Как предпринимателю не разориться в первый год

На момент основания компании владелец полон энтузиазма, сил и энергии двигаться вперёд. По статистике всего 1 из 4-х стартапов существует больше года. Даже несмотря на это практически каждый успешный предприниматель провалил 3–6 компаний, прежде чем нашёл себя в бизнесе.

Чтобы попасть в число «счастливчиков» и перейти из разряда стартаперов в предприниматели, нужно справиться с большим количеством вызовов. По моим наблюдениям, самая частая причина закрытия стартапа — банкротство. Поделюсь своим опытом, почему так происходит.

Бизнес-модель изначально нерабочая

Большая часть начинающих предпринимателей банкротятся, потому что вкладывают изначально в проигрышную модель, то есть даже в теории эти компании не могли бы выжить.

Обязательно просчитайте досконально бизнес-модель своей компании, возможно её нужно просто закрыть и заняться чем-то другим, сэкономив на этом кучу денег и времени.

Несколько лет назад я проводил серию мастер-классов, на которых помогал компаниям просчитать бизнес-модель. Мы за 2 дня просчитывали все доходы, расходы, потенциальную прибыль и т. д. Большую часть времени мы тратили на то, чтобы просчитать маркетинг. Одна из самых колоссальных ошибок заключается именно в отсутствии просчёта бизнес-модели.

История из жизни

Молодая и инициативная девушка пообщалась с туроператором, который её вдохновил, и она решила открыть турагентство. Перспективы радужные, обещают 10% от проданных турпакетов, при этом обеспечивают готовыми рекламными материалами и готовыми предложениями для разных групп туристов. Окрылённая девушка начала делать бизнес. Она обзвонила всех своих знакомых и заработала первые деньги. Кажется, дело пошло. Пришлось снять помещение, появились помощник и определённые постоянные расходы. Первый год она проработала довольно хорошо, знакомых хватает, все ездят на отдых. К концу второго года она почувствовала, что является просто сотрудником в этом бизнесе и у неё почему-то нет денег, чтобы делать рекламу, привлекать новых клиентов, для создания сайта, чтобы нанять и обучить своих продавцов и т. д.

Спустя 3 года после открытия, она пришла на тренинг, и, когда мы считали бизнес-модель этого агентства и учли реальную стоимость привлечения нового клиента на туруслуги, оказалось, что этих 10%, предложенных турагентством, просто не хватит. Данная бизнес-модель не работала даже на бумаге, она рассчитана на таких предпринимателей, как эта девушка, которые пройдутся по своим знакомым и будут довольствоваться малым.

Именно поэтому качественно просчитанный бизнес-план в начале пути — важнейший момент. Иначе, как только данный вид деятельности переходит в реальный бизнес, у которого будет реклама, продажи, сотрудники, эта система просто рассыпется. И это именно та причина, из-за которой большинство малых бизнесов или предпринимателей не могут развиваться или даже разоряются, только ввязавшись в эту «драку». Они по-настоящему начинают понимать, каковы реальные расходы в этом бизнесе. До этого они просто играют в данную игру, потому что кто-то классно продал им идею вести бизнес.

Хороший пример — консультирование. Когда работает сам консультант (неважно, в какой сфере), он классно работает и отлично зарабатывает. Но, как только ему нужно нанять подчинённых, нужно принять во внимание, что из 10 нанятых в лучшем случае 3 станут консультантами. А во всех 10 человек нужно вложить деньги, ведь нельзя выпускать работать с клиентами не до конца обученного сотрудника. Мой бизнес — не исключение. Один консультант, который готов предоставлять консалтинг клиенту, обходится почти в 40 тысяч долларов.

Я гарантирую, что большинство начинающих предпринимателей не принимают во внимание, сколько времени и денег они тратят, чтобы себя профессионально подготовить.

конференция Высоцкий Консалтинг Александр Высоцкий
конференция Высоцкий Консалтинг Александр Высоцкий

Низкая организованность

Если бизнес-модель успешна и за неё берётся молодой предприниматель, то следующее, на чём обычно подрываются стартаперы, — организованность. Количество сотрудников начинает расти, эффективность на каждого работающего в компании падает далеко в пропасть, и от неуправляемости количество ошибок критически растёт.

В это время на плечи основателя ложится всё больше различных функций, и появляются первые сложности в организации работы. Всё больше времени уходит на управление, так как появился секретарь, продавцы, бухгалтер. Молодой предприниматель ещё не умеет правильно делегировать ключевые проекты. Клиенты, отчёты, контроль — всё это тоже лежит на нём самом. Параллельно с перегрузом самого предпринимателя резко снижается боевой дух в коллективе. Компания выходит на уровень самоокупаемости, и цель стартапа «выжить» выполнена. Так как у владельца нет времени поставить новые и более масштабные цели, то сотрудникам кажется, что они работают за «на новую машину шефу» за копейки.

Таким образом, второй кризис, который приходится переживать любой маленькой компании, — трансформация собственника. Происходит трансформация человека, который создал компанию и у которого всё было на уровне управления с помощью здравого смысла и личного общения, во владельца бизнеса с системой управления компанией, где у людей есть свои обязанности, какой-то карьерный рост, коммуникация и т. д.

История из жизни

Моя первая компания (компьютерная) не пережила этот кризис. А то, что главной проблемой в росте компании стало отсутствие администрирования, я упорно не замечал, предпочитая перекладывать вину на обстоятельства, на которые явно не мог повлиять. Рост дохода практически остановился, и, после того как я покинул компанию, она существовала ещё несколько лет, но её доход оставался на одном и том же уровне. По сути, компания медленно деградировала: вырвавшись в лидеры на первых этапах своего развития, она постепенно утрачивала свои позиции, теряя клиентов и компетентных сотрудников. Во втором бизнесе (по производству орденов и наград) мне удалось найти инструменты, и он успешно пережил этот управленческий кризис.

- Александр Высоцкий

44
2 комментария

Все советы ну очень очевидны. Ожидал прочитать что то "заковыристое".
Но если учесть, что встречаются кадры которые регят ИП, а потом задаются вопросом - "Что дальше?", плюсану)

1
Ответить

Если всё считать в начале, настроения на открытия бизнеса не будет )

Ответить