agile мастерам (за большее сервис требовал 45 евро), стало понятно, что классический Scrum Master не совсем наша ЦА, и вообще дополнительного софта они внедрять не хотят.
Эпизод 4. Новая надежда.
Параллельно всем моим телодвижениям, я имел наглость писать популярным бизнес-блогерам в инстаграм, с предложением о сотрудничестве. И каково же было мое удивление, когда один из крупнейших (около 900 тыс. подписчиков) медийных бизнесменов ответил и предложил сделать созвон по зуму.
Сама встреча прошла достаточно продуктивно, мы получили обратную связь и договорились о том, что вернемся с результатами через месяц. Но самое главное - он искренне хотел как-то нам помочь и предложил сделать бесплатную публикацию в сторис. От нас требовалась картинка или видео.
Заготовок видео у нас не было, за несколько часов наш СTO из картинок на сайте собрал ролик, и мы стали ждать час X.
Всплеск активности был, но выхлоп оказался гораздо меньше ожидаемого. Мы получили до 10 регистраций и проявление интереса в личке инстаграма.
Низкую реакцию я объясняю двумя причинами:
1) Отсутствием ссылки в сторис. Многие думали, что за этим инструментом нужно было приходить ко мне в личку;
2) В 15 секундное видео мы впихнули информацию обо всём, что умеет сервис, а нужно было рассказать какую проблему решает.
В любом случае, хочу передать ему большое спасибо. Скорее-всего он этого и не увидит, но сам жест был крайне благородным!
Эпизод 5. UX наносит ответный удар.
Как нам казалось, наша ЦА достаточно продвинутая, и проблем с настройкой сервиса у них не возникнет. Но людям было тяжело даже ввести два раза пароль и подтвердить регистрацию с одного и того же устройства. Смотря на количество настроек опроса, многим кажется, что мы перемудрили, однако изначально хотелось сделать как можно больше фич и учесть потребности копаний любого размера.
В сухом остатке: наш сервис функционирует около двух недель, у нас порядка 80 регистраций и около 15 добавленных компаний, нормально пользуются около 7…
В ближайших планах: определиться с ЦА и с ростом метрик начинать поиск инвестиций.
Если данный путь кому-то покажется интересным, с удовольствием вернусь через пару месяцев и расскажу что у нас получилось.
Спасибо всем, кто дочитал до конца, буду рад ответить на вопросы и принять ваши пожелания!