Почему не всем стартапам нужен MVP
Сооснователь туристического агрегатора Camplike Роман Цветков о ситуациях, когда важнее доработать проект, чем проверить гипотезу.
![Роман Цветков](https://png.cmtt.space/paper-media/54/b9/ae/c778ded2affc96.png)
Полтора года назад мы с другом решили создать Camplike. Мы думали, что у нас всё будет серьёзно, а не как в других стартапах. Перед тем, как приступить к работе, много читали о минимально жизнеспособном продукте (MVP). Поняли, что запуститься нужно быстро, дёшево и эффективно. Получилось долго и дорого, но сервис мы запустили.
Camplike — агрегатор туристических предложений в сфере активного отдыха. На сайте мы размещаем кемпы — готовые программы путешествий. Например, компания организует групповой велотур по Германии с завтраком, проживанием, посещением достопримечательностей. Мы собираем предложения от организаторов и даём возможность забронировать их на сайте.
Как мы искали MVP
Нужно было сформулировать, каков в нашем случае минимально жизнеспособный продукт. Тогда мы попали в ловушку, хотя на первый взгляд процесс выглядел логично.
Выдвинули гипотезы
- Существует рынок кемпов и активного туризма.
- Мы сможем привлечь органический трафик на наш сайт.
- Как только мы найдем клиента, организатор сразу начнёт общаться с ним и оформлять бронирование.
Исследовали рынок
- Поговорили с представителем ФРИИ, он посоветовал разобраться, действительно ли есть проблема найти кемп для активного отдыха. Затем мы изучили спрос.
- Пообщались с потенциальными клиентами, изучили данные сервиса «Подбор слов» от «Яндекса», оценили конкурентов. Опросили 95 человек.
![Почему не всем стартапам нужен MVP](https://png.cmtt.space/paper-media/3b/83/e1/5945144b02e330.gif)
- Поняли, что интерес к кемпам и активному отдыху существует. Все опрошенные указывали на полезность будущего сервиса.
Решили, что MVP не получится
Мы посчитали, что нашу модель нельзя проверить с минимальным набором функций. Причины казались убедительными:
- Уникальное торговое предложение заключалось в большом выборе кемпов с категориями и фильтрами для удобного поиска. Для прототипа было недостаточно одного или двух организаторов.
- Мы добавляем на сайт организаторов, но они не знают об этом. Когда заказ поступает на Camplike, на почту организатора нужно отправить много триггерных уведомлений.
- Когда туроператор узнает о Camplike, ему нужно обработать заказ. Нужен личный кабинет.
- Если представитель компании зайдет на сайт и увидит только посадочную страницу, доверия мы не вызовем. Нужно создать много страниц под разные тематики.
Дважды откладывали запуск
Мы планировали запуститься в сентябре 2016 года. Когда наступил ноябрь, мы перенесли старт на конец месяца. Но пришел декабрь, и ничего не было готово. Тогда мы поняли, что на самом деле могло стать нашим MVP.
Как действительно надо создавать MVP
Правильно провести опрос
Не спрашивайте об оценке продукта. Это бесполезно: мы получили положительные отклики от 95 человек, но никто из них не забронировал тур.
MVP появляется вместе с пониманием, какие гипотезы нужно проверить. Расскажите о проекте тем, кто уже запускал бизнес, удачный или не очень. Задайте этим людям вопрос: «Какие гипотезы о моём проекте вы стали бы проверять?».
Правильно сформулировать гипотезу
Наши гипотезы были направлены на изучение рынка. А нужно изучать конверсии и их участников. Вот грамотные гипотезы для Camplike:
- Пользователь захочет сделать заказ на сайте.
- Организатор тура, получив письмо от сервиса, захочет его обработать. Наш потенциальный инвестор сейчас советует сконцентрироваться именно на этом пункте.
- Заявки с сайта получится организовать дешевле, чем у туроператора — за счёт SEO, качественного лендинга, правильно настроенной рекламы и ретаргетинга между предложениями в рамках одного сервиса.
Протестировать гипотезы на одной категории
Перечисленные гипотезы можно протестировать на одной категории. Для этого мы составили график спроса по разным категориям кемпов.
![Почему не всем стартапам нужен MVP](https://png.cmtt.space/paper-media/29/e5/a1/aa96445b5dbdfc.png)
Допустим, сейчас июль, а мы стартуем в октябре. Выбираем альпинизм: он популярен в октябре. В июле готовим посадочные страницы, в августе подключаем рекламу, в сентябре настраиваем аналитику. И в октябре запускаем проект по альпинизму.
Оказалось, что не нужны были триггерные письма, личный кабинет и тысячи предложений на сайте. Нужно было вручную заполнить десять страниц с турами и посмотреть, что будет. Заявки в таком случае можно обработать самим, а затем написать организаторам.
Декабрь — время для горнолыжного спорта, и мы загорелись идеей запустить MVP в этой тематике. Но у нас было написано техзадание на основной продукт, готов дизайн всех страниц, а программист работал уже три месяца. Стало ясно, что MVP в нашем проекте уже не будет.
Есть ли жизнь без MVP
Путь, который мы выбрали для нашего проекта, требует больше денег и времени, а результат нельзя заранее предсказать. Но повернуть назад не получилось, и мы были вынуждены искать преимущества в сложившейся ситуации. И нашли.
MVP нужен не для всех проектов
Да, мы могли бы протестировать модель сервиса по частям: создать лендинг, направить на него трафик. Но так можно проверить только две вещи:
- Есть ли спрос от клиентов (в нашем случае это было известно заранее, существовал рынок активного отдыха).
- Согласны ли организаторы работать с проектом.
Для агрегатора важен именно органический трафик из поисковых систем. Площадка должна привлекать клиента дешевле, чем организатор туров, иначе проект не имеет смысла.
Агрегаторы получают трафик за счёт публикации тысяч предложений и подборок. На таких сайтах миллионы страниц. К примеру, на Booking насчитывается полтора миллиона отелей. Казалось бы, на его сайте должно быть столько же страниц, но в Google их 102 млн, и это только в рунете.
![Почему не всем стартапам нужен MVP](https://png.cmtt.space/paper-media/3d/68/f3/9ce7c975701948.png)
Вывод: мы не получим хорошего органического трафика на сайт с десятком предложений.
Не каждый продукт может вырасти из MVP
Поначалу можно самим обзванивать клиентов, писать письма организаторам туров и обрабатывать каждую заявку вручную. Но в будущем придётся организовать процесс иначе: нанять и обучить сотрудников или автоматизировать коммуникации. На этом этапе могут возникнуть проблемы, которые замедлят развитие проекта.
Тратить деньги на продукт легче, чем на рекламу
Экс-руководитель пресс-службы ФРИИ Мария Лапук считает, что 80% бюджета стартап должен тратить на маркетинг и только 20% — на создание продукта.
Мы вложили больше миллиона рублей в создание сайта и получили готовый продукт. При MVP мы могли бы уложиться в 200 тысяч рублей. Но отдать 800 тысяч рублей в маркетинг мы бы побоялись: на рынке продвижения никто не даёт гарантий.
Благодаря тому, что мы создали продукт, у нас хорошо настроена поисковая оптимизация. Трафик на сайт постоянно растёт, и это гарантирует увеличение количества клиентов.
![Почему не всем стартапам нужен MVP](https://png.cmtt.space/paper-media/8a/4c/e6/103fd12f286e53.jpg)
С MVP велик соблазн бросить всё на полпути. Однако когда в проект вложено много сил и средств, приходится искать наименее затратные способы продвижения и ответственно подходить к развитию.
Опыт разработки продукта не будет лишним
Когда я начинал создавать Camplike, я работал менеджером проектов в маркетинговой группе «Комплето». Я мало знал о разработке продуктов, но в Camplike пришлось с этим разобраться. Сейчас я стал партнёром «Комплето», и приобретенные навыки пригодились на новой должности.
Создавать полноценный продукт интереснее
Предприниматели часто создают проекты в интернете просто потому, что им это нравится. Работать над конечным продуктом намного интереснее, чем над минимально жизнеспособным.
Безусловно, грамотно построенный MVP поможет сэкономить деньги, быстро запустить проект и спрогнозировать его развитие. Но иногда можно — а в некоторых случаях нужно — пропустить этот этап. Мы обошлись без MVP и довольны результатом.
"К примеру, на Booking насчитывается полтора миллиона отелей. Казалось бы, на его сайте должно быть столько же страниц, но в Google их 102 млн, и это только в рунете".
Во-первых, для Гугла нет понятия "только в рунете" - это страницы Букинга на разных языках.
Во-вторых, сам по себе посыл "должно быть столько же страниц, сколько отелей", неверен - основными лендингами для Букинга являются страницы городов ("отели в ..."). Ну и далее страницы посадочных по точкам интереса и т.п.
"Благодаря тому, что мы создали продукт, у нас хорошо настроена поисковая оптимизация. Трафик на сайт постоянно растёт, и это гарантирует увеличение количества клиентов".
Судя по графику, трафик вырос с "менее 50" человек в неделю мае до около 200 в неделю в августе. При этом высок фактор сезонности (стоит ждать спада осенью-зимой) И непонятно, что это за трафик - как он конвертируется?
"Мы обошлись без MVP и довольны результатом".
Рано радоваться - зима близко. :)
А если серьёзно, то будьте довольны результатом, если проект будет жить и приносить доход через год. Хотя и это не гарантирует лавров Букинга, конечно.
А что касается MVP, в вашем случае это не лендинг, а страничка с предложениями оргов в ВК. Можно было начать с этого, раскручивать страницу и потихоньку скармливать народу всякие интересные штуки. Потом уже могли бы быть лендинги, сайт и личные кабинеты.
Полностью неправильное понимание что такое МВП и зачем он нужен.
МВП - это проверка самых гипотиз с наибольшими рисками для бизнеса, а не запил кастрированного продукта. Причем, как писали ниже, это скорее процесс, то есть ранжируем по риску гипотезы и проверяем их последовательно.
Если ближе к топику, бизнес модель данного продукта - арбитраж трафика. Соответвенно, надо проверять, что можно купить дешевле и продать дороже. Каналы там всякие, конверсии. Чем собственно сейчас товарищи и занимаются, то есть это тот же МПВ только дороже ))
Отсюда цель МВП - проверка гипотез с максимальными рисками, но с минимальными вложениями, то есть вы могли бы и 10 млн. вложить, ума для этого много не надо, а вот за 10 тыс еще ухитрится надо.
В целом это все что я хотел сказать про МВП.
Про букинг - речь как раз ведь о том, что просто страничка с предложениями не катит, потому как, как вы правильно сказали, если всякие "отели в ..." и тд.
"А что касается MVP, в вашем случае это не лендинг, а страничка с предложениями оргов в ВК. Можно было начать с этого"
Тут ведь с другой стороны - организаторы сами ведут эти странички и продают, и возят. Вопрос стоял в другом - сможем ли мы привлечь пользователя в кэмп дешевле чем это делает орг. Делать это ровно теми же методами, что делает орг - бесмысленно, цена будет +- та же.
"При этом высок фактор сезонности (стоит ждать спада осенью-зимой"
Тут ответ кроется в том, что собрав не пяток предложений по сноуборду, а размазанную по категориям базу приводить пользователей постоянно - летом на зиму и осень, зимой на лето и тд, сезонность, естественно есть, но вопрос в том - как ее обрабатывать.
Когда проект начнет зарабатывать, то мы будет несказанно рады результатам, пока что просто "довольны" :)
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Роману спасибо за статью. Ниже исключительно мое мнение:
1. Мне кажется, что вы не совсем верно понимаете физический смысл MVP. В ваших рассуждения вы делаете акцент на проверку гипотез, сразу закладывая туда продуктовые решения (тригерные письма и пр.)
Примером MVP в вашем случае (проверка рынка, баовые конверсии, получение обратной связи) могла бы служить простая страничка в facebook. С одной стороны клиенты, с другой компании со своими предложениями, которые вы лично публикуете и обрабатываете. Условно, делаете пока все за организаторов.
2. Еще одно удивление — не вложить деньги в маркетинг. Вам же нужно хотя бы иметь примерное представление о CAC. Это очевидные каналы, которые масштабируются, в отличие от публикаций и друзей.
Делать ставку на SEO — вполне ок, если вы видите, что у вас набирается приличное количество средне и низко частотных запросов. Но даже если так, то SEO все-равно канал, который стоит денег (тексты, оптимизация страниц, рекламный посев запроса).
Удачи проекту!
Спасибо за коммент, верные мысли.
"могла бы служить простая страничка в facebook"
Не совсем соглашусь, т.к. организаторы и так делают это все, вопрос к MVP - можно ли привлечь людей дешевле по сути.
В маркетинг мы вкладываем и сейчас планируем ряд тестов с рекламой, но SEO способно "сбить" цену привлечения, по-этому к нему такой интерес.