«Мама, я хочу стать киберспортсменом»
Вероятность услышать эту фразу от своего чада становится все выше. Киберспорт — один из самых динамично развивающихся видов современного спорта. Он объединяет миллионы людей за компьютерами, игровыми автоматами, консолями и смартфонами.
Игры при этом могут быть совершенно разными: от файтингов типа Mortal Kombat до стрелялок типа StarCrart или WarCraft. Но если основная часть игроков играет в них для развлечения, то киберспортсмены играют профессионально для того, чтобы заработать деньги. Сделать это можно, взяв победу в популярном турнире, либо обучая будущих игроков.
В общем, «катка в доту» — это не всегда метод расслабиться после рабочего дня, для кого-то это серьезный спорт и ответственная работа. При этом в последнее время активно обсуждаются меры по включению киберспорта в программу Олимпийских игр.
Начало истории
История киберспорта начинается еще в 1972 году, когда в Стэнфордском университете 24 студента проводят первое соревнование по компьютерной игре Spacewar. Проходит оно скромно, в одной из компьютерных лабораторий университета, победителем стал студент-биолог Брюс Баумгарт. Счастливчику досталась подписка на журнал Rolling Stone.
Spacewar — первая космическая стрелялка. Ее суть проста: есть ключевой объект — солнце, а также 2 корабля, управляемых игроками. Каждому из них необходимо за определенное время сбить соперника торпедой, в противном случае закончится горючее и патроны.
В 1980-е годы состязания в видеоиграх начали развиваться уже на базе первых приставок Nintendo и Sega Genesis. Но популярность игровые турниры обретают после создания игры Quake. В 1997 году американцем Эйнджелом Муньезом проводятся массовые мероприятия по ней.
Quake — первый шутер, где персонажи и объекты становятся трехмерными, а локации многоуровневыми. Игра сделана в образе мрачной фэнтези с готической архитектурой. Игрокам доступен широкий арсенал с разными типами патронов, которые различаются степенью урона и областью поражения.
Сначала Муньез провел онлайн-турнир, где 2000 игроков Quake в США «рубились» друг с другом до тех пор, пока не осталось 16 лучших. Финалисты сражались уже в городе Атланта, на выставке Electronic Entertainment Expo. Главные матчи транслировались в интернете, а победитель турнира — Деннис Фонг забрал не какой-нибудь журнал, а автомобиль Ferrari 328 GTS. Это мероприятие считается первым масштабным турниром по киберспорту, после которого Эйнджел Муньез создает Cyberathlete Professional League (CPL) — профессиональную киберспортивную лигу. К слову, она существует до сих пор.
Киберспорт в России
Удивительно, но Россия — первая в мире страна, которая официально признает киберспорт. Но ожидания от этого шага были более красочными, чем реальность.
За 5 лет существования киберспорта прорыва не произошло. Люди не были готовы к тому, что компьютер и джойстик становятся инвентарем настоящего спортсмена. Командную тактику или скорость реакции не смогли приравнять к физической силе, выносливости или гибкости. Поэтому в 2006 году киберспорт покидает реестр видов спорта России.
Потребовалось еще десять лет, чтобы в 2016 году Министерство спорта вновь признало киберспорт. За это время компьютерные состязания вышли на профессиональный уровень: впервые Федерация компьютерного спорта России (ФКС) в рамках Кубка страны по киберспорту начала организовывать турниры. Спортсмены начали получать звания и награды не только за победу в виртуальном мире, но и в настоящем — «мастер спорта России».
Киберспорт в школах
В этом году министерство просвещения РФ и Федерация компьютерного спорта подписали соглашение о развитии школьного киберспорта. О готовности содействовать продвижению киберспорта говорил в 2020 году и Владимир Путин.
Дело в том, что киберспортивные игры —это не просто сражения с одноклассниками, это обучение коммуникации в виртуальном мире и командной работе, настройке ПО и отличный инструмент для социализации.
Вряд ли вы с легкостью заставите школьника настраивать сервера, изучать информационную безопасность или разбираться в компьютерных программах, а вот в игровой форме — пожалуйста.
Почему геймеры — лучшие сотрудники
Пока некоторые работодатели с презрением смотрят на любителей порубиться в танки, крупные фирмы интересуются ими все больше. Посудите сами: любители поиграть прекрасно понимают, как взаимодействовать в команде.
Их опыт — это нужные знания без корочек, а также самостоятельность в решении проблем и быстрая обучаемость. Геймеры — настойчивые и энергичные работники, которые привыкли брать на себя роль героя.
Поколением геймеров созданы целые индустрии. Например, создатель Facebook Марк Цукерберг рассказывал, что именно любовь к компьютерным играм привела его к программированию. А вот американский инженер Илон Маск даже поделился списком любимых видеоигр в своем Твиттере:
Deus Ex;
Half-Life 2;
- Bioshock;
- Mass Effect 2;
- Fallout 3 & New Vegas;
- Saints Row IV.
Хедлайнеры российского онлайн-образования — университет Skillbox быстро отреагировали на тренд и выпустили несколько курсов на тему киберспорта. Среди них:
- Академия Dota 2 и Академия CS:GO, где новички изучат теорию и отработают технику игры, а продвинутые смогут прокачать свои навыки;
- Комментатор в киберспорте, где обучат ораторским навыкам и расскажут, как правильно привлекать аудиторию;
- Профессия Менеджмент в киберспорте, после которого вы сможете организовывать киберспортивные мероприятия и управлять командами.
Если было интересно, оставляйте лайки и подписывайтесь на наш аккаунт. Напоминаем, что у нас есть бесплатная рассылка для тех, кто интересуется электронным образованием. Подписаться можно по ссылке.
В комментариях делитесь, хотели бы вы работать в сфере киберспорта?В каких играх бы соревновались?
"университет Skillbox быстро отреагировали на тренд и выпустили несколько курсов на тему киберспорта".
Я полагал, что есть два вида образование - одно, которое помогает деньги заработать (реально-техническое какое-нибудь, медицинское и т.п.), и просто ненужное ("экономист", "менеджер", "психолог" и т.п.).
И вот случился прорыв: появился третий вид - такое, о котором лучше помалкивать ).
Медицинское образование для того, чтобы деньги зарабатывать? Сомнительно, если брать медицину в целом... И вот теперь представьте, что все "ненужное" убрали) А насчет киберспорта - да, до сих пор в России это считается вредом для здоровья и бесполезным занятием, но если покопаться в этой теме, хотя бы прочесть новости, то можно узнать, что у них дела там обстоят получше нескольких профессий вместе взятых. Рынок киберспорта в России в среднем каждый год растет на 20% . Средняя зарплата киберспортсмена в России - 100 000 рублей, бывает, естественно, и больше, и меньше, но тут уже зависит от уровня игрока. Один из известных киберспортсменов Алексей Березин к своим 29 годам заработал $1,7 млн, Роман Кушнарев (20 лет) - за 2019 год заработал $268 тыс. И что больше всего радует - ребята занимаются тем, что им РЕАЛЬНО нравится, а это дорогого стоит.
Играю в дота 2, был перерыв в 2года, сейчас собираю новый компьютер и врываюсь в соревновательную доту
а