«Мы лишили людей выбора, и количество заказов резко выросло»: опыт сервиса экспресс-доставки обедов «Голод»
Директор по маркетингу сервиса по экспресс-доставке обедов «Голод» Тимурмалик Эльмурадов написал для vc.ru колонку, в которой рассказал, как их приложение увеличило продажи за счёт сокращения выбора в ежедневном меню.
В январе 2016 года, когда приложение было еще только на стадии макетов, мы планировали, что в меню будет пять позиций: горячее, суп, салат, бургер, напиток. Доставлять ещё больше вариантов казалось заманчивым, но абсолютно не вписывалось в нашу модель, где ставка делалась на концепцию «заказ в один клик».
Месяц спустя мы решили свести выбор к трём позициям, объединив несколько блюд в один комплексный ланч. Сделано это было потому, что с точки зрения логистики полноценно покрывать территорию доставки для каждого товара было проблематично.
Отдав дань современным тенденциям, мы решили добавить ещё один ланч – диетический, он же низкокалорийный. Ещё два месяца спустя мы отказались сначала от бургеров, а потом и от напитков.
Каждый раз, когда мы убирали что-то из меню, количество заказов росло на 12-19%. К сентябрю 2016 года всё наше меню сводилось к двум ланчам: классический и диетический. В январе 2017 года мы убрали диетический сет и выросли на 23%, перевалив за количество в 200 ланчей в день.
![«Мы лишили людей выбора, и количество заказов резко выросло»: опыт сервиса экспресс-доставки обедов «Голод»](https://png.cmtt.space/paper-media/01/b3/53/72da64454936c0.jpg)
Меньше — значит лучше
В социологии это называется парадоксом ограниченного выбора. Впервые о нём заговорили ещё в середине 20 века, когда американский экономист Кеннет Джозеф Эрроу опубликовал свою теорему о невозможности коллективного выбора.
Эрроу писал, что практически невозможно объединить индивидуальные предпочтения разных людей и получить результат, который бы полностью удовлетворял интересам этих людей и не противоречил логике.
В начале 21 века американской социолог Барри Шварц в своей работе «Парадокс выбора: Почему «больше» значит «меньше»?» дополнил эту идею современными экономическими условиями и пришёл к выводу, что успешным являются те решения, которые предполагают для потребителя практически полное отсутствие выбора, либо ограниченный выбор между схожими альтернативами.
В дальнейшем целый ряд психологов, экономистов и социологов публиковали работы, суть которых сводилась к утверждению, что иногда «меньше — значит лучше». Проводились даже специальные эксперименты, вроде тех, что были с джемом и шоколадом.
И там, и тут выяснилось, что при одинаковом качестве продукта потребители делают выбор в пользу тех стоек, где предлагается ограниченный выбор. Тогда же выяснилось, что большой выбор приводит к чрезмерной когнитивной нагрузке, в результате чего человек теряется, а ощущение риска резко возрастает.
Больше выбора — больше отказов
Одними из первых в мобайле это начали использовать дейтинг-сервисы. Tinder, Match, OkCupid показывают пользователю лишь тех, кто находится в непосредственной близости от него. Если раньше партнёра можно было искать хоть по всему миру, или хотя бы в своей стране, то теперь в том же Tinder пользователя ограничивают 160 километрами.
В результате вероятность найти подходящего человека резко возрастает — «меньше, да лучше». Отдельные авторы вообще считают, что чрезмерно большой выбор привел к тому, что люди начали строить семьи в гораздо позднем возрасте, чем во времена их родителей — современные миллениалы боятся сделать ошибку и предпочитают откладывать решение на потом. Tinder сделал ставку на это и преуспел.
Еще один яркий пример — Uber, который просто предлагал поездку на такси с отсутствием практически каких-либо опций, что делало его более привлекательным не только на фоне традиционных служб такси, но и других онлайн-сервисов.
![«Мы лишили людей выбора, и количество заказов резко выросло»: опыт сервиса экспресс-доставки обедов «Голод»](https://png.cmtt.space/paper-media/6e/dc/21/56ea31a9c1a818.png)
Автор скриншотов, сотрудник исследовательского центра Human Factor International, специалист по UX Анкуш Самант указывает, что при выходе из аэропорта сразу открыл Uber и Ola. В обоих приложениях поблизости было достаточно машин, цены тоже были одинаковыми, но автор сделал выбор в пользу Uber.
По его словам, ему в тот момент нужно было просто доехать из аэропорта до дома, и интерфейс Ola с предложениями «micro», «mini», «share» и другими опциями отпугнул его. Так Uber получил клиента, а Ola — отказ в приложении.
При оформлении заказа в нашем приложении нет никаких «брошенных корзин», лидов, звонков и прочих «крючков» – мы не стремимся подвергать пользователя терапии большого выбора.
Однако поняли мы это не сразу и в первое время пытались двигаться в сторону расширения меню — добавляли компоты, блины, бургеры, блюда для веганов, постные ланчи и так далее. Одновременно с этим менялась и статистика отказов в приложении при ровном темпе прироста новых пользователей — чем легче был выбор, тем меньше людей покидало приложение, ничего не заказав.
![«Мы лишили людей выбора, и количество заказов резко выросло»: опыт сервиса экспресс-доставки обедов «Голод»](https://png.cmtt.space/paper-media/68/32/d2/32b5a7c005984e.jpg)
Одно время мы в компании думали, что отказы обусловлены блюдами. К примеру, мы заметили, что котлеты с картофельным пюре покупают охотнее, нежели кускус с курицей в кокосовом соусе. Безусловно, продукт обеспечивает какой-то процент, но основная часть отказов приходилась на те недели, когда у нас в меню был большой выбор, даже при том, что в нём были самые популярные блюда.
Почему это не всегда работает
Точно так же, как иногда нужно просто быстро доехать из точки А в точку Б, людям бывает нужно просто поесть. Не листать страницы с меню, не перебирать отзывы и комбинации гарниров. В такой ситуации ограниченный выбор экономит время, на что и сделана основная ставка. Время обеда во многих компаниях ограничено, а бывают ситуации, когда его вовсе нет.
Вот, казалось бы, нашли решение для любого бизнеса – просто убрать лишние позиции, ограничить ассортимент, поставить пользователя перед фактом и вперёд.
На самом деле, нет. Если в случае такси, обеда на борту самолета или доставки ланча ещё можно оставить в меню всего пару позиций и получить довольных потребителей, то в случае с обувным магазином или строительными материалами такой трюк не пройдет. И это очевидно. Другой вопрос, часто ли вы покупаете ботинки или набор отвёрток через приложение в телефоне?
Тем не менее, такой парадокс можно использовать не только в обедах или такси. Взять хотя бы пиццу – многие не знают, но вариантов пиццы насчитывается несколько тысяч, и при заказе выбирают ту, что содержит знакомые классические ингредиенты. Точно так же, как есть люди, которым обязательно нужен автомобиль с детским креслом, и на меньшее они не согласны, так и тут есть люди, которые если и едят пиццу, то только, условно, с перчиками халапеньо.
Однако они скорее исключение, и больший процент приходится на тех, кто согласен на просто хороший автомобиль или вкусную и горячую пиццу — но только при условии, что их подадут и привезут здесь и сейчас.
Если копнуть глубже, то можно заглянуть в продуктовый ecommerce. В ситуации, когда человеку просто нужно молоко для кофе, а магазин далеко или уже закрылся, ему уже будет не столь важно, 11% жирности оно или 11,5% — было бы свежее и вкусное, да и только. Так появляется усредненная позиция «Молоко», которая отлично смотрелась бы в рамках парадокса и доставлялась бы за те же 8 минут.
Пример — турецкое приложение Getir, одним из авторов которого является основатель «Яндекса» Аркадий Волож, где выбор корма для животных или подгузников сводится только к вопросу о весе и объёме упаковки. Один производитель, один клик, несколько минут доставки.
Все, что делает Uber, только вместо подачи такси пена для бритья, батарейки, собачий корм и другие предметы первой необходимости. Туалетная бумага, ассортимент которой на стеллаже в супермаркете может занимать несколько метров, в приложении превращается в крошечный пиксель.
![«Мы лишили людей выбора, и количество заказов резко выросло»: опыт сервиса экспресс-доставки обедов «Голод»](https://png.cmtt.space/paper-media/9e/ec/0f/c86dd1bcb99dd5.jpg)
В конце концов, у клиента всегда остается как минимум главный выбор: либо воспользоваться сервисом, либо нет. А это значит, чтобы склонить его в свою сторону, вы должны соответствовать ожидаемому уровню обслуживания.
Если доставлять каждый день новый, но всё-таки один тип ланча, то пусть это будет вкусный, свежий, полезный и сытный ланч. Если в приложении только один тип такси, то пусть водитель приезжает неизменно вовремя, на чистой машине и опрятно одетым. Только при таком условии можно куда-то расти и что-то делать.
Как специалист по HCI могу поспорить с автором. Примеры подобраны - предвзято. Ссылки на чужие исследования не релевантны.
Ваша модель работает только на высоко-конкурентных рынках, где предложения есть от сотен аналогичных сервис-провайдеров. Выбирая вас, и осознавая ваше позиционирование, пользователь уже сделал выбор заранее, до входа в ваше приложение или сайт. Таким образом дополнительный выбор внутри, лишь "морочит" ему голову.
Пример с ресторанами быстрого питания, которые стоят на одной улице, вот Мак-Дональдс, , вот Пицца-Хат, вот Крошка-Картошка. Выбор осуществляется на улице или на фудкорте, и раз уж он зашел в Бургер-Кинг то значит он хочет гамбургеров, и тут доп. меню приведет только к расфокусировке, и потере позиционирования заведения.
Совершено другое поведение будет когда потребитель пошел в супермаркет. Он желает огромного выбора, и отсутствие любимого "цветочного чая с острова Бали, с зеленинкими цветочками на упаковке", приведет к тому что в следующий раз он поедет в другой супермаркет. Только если этот супермаркет не занимает нишу супердискаунтера как например Aldi который предлагает всего 1000 наименований но по очень низким ценам. Или Costco который удерживает покупателей членскими взносами, и особыми условиями, благодаря чему потребители готовы простить отсутствие чая с Бали.
Итог: Ваши соображения будут работать не везде и не всегда. И в первую очередь связанны с вашим позиционированием и тем как понимают вашу модель ваши потребители. Позиционируясь как "заказ в один клик, для удовлетворения сиюминутного голода", удивительно зачем вы вообще проводили все эти эксперименты с расширением меню.
Все очень точно, нечего добавить.
Полностью поддерживаю.
Сервис растёт в кол-ве заказов, но интересно было бы узнать - рост этот за счёт тех, кто раньше установил приложение, либо есть рост скачиваний и установок + заказов новых ?
Там же в самом материале оговорка, что относиться нужно с осторожностью к схемам, где привычен широкий выбор: обуви или стройматериалов. Тут вы со своим чаем. OMG.
Люди покупают в основном одно и то же. Если будет "потестить новый чай для прикола в один клик" - я выберу это, потому что читать упаковки - боже, мой мозг и так пухнет.
А в одежде я бы просто убрала те цвета, модели, марки и длину каблука, которые я никогда не ношу.
Отлично бы отнеслась к сервису: чёрныебалетки.ком.
Мы иногда пользуемся вашим сервисом.
1. Круто, что нет выбора и один набор – лишает необходимости ломать голову
2. Круто, что привозят быстро. Иногда даже заказываешь, отвлекся, а уже звонят, что надо забирать
Но хочется, чтобы работали над меню и качеством/вкусностью еды. Кремы-супы – какая-то постная жижа. Котлеты с гарниром часто бывают сухие – не хватает соусов.
Если качество блюд улучшится, то будет вообще :fire:
Спасибо! Да, в кус-кус и басмати соуса не так много, как хотелось бы, это правда - если добавлять в гарнир, то он разбухает, поэтому сейчас будем поставлять отдельно, как сметану.
Политтехнологи у нас тоже применяют это на выборах.
А если серьезно, отличная статья, спс