Как избежать банкротства на ранних стадиях развития компании?
Ицхак Адизес в 1988 в своей работе «Corporate Lifecycles» изложил свою идею «необходимости управления жизненным циклом организации» (если интересно, с этой теорией можно ознакомиться в его книге с аналогичным названием) .
Согласно этой идеи, каждая компания в своем развитии проходит 10 этапов, каждый из которых характеризуется своими задачами.
Часть задач, по мнению автора, являются естественными, часть - аномальными. Естественные задачи - задачи, которые соответствуют текущему этапу развития компании; аномальные - задачи “на вырост”, которые не ожидаются на данном этапе развития компании.
Ицхак Адизес, рекомендует собственникам/руководителям, в первую очередь решать аномальные задачи, так как естественные задачи могут разрешиться без их участия, а отсутствие решения аномальных задач, может привести к снижению эффективности компании.
Более подробно о задачах можно прочитать здесь, при этом обратите внимание, что в статье говориться о “проблемах”, я же считаю, что “проблема” - это последствия вовремя не решенной задачи
Если посмотреть на указанные задачи с точки зрения опыта, то можно с уверенностью сказать, что БЕЗДЕЙСТВИЕ при их наличии может привести компанию к банкротству по причине:
Этап 1. Зарождение
(БЕЗДЕЙСТВИЕ при наличии => ПРИЧИНЫ банкротства)
Нечеткие задачи и смешение функций => Компания не выходит в точку безубыточности в нужный срок
Полное отсутствие страха => Компания не готова к возникшим "незапланированным" изменениям во внешней среде
Этап 2. Младенчество
(БЕЗДЕЙСТВИЕ при наличии => ПРИЧИНЫ банкротства)
Быстрое принятие решений без изучения всех тонкостей вопроса приводит к новым проблемам => Принятие решений, которые привели к потере или длительному замораживанию денег
Недостаток правил и процедур для эффективного управления => Дорогой процесс управления: высококвалифицированные сотрудники вместо задач развития решают копеечные тактические задачи
Отрицательный денежный поток => Отсутствие денег для выполнения обязательств компании
Непрогнозируемый и скачкообразный отрицательный денежный поток => Отсутствие денег для выполнения обязательств компании
Нецелевое и неэффективное использование инвестиций => Нет возможности окупить инвестиции
Чрезмерный контроль, который парализует работу => Компания тратит деньги на простои сотрудников вызванные "занятостью" руководителя
Этап 3. Высокая активность
(БЕЗДЕЙСТВИЕ при наличии => ПРИЧИНЫ банкротства)
Излишняя уверенность компании в успехе => Компания не готова к возникшим "неблагоприятным" изменениям во внешней среде
Отсутствие или недостаточный контроль за издержками, бюджетированием и анализом движения денежных средств => Отсутствие собственных средств, все деньги проедаются, нет запаса прочности на случай форс-мажора
Путаница в приоритетах, ответственности и функциях => Потеря денег вследствие неэффективного взаимодействия внутри компании
Недостаток делегирования и дистанционное руководство => Компания тратит деньги на простои сотрудников вызванные "занятостью" руководителя
Отток ключевых людей компании => Инвестиции в качественный персонал превышают средний уровень по отрасли
Этап 4. Юность
(БЕЗДЕЙСТВИЕ при наличии => ПРИЧИНЫ банкротства)
Вражда между старыми и новыми сотрудниками => Потеря денег вследствие неэффективного взаимодействия внутри компании
Отсутствие целей и фокуса на прибыль => Отсутствие развития компании, т.е. отставание от конкурентов и потеря клиентов
Рост прибыли при стагнации продаж => Потеря доли рынка
Невозможность контролировать прибыльность бизнеса => Отсутствие прибыли, расходы превышают доходы, потеря гибкости для заказчиков
Полное отсутствие делегирования полномочий и децентрализации управления => Аппарат управления съедает всю прибыль
Уход ценных сотрудников из компании => Потеря инвестиций вложенных в ценных сотрудников
Этап 5. Расцвет
(БЕЗДЕЙСТВИЕ при наличии => ПРИЧИНЫ банкротства)
Снижение темпов роста => Отсутствие развития компании, т.е. отставание от конкурентов и потеря клиентов
Т.е., очевидно, что эти задачи можно назвать “скрытыми” причинами банкротства.
Большую часть указанных причин банкротства можно устранить при помощи внедрения и использования инструментов управления финансами, такими как:
1. Финансовая модель
Финансовая модель - оцифрованные и взаимоувязанные между собой количественные и денежные показатели вашей идеи.
2. Ведение управленческой базы данных
Управленческая база данных - это журнал всех операций компании организованный таким образом, чтобы руководитель и собственник компании могли оперативно получать именно ту информацию, которая им нужна для управления. Прошу не путать с бухгалтерской базой данных, т.к. она служит исключительно для расчетов с государством.
3. Платежный календарь
Платежный календарь - это инструмент прогнозирования будущего денежного потока и, как следствие, будущего остатка денег в компании.
4. Целевые фонды
Целевые фонды - это инструмент разделения денег компании на отдельные фонды/кошельки/кучки и установление твердых правил что из какого фонда финансируется.
5. Система целевых показателей
Целевые показатели - это система “маленьких шагов” по достижению огромной цели компании, которая сформирована в тех показателях, на достижение которые может прямо влиять именно тот или иной процесс в компании.
6. Система мотивации
Система мотивации - система привязки оплаты труда сотрудника к достигнутым им результатам.
Благодарю за то, что дочитали до конца статьи.
Предлагаю Вам оставить в комментариях название инструмента, о котором Вы бы хотели узнать подробней и я отвечу на Ваш комментарий ссылкой на статью, которую подготовлю по данному инструменту.
Если наемный директор вор окажется - то банкротства не избежать. Контора да же до первого этапа не дотянет )))
Да, согласна. Для того, что бы этого избежать, собственнику нужно регулярно (не имею в виду каждый день) смотреть на динамику главных показателей: сколько заработали прибыли, сколько кеша наличного и безналичного, почему эти два показателя не идентичны.
Трудновато читать такие врезки (БЕЗДЕЙСТВИЕ при наличии => ПРИЧИНЫ банкротства). Можно же без стрелочек обходиться, просто словами? Начинаешь думать, что пропускаешь какой-то скрытый смысл...
Благодарю за рекомендацию. Без врезок есть в моем личном блоге. Ссылка на полный текст - в конце статьи.