Техосмотр и ответственность за аварии: Минтранс подготовил законопроект о беспилотниках без испытателя за рулём

Среди обязательных функций беспилотника — возможность отключить автоматику и безопасная остановка.

Проект закона «О высокоавтоматизированных транспортных средствах» (ВАТС) предусмотрен планом правительства по поэтапному выводу на дороги беспилотников без инженера-испытателя в салоне, пишет «Коммерсантъ».

С 2019 года беспилотники тестируют с инженером за рулём, контролирующим процесс, — это пилотный проект, который продлится до 2022 года, пишет «Ъ». Предлагаемый законопроект — продолжение пилота.

Что есть в законопроекте

  • В документе даны определения оператору — это наблюдатель, который следит за машиной дистанционно и может вмешаться в управление, изготовителю ВАТС и других понятий. Высокоавтоматизированные автомобили перед выездом на дорогу должны пройти «оценку соответствия требованиям безопасности».
  • Владельцы таких машин должны будут оформлять страховку и проходить техосмотр. Среди обязательных функций — бортовой регистратор и система, позволяющая дистанционно отключить автопилот. При этом машина должна сама безопасно остановиться и выпустить пассажиров.
  • При ДТП и нанесении ущерба здоровью или имуществу ответственность будут нести изготовитель и владелец. Если вред причинён в результате «конструктивных недостатков» беспилотника, за него отвечает изготовитель.
  • Если вред нанесён из-за конкретной детали, изготовитель транспорта может подать в суд на изготовителя детали. Владелец машины возмещает вред, если не сможет доказать, что ущерб возник «вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего».
  • Как и когда будет возмещать ущерб оператор, а также будут ли владелец и изготовитель оплачивать вред за одно и тоже ДТП, в законе не сказано.

В «Яндексе» назвали документ «первым шагом в разработке закона, который должен разрешить коммерческую эксплуатацию автомобилей без водителя на территории всей страны». Компания рассчитывает, что законопроект будет дорабатываться с участниками рынка.

В «Сбере» сообщили «Ъ», что законопроект разрабатывался «при активном участии» компании. «Считаем необходимым скорейшее его принятие, он установит понятные для всех правила игры», — сообщили в банке.

22
37 комментариев