Как избежать банкротства на ранних стадиях развития компании?

Ицхак Адизес в 1988 в своей работе «Corporate Lifecycles» изложил свою идею «необходимости управления жизненным циклом организации» (если интересно, с этой теорией можно ознакомиться в его книге с аналогичным названием) .

Согласно этой идеи, каждая компания в своем развитии проходит 10 этапов, каждый из которых характеризуется своими задачами.

Этапы развития компании по Адизесу
Этапы развития компании по Адизесу

Часть задач, по мнению автора, являются естественными, часть - аномальными. Естественные задачи - задачи, которые соответствуют текущему этапу развития компании; аномальные - задачи “на вырост”, которые не ожидаются на данном этапе развития компании.

Ицхак Адизес, рекомендует собственникам/руководителям, в первую очередь решать аномальные задачи, так как естественные задачи могут разрешиться без их участия, а отсутствие решения аномальных задач, может привести к снижению эффективности компании.

Более подробно о задачах можно прочитать здесь, при этом обратите внимание, что в статье говориться о “проблемах”, я же считаю, что “проблема” - это последствия вовремя не решенной задачи

Если посмотреть на указанные задачи с точки зрения опыта, то можно с уверенностью сказать, что БЕЗДЕЙСТВИЕ при их наличии может привести компанию к банкротству по причине:

Этап 1. Зарождение

(БЕЗДЕЙСТВИЕ при наличии => ПРИЧИНЫ банкротства)

Нечеткие задачи и смешение функций => Компания не выходит в точку безубыточности в нужный срок

Полное отсутствие страха => Компания не готова к возникшим "незапланированным" изменениям во внешней среде

Этап 2. Младенчество

(БЕЗДЕЙСТВИЕ при наличии => ПРИЧИНЫ банкротства)

Быстрое принятие решений без изучения всех тонкостей вопроса приводит к новым проблемам => Принятие решений, которые привели к потере или длительному замораживанию денег

Недостаток правил и процедур для эффективного управления => Дорогой процесс управления: высококвалифицированные сотрудники вместо задач развития решают копеечные тактические задачи

Отрицательный денежный поток => Отсутствие денег для выполнения обязательств компании

Непрогнозируемый и скачкообразный отрицательный денежный поток => Отсутствие денег для выполнения обязательств компании

Нецелевое и неэффективное использование инвестиций => Нет возможности окупить инвестиции

Чрезмерный контроль, который парализует работу => Компания тратит деньги на простои сотрудников вызванные "занятостью" руководителя

Этап 3. Высокая активность

(БЕЗДЕЙСТВИЕ при наличии => ПРИЧИНЫ банкротства)

Излишняя уверенность компании в успехе => Компания не готова к возникшим "неблагоприятным" изменениям во внешней среде

Отсутствие или недостаточный контроль за издержками, бюджетированием и анализом движения денежных средств => Отсутствие собственных средств, все деньги проедаются, нет запаса прочности на случай форс-мажора

Путаница в приоритетах, ответственности и функциях => Потеря денег вследствие неэффективного взаимодействия внутри компании

Недостаток делегирования и дистанционное руководство => Компания тратит деньги на простои сотрудников вызванные "занятостью" руководителя

Отток ключевых людей компании => Инвестиции в качественный персонал превышают средний уровень по отрасли

Этап 4. Юность

(БЕЗДЕЙСТВИЕ при наличии => ПРИЧИНЫ банкротства)

Вражда между старыми и новыми сотрудниками => Потеря денег вследствие неэффективного взаимодействия внутри компании

Отсутствие целей и фокуса на прибыль => Отсутствие развития компании, т.е. отставание от конкурентов и потеря клиентов

Рост прибыли при стагнации продаж => Потеря доли рынка

Невозможность контролировать прибыльность бизнеса => Отсутствие прибыли, расходы превышают доходы, потеря гибкости для заказчиков

Полное отсутствие делегирования полномочий и децентрализации управления => Аппарат управления съедает всю прибыль

Уход ценных сотрудников из компании => Потеря инвестиций вложенных в ценных сотрудников

Этап 5. Расцвет

(БЕЗДЕЙСТВИЕ при наличии => ПРИЧИНЫ банкротства)

Снижение темпов роста => Отсутствие развития компании, т.е. отставание от конкурентов и потеря клиентов

Т.е., очевидно, что эти задачи можно назвать “скрытыми” причинами банкротства.

Большую часть указанных причин банкротства можно устранить при помощи внедрения и использования инструментов управления финансами, такими как:

1. Финансовая модель

Финансовая модель - оцифрованные и взаимоувязанные между собой количественные и денежные показатели вашей идеи.

2. Ведение управленческой базы данных

Управленческая база данных - это журнал всех операций компании организованный таким образом, чтобы руководитель и собственник компании могли оперативно получать именно ту информацию, которая им нужна для управления. Прошу не путать с бухгалтерской базой данных, т.к. она служит исключительно для расчетов с государством.

3. Платежный календарь

Платежный календарь - это инструмент прогнозирования будущего денежного потока и, как следствие, будущего остатка денег в компании.

4. Целевые фонды

Целевые фонды - это инструмент разделения денег компании на отдельные фонды/кошельки/кучки и установление твердых правил что из какого фонда финансируется.

5. Система целевых показателей

Целевые показатели - это система “маленьких шагов” по достижению огромной цели компании, которая сформирована в тех показателях, на достижение которые может прямо влиять именно тот или иной процесс в компании.

6. Система мотивации

Система мотивации - система привязки оплаты труда сотрудника к достигнутым им результатам.

Благодарю за то, что дочитали до конца статьи.

Предлагаю Вам оставить в комментариях название инструмента, о котором Вы бы хотели узнать подробней и я отвечу на Ваш комментарий ссылкой на статью, которую подготовлю по данному инструменту.

55
4 комментария