Меня зовут Александр Неделюк и я профессиональный бизнес-брокер — это значит, что я занимаюсь продажей готовых бизнесов и привлечением инвестиций.
В этой статье я расскажу, как и почему у нас сорвалась крупная сделка, а также как проходят такие сделки изнутри.
Досадная история, но мне кажется, что продавец изначально не был заинтересован в продаже.
Несколько вопросов по теме.
1)Как более менее правильно оценить малый бизнес ? Что-то типа чистая прибыль умноженная на кол-во месяцев окупаемости?
2)И как понять у какого бизнеса какой средний срок окупаемости должен быть?
3) Если например оценивать магазин, стоимость складских запасов идет плюсом сверху к оценочной стоимости?
Я не брокер, он ответит сам, но я вкину свои пять копеек, потом сравним)
1) Не забывайте, что это рынок. Люди готовы платить больше за ожидания и меньше из-за рисков.
Точной формулы нет, примерно - прибыль * 12-24 месяца, если речь идёт о малом бизнесе.
Нужно учитывать риски, возможный рост и прочие коэффициенты.
2) Запросы формирует рынок. Для ларька с шаурмой - хочется вложить и через пол года получать доход, для завода с заключенными контрактами можно и лет десять ждать окупаемости. Чем надёжнее и серьёзней бизнес, тем дольше он может окупаться. Чем сложнее строить бизнес с нуля, тем дороже будет готовый.
3) В общем случае - да, на сколько я знаю)
Спасибо за вопросы)
1. Да, по большому счету так. В разных сферах разные мультипликаторы. Кроме того мультипликатор будет зависеть от степени автоматизации бизнеса, самого рынка и рисков для покупателя.
Но есть нюансы — убыточные бизнесы (тоже продаются, как и все остальное), там сложнее оценить стоимость. Кроме того есть бизнесы с большой стоимостью материальных активов, там тоже расчет несколько иной.
Однако, в конечном итоге покупатели принимают для себя решение исходя из окупаемости и рисков.
2. Тут надо разбираться, но чем более стабильный бизнес — тем дольше. Условно онлайн школа или инстаграм магазин нормально продавать за 5-10 месяцев, а более-менее крупное производство будет оцениваться в 3-5 лет.
3. Не всегда, как правило стоит либо оптимизировать товарный остаток, либо включать его в стоимость. Исключение — когда доходность существенно меньше товарного остатка, тогда вопрос к эффективности самого бизнеса.