Цифровая экосистема Alibaba Group: какие там сервисы, для чего они нужны и сколько из них вы знаете
Через 15 лет четверть планеты будет пользоваться продуктами Alibaba
Вы в блоге Heads and Hands — в доме цифровых экосистем и супераппов. Мы их создаем и исследуем, рассказываем про пользовательский опыт и мобильную коммерцию. Вступайте, чтобы быть в курсе и подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Alibaba Group — цифровая экосистема для продавцов и покупателей. Она появилась в 1999 году как торговая площадка для малого и среднего бизнеса и за 22 года расширилась до 700 разных бизнесов. Туда входят B2B платформы, логистические службы, рекламные сети, инструменты облачных вычислений, финансовые сервисы, развлечения и медиа активы:
Электронная торговля осталась ядром экосистемы и приносит компании 87% выручки. Сервисы из других сегментов поддерживают и ускоряют рост e-commerce направлений:
Alibaba Group предоставляет полную торговую инфраструктуру для клиентов и позволяет создать бизнес из любой точки планеты. Ее продукты помогают с процессами закупки, сбыта, продвижения, с выходом на мировые рынки, с поиском покупателей, доставкой и обработкой платежей. То есть экосистема отвечает на 5 главных вопросов любого e-commerce проекта:
- Где закупать товары
- Где их продавать
- Как продвигать магазин
- Как принимать платежи
- Как доставлять заказы
Давайте посмотрим, какие цифровые сервисы Alibaba Group отвечают на эти вопросы, делают экосистему главной e-commerce-кузницей и должны помочь компании увеличить количество активных пользователей до 2 млрд к 2035 году.
Вопрос №1. Где закупать товары
Alibaba.com. Самая крупная B2B-платформа в мире. Здесь закупаются иностранные оптовики, производители, перекупщики и фулфилмент компании. Через мобильное приложение оформляется 73% заказов. А заходит в него 1.6 млн уникальных пользователей каждый день:
1688. Оптовая площадка для китайского рынка. Связывает производителей и оптовиков Китая. Самые популярные товары: одежда, товары общего назначения, аксессуары, мебель и упаковочные материалы. 76% заказывают через приложение, а активно используют его 6.7 млн человек в день.
В приложении можно искать товары по фото, QR-кодам или ключевым словам. Пользователям доступны разные бизнес-услуги. Продукцию демонстрируют в коротких видеороликах, а продавцу можно позвонить по видео:
Lingshoutong. Платформа связывает китайских производителей FMCG-товаров, их дистрибьюторов и небольших розничных продавцов.
Вопрос №2. Где продавать товары
Alibaba Group делит свои электронные платформы по целевым аудиториям, странам и ассортименту продукции.
AliExpress. Продукт, по которому российские пользователи знают экосистему Alibaba. Он запустился в 2010 году, чтобы связать розничных и мелкооптовых продавцов с покупателями. В 2017 году AliExpress стал самым популярным интернет-магазином в России. AliExpress работает на 17 языках и массово используется в Бразилии, Испании и США:
Taobao. Электронная площадка, где потребители продают товары друг другу. Продавцы размещают актуальный и интересный контент в режиме реального времени, показывают товары и общаются с покупателями.
Tmall. Отделился от Taobao в 2008 году. Маркетплейс используют китайские и зарубежные компании, чтобы продавать брендовые товары конечным потребителям. Часто продукцию маркетплейса не найти в розничных точках.
Lazada. Самая быстрорастущая e-commerce платформа Юго-Восточной Азии. Она работает в шести странах: Индонезии, Малайзии, Филиппинах, Сингапуре, Таиланде и Вьетнаме.
Alibaba купила маркетплейс в 2016 году и сразу начала прошивать своими сервисами. Например, организовали доставку через свою логистическую службу и подключили Lazada к платформе облачных вычислений. В результате количество уникальных пользователей в месяц выросло до 100 млн, а вовлеченность на 20%.
В Сингапуре каждый второй пользователь заказывает что-то через Lazada, а в Тайланде торговый оборот приложения вырос на 230% в 2020 году:
Lazada готовится стать новым суперприложением. В нем есть панель сервисов и маркетплейсов-партнеров, например Taobao и e-grocery сервис RedMart. Через приложение можно заказать такси, еду или забронировать билеты. А расплатиться за все — через внутренний мобильный кошелек.
На стриминговой площадке LazLive продавцы рассказывают о товарах и показывают их в прямом эфире, отвечая на вопросы покупателей:
А в мини-играх пользователи зарабатывают LazCoins и оплачивают ими заказы:
Amap, Fliggy и Ele.me — все это примеры пользовательских сервисов. Где можно продавать свои услуги и рекламировать заведения.
Fliggy — маркетплейс путешествий, где можно найти, забронировать и оплатить туры в разные страны:
Amap — это китайские Яндекс.Карты. Где собрали разные сервисы для водителей, поиск АЗС, ресторанов и гостиниц и инструменты навигации:
Вопрос №3. Как продвигать магазин
Через Alimama. Это сервис контекстной рекламы для Китая. Реклама размещается во всех приложениях экосистемы Alibaba. Например, как баннер в Taobao или как рекомендация в Amap.
Alimama объединяет маркетинговые потребности продавцов и медиа активы Alibaba. Так экосистема получает дополнительный доход от бизнес пользователей и своих медийный и развлекательных сервисов. А если маркетологи хотят сделать рекламу в сторонних приложениях, для них существует программа аффилированного маркетинга.
Вопрос №4. Как принимать платежи
Через Alipay. Платежная система появилась в 2003 году. Ее реорганизовали спустя 7 лет и перевели под крыло крупного финансового холдинга Ant Financial.
Alipay — самая крупная система Китая по количеству пользователей и платежей. В июне 2020 года количество активных пользователей за год достигло 1.3 млрд, а объем транзакций составил $17 трлн:
Вопрос 5. Как доставлять заказы
Для этого в экосистеме работает логистическая служба Cainiao. Она обслуживает партнеров экосистемы и доставляет большую часть заказов, оплаченных на площадках Alibaba. Покупатели и продавцы отслеживают посылки в режиме реального времени. А китайские пользователи могут оформить экспресс-доставку в течение двух часов. В России в некоторых локациях можно встретить постаменты Cainiao, в которые Alibaba доставляет заказы.
Бонус. А где развлекаться
Цифровые медиа и развлекательные ресурсы приносят экосистеме 4% от общей выручки. Alibaba начала покупать разные медиаактивы в 2014 году.
Например, Alibaba Pictures сейчас производит и распространяет цифровой контент, оформляет лицензионные права, управляет агрегаторами по продаже билетов и предоставляет пользовательские данные другим развлекательным сервисам. Медиа влияние Alibaba выросло настолько, что правительство Китая забеспокоилось и обязало продать часть активов.
Видеоплатформа экосистемы Youku стала третьей по популярности в стране. Это онлайн-кинотеатр, стриминговая площадка и аналог TikTok в одном приложении:
А интернет-пользователи могут выйти в интернет через экосистемный браузер UC Browser, который адаптируется под регионы: