Принятие закона о телемедицине — мнения участников рынка
Директор по развитию продукта Medical Note Ксения Ульянова о специфике нового направления в теории и на практике.

Официально телемедицины сейчас нет, есть так называемое «онлайн-консультирование» — услуга не медицинская, а информационная. Её условия прописаны в пользовательском соглашении, которое пациенты принимают при регистрации на сайте или непосредственно перед обращением к специалисту.
Формулировки различны, но смысл документа один — врач не может поставить диагноз, назначить конкретное лекарство или выписать рецепт. Фактически пациента успокаивают и направляют на очный визит к врачу или сдачу анализов. Даже при таком раскладе спрос на услугу есть.
Так, например, директор по развитию сети клиник «Доктор рядом» Денис Швецов озвучил показатель в 100 консультаций в месяц. В приложении Medical Note тоже планируется чат с врачом. Мы прогнозируем спрос в 150-200 консультаций в месяц, так как вначале все сессии будут бесплатными.
«Мобильный доктор», как и многие другие сервисы, предоставляющие дистанционную консультацию врача, ждёт, когда закон о телемедицине будет принят.
После введения понятия «консультации и консилиумы с применением телемедицинских технологий, обеспечивающих дистанционное взаимодействие врача и пациента» в закон №323-ФЗ наша услуга станет более понятной как пациентам, так и медицинскому сообществу.
Из важных плюсов принятия закона — телемедицинская клиника сможет выписывать больничные справки и рецепты, это снимет нагрузку с офлайн-клиник и упростит жизнь пациентам.
Наверняка появятся и трудности. Сейчас мы пользуемся внутренними стандартами, которые соответствуют лучшим практикам доказательной медицины. Однако эти стандарты невозможно механически перенести на телемедицину. Надеемся, что стандартизация телемедицинских услуг не будет бездумной.
Спрос на удалённую консультацию у врачей-психотерапевтов есть. Консультируем по Skype, стоимость консультации от 3 до 8 тысяч рублей в зависимости от квалификации врача.
С января по май 2017 года было проведено 1057 подобных консультаций. От чата отказались: желающих поболтать много, а реальных пациентов почти нет. Возможно, это связано с нашей спецификой (психиатрия).
Большинство из онлайн-пациентов иногородние, есть много иностранных. Если требуется очное лечение, мы сразу об этом сообщаем. Пациент сам решает, ехать к нам или нет.
В теории после принятия закона о телемедицине медицинские услуги станут более доступными, пациенты смогут получить и электронный больничный, и рецепт от врача. Но на практике всё получается немного не так.
Согласно тексту закона, принятому в первом чтении в Государственной думе, и клиенту, и врачу потребуется электронная цифровая подпись (ЭЦП). Это может стать серьезным препятствием, по крайней мере, для развития b2c-рынка, так как мало кто из клиентов захочет искать удостоверяющий центр и платить за эту услугу около 2 тысяч рублей. К тому же, усиленная электронная подпись недоступна со смартфона, что, безусловно, ещё больше сократит спрос.
Также пока не понятно, будет ли включена услуга в ОМС. Если нет, то телемедицина будет недоступна для малообеспеченных граждан. Даже если услуга будет стоить в разы дешевле очного визита в частную клинику, не все будут готовы платить за неё.
В краткосрочной перспективе с принятием закона фактически ничего не изменится. До вхождения телемедицинских визитов в систему ОМС сервисы будут всё так же далеки для большинства жителей РФ. Возможно, в 2018-2019 годах с помощью Минздрава ситуация изменится.
Для нас важно то, как закон влияет на компании, работающие в медицинской отрасли (клиники, фармацевтические компании, лаборатории и другие). Новый закон позволит легче получать заказы, прописывать ответственность сторон, делать все легально.
После принятия закона мы, как и многие другие игроки, сможем оказывать полноценные медицинские услуги, ставить диагнозы, выписывать электронные рецепты на лекарства — в общем, лучше и больше помогать людям по всей России получать качественную медицинскую помощь. Особенно ждём, когда телемедицину включат в ОМС.
Что касается ЭЦП: за неимением лёгких, быстрых, дешевых и онлайн-альтернатив существующим способам её получения, требования представляются сложными для выполнения и затрудняют доступ клиентов к качественной медпомощи. Существующие телемедицинские сервисы, скорее всего, не смогут соответствует данному требованию в 100% случаев.
Пока консультация не считается медицинской, учреждениям не нужно заполнять многочисленные утвержденные формы и составлять отчеты в Минздрав. Но после того, как закон вступит в силу, документов станет больше, также появятся картотеки с амбулаторными картами пациентов, поскольку всю документацию нужно хранить в бумажном виде.
Сразу изменится уровень защиты персональных данных: для медицинской услуги он однозначно будет наивысшим, в то время как для информационной консультации можно ограничиться общедоступными данными и использовать третий или четвёртый уровень защиты.
Важно понимать, что дистанционная консультация вне зависимости от того, является она информационной или медицинской услугой, не заменит очного визита к врачу в случаях, когда нужен осмотр.
Важно, чтобы регулирующий орган, понимая это, создал облегченный режим документооборота, чтобы телемедицина могла выполнять свою главную задачу — повышать доступность медицинской помощи, — а не превращаться в ещё одну забюрократизированную услугу.