Техосмотр и ответственность за аварии: Минтранс подготовил законопроект о беспилотниках без испытателя за рулём
Среди обязательных функций беспилотника — возможность отключить автоматику и безопасная остановка.
С 2019 года беспилотники тестируют с инженером за рулём, контролирующим процесс, — это пилотный проект, который продлится до 2022 года, пишет «Ъ». Предлагаемый законопроект — продолжение пилота.
Что есть в законопроекте
- В документе даны определения оператору — это наблюдатель, который следит за машиной дистанционно и может вмешаться в управление, изготовителю ВАТС и других понятий. Высокоавтоматизированные автомобили перед выездом на дорогу должны пройти «оценку соответствия требованиям безопасности».
- Владельцы таких машин должны будут оформлять страховку и проходить техосмотр. Среди обязательных функций — бортовой регистратор и система, позволяющая дистанционно отключить автопилот. При этом машина должна сама безопасно остановиться и выпустить пассажиров.
- При ДТП и нанесении ущерба здоровью или имуществу ответственность будут нести изготовитель и владелец. Если вред причинён в результате «конструктивных недостатков» беспилотника, за него отвечает изготовитель.
- Если вред нанесён из-за конкретной детали, изготовитель транспорта может подать в суд на изготовителя детали. Владелец машины возмещает вред, если не сможет доказать, что ущерб возник «вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего».
- Как и когда будет возмещать ущерб оператор, а также будут ли владелец и изготовитель оплачивать вред за одно и тоже ДТП, в законе не сказано.
В «Яндексе» назвали документ «первым шагом в разработке закона, который должен разрешить коммерческую эксплуатацию автомобилей без водителя на территории всей страны». Компания рассчитывает, что законопроект будет дорабатываться с участниками рынка.
В «Сбере» сообщили «Ъ», что законопроект разрабатывался «при активном участии» компании. «Считаем необходимым скорейшее его принятие, он установит понятные для всех правила игры», — сообщили в банке.
37 комментариев