Норвежские корни, Jay-Z и основатель Twitter: история музыкального сервиса Tidal, который снова поменял владельца
История Tidal: норвежский сервис, вышедший на рынок США
Будущие создатели Tidal Йорген Адольфссон, Кристер Монссон и Клас Халлквист в 1995 году работали в шведском операторе связи Europolitan. В 1998-м Адольфссон и Монссон узнали о новой для того времени технологии WAP (Wireless Application Protocol). Она позволяла загрузить любой цифровой контент на телефон, если на нём установлен WAP-браузер.
Изучив возможности новой технологии, они покинули Europolitan и основали собственную компанию Aspiro. C 1998 года она продавала мобильным операторам пакеты WAP-услуг: интерактивные игры, гороскопы и рингтоны для телефонов.
В 2010 году Aspiro вместе с сетью музыкальных магазинов Platekompaniet и телекоммуникационной компанией Telenor запустила музыкальный сервис WiMP.
Музыка в нём была доступна в форматах AAC+64 и AAC+256 (для высокого качества). В это же время Spotify, ближайший конкурент WiMP, транслировал музыку с более высоким битрейтом, но в другом аудиоформате — 320 кбит/Ogg Vorbis.
К 2011 году WiMP работал в четырёх странах — Норвегии, Дании, Швеции и Португалии. Число пользователей на тот момент достигло 300 тысяч.
В 2012 году WiMP запустился в Польше, а количество его платных подписчиков (без учета пробных подписок) возросло в пяти странах до 350 тысяч человек. Кроме того, сервис заработал и на спутниковом телевидении — как опция норвежского провайдера Canal Digital. В качестве дополнительной услуги WiMP предлагали и мобильные операторы.
Начиная с 2013 года, WiMP кодировал треки в формате AAC+96 с битрейтом 96 кбит/с, MP3 256, FLAC и AAC с битрейтом 320 кбит/с. Это позволило WiMP продавать музыку более высокого качества, чем у конкурентов.
Другие компании тоже запускали похожие сервисы, но у них были ограничения. Например, приложение Deezer Elite от компании Deezer работало только с оборудованием Sonos.
Чтобы продвигать сервис в других европейских странах и США, в этом же году Aspiro заключила сделки с местными телекоммуникационными компаниями.
В переводе с английского слово «wimp» означает «тряпка, зануда», поэтому на новом рынке WiMP запустился как Tidal. Учётные записи пользователей при этом работали в обоих сервисах.
Несмотря на растущую общую выручку в 2014 году (€31,9 млн, рост 22% год к году), убытки компании составили €8,9 млн.
Совет директоров Aspiro сообщил, что WiMP не окупил себя за последние 12 месяцев. И в 2015 году продал сервис музыканту Jay-Z и его компании Project Panther Bidco за $56 млн.
Продвижение после продажи
30 марта 2015 года Jay-Z, его жена Бейонсе и другие музыканты — Мадонна, Daft Punk, Канье Уэст и другие — заменили свои аватары в Twitter на бирюзовые однотонные картинки и запустили флешмоб: пользователей призвали менять аватары и ставить хэштег «TidalForAll».
Позже артисты провели презентацию сервиса: вышли на сцену и подписали декларацию Tidal. Его представили как проект, который принадлежит артистам. По данным компании, сразу после презентации на сервис пришло ещё 100 тысяч подписчиков.
Реакция прессы на перезапуск Tidal оказалась преимущественно плохой. Как писал Billboard, первые критики заметили, что Tidal — это эксклюзивный клуб уже состоятельных музыкантов, которые хотят заработать еще больше денег.
Совладельцев упрекнули в организации помпезного мероприятия, на котором они — обладатели приличных состояний — со сцены призывали фанатов не жадничать и больше тратить на музыку. Фанаты в Twitter, в свою очередь, призывали называть вещи своими именами и не приписывать себе роль спасителей искусства.
Скандалы, связанные с Tidal
В 2015 году сервис продавал подписку на треки в высоком качестве за $19,99 в месяц. Tidal получал разные отзывы: некоторые обозреватели писали, что они «потрясены» качеством звука, а музыка звучала «прекрасно». Другие критиковали сервис за неудачный дизайн и стоимость — она была вдвое выше, чем у Apple Music и Spotify.
Но по мнению USA Today, для «потребителя, слушающего музыку в машине» нет разницы между звуком в качестве 256 Кбит/с или более высоким качеством FLAC.
В Tidal заявляли, что платят исполнителям в четыре раза больше, чем Spotify: $0,026 за прослушивание против $0,0072.
Канье Уэст в том же году после эксклюзивной премьеры на Tidal заявил, что никогда не появится у конкурентов. Но и Spotify, и Apple опубликовали его альбом.
В 2017 году после публикации альбома на других сервисах Канье Уэст расторг договор с Tidal и подал на него в суд за неуплату гонораров в $3,5 млн. Судебную тяжбу уладили в 2019 году примирением сторон.
В 2017 году Jay-Z сначала убрал свои треки из Spotify, а затем вернул в 2019-м.
Большие гонорары артистам и выкуп прав на эксклюзивное издание альбомов подвергли критике. По мнению британской певицы Лили Аллен, политика Tidal только подтолкнула к массовому возвращению людей на пиратские сайты.
Ещё около 95 тысяч подписчиков было зарегистрировано непосредственно на сервисе WiMP, а 391 тысяча — через партнёрские подписки операторов и телевизионные компании. В сумме это составило 503 тысячи подписчиков, большая часть которых унаследована от WiMP.
В сентябре того же года ситуация повторилась: в Twitter Jay-Z написал про 1 млн подписчиков, в то время как их реальное количество составляло 350 тысяч человек. В 2016 году компания заявила о 3 млн подписчиков при реальном количестве активных пользователей в 1,2 млн. Компания в итоге признала расхождения в цифрах.
23 января 2017 года телекоммуникационная компания Sprint купила 33% Tidal за $200 млн.
В 2018 году стало известно, что Tidal завышал гонорары Канье Уэсту и Бейонсе. Спустя десять дней после релиза альбома Уэста Tidal заявил о 250 млн прослушиваний, тогда же сервис говорил о 3 млн подписчиков.
Норвежская газета Dagens Næringsliv подсчитала: чтобы добиться такого числа прослушиваний, каждый подписчик должен был слушать альбом минимум восемь раз в день. Норвежский институт науки и технологий провёл исследование для газеты и обнаружил манипуляции с показателями сервиса.
Из исследования также выяснилось, что один из пользователей Tidal прослушал одну песню из альбома Бейонсе Lemonade 180 раз за сутки. Издание Variety приводит данные Dagens Næringsliv: Tidal заплатил лейблу Бейонсе Sony более $4 млн за апрель и май 2016 года, из которых гонорар за Lemonade составил $2,5 млн, лейблу West Universal — €3,2 млн, из которых €2 млн за альбом Канье Уэста.
В ответ представители Tidal обвинили газету в краже данных и фальсификации сведений.
Tidal сейчас
Издание Vox предполагало, что Tidal станет продавать мерч от исполнителей, а также устраивать дополнительные стримы, так как в условиях пандемии у артистов меньше гастролей.
Можно только позавидовать способности Jay-Z продавать говно под видом конфетки.
и немало на всем этом зарабатывает товарищ) Интересно, на наш рынок выйдет?
У них в слове Tilda опечатка
У них разработкой сайта занимался индус по имени Тидал.
От конструктора сайтов до нашумевшей компании в музыкальной индустрии
Пользуюсь Deezer HIFI за 255₽ в месяц. Попробовать TIDAL интересно, но в России их нет и запустятся ли, неизвестно.
Комментарий недоступен